Рецензия к фильму "Кандагар". Орлы в неволе
На экраны российских кинотеатров вышел фильм про российских летчиков, основанный на реальных событиях. 3 августа 1995 года самолет Ил-76 с грузом боеприпасов для советского правительства в Афганистане, отбивающегося от талибов, был посажен истребителем Талибана под Кандагаром. Летчики (их было семь, в фильме – пять) год провели в плену, где их пытались обратить в ислам и заставить учить летать талибов. 16 августа 1996 года, во время очередного техобслуживания ценимого талибами Ил-76, летчикам удалось угнать самолет. Фильм режиссера "Охоты на Пиранью" Андрея Кавуна "Кандагар" – впечатляющая почти документальная хроника тех событий.
"Кандагар" - фильм-высказывание, фильм-рассуждение, фильм-тоска. Не самое лестное сравнение, но эта убедительная психологическая драма - не для развлекательного просмотра: фильм не позволяет себя смотреть, только наблюдать - и погружает к финалу в какое-то задумчивое состояние, когда глядишь на экран, а картинку видишь как бы сквозь него. С "Кандагаром" России было бы не стыдно на "Оскаре".
Первая половина фильма довольно муторная: среди всего случившегося в ней увлекает только впечатляющая сцена бомбежки Кандагара истребителями, необычно снятая с неба и с земли. Но эпизоды, заставляющие в душе что-то шевельнуться, начинаются после середины - с отчаяния радиста, готового принять ислам, чтобы вернуться домой.
Все пятеро (семерых, чтобы выстроить драматический конфликт, Кавуну не потребовалось) играют слажено и на редкость здорово. Без пафосного героизма, бравурной музыки и прочувствованных речей, в спектре от мрачного выжидания до срывов, решимости и отчаяния Андрей Панин, Владимир Машков, Александр Голубев, Александр Балуев и Богдан Бенюк рисуют характеры - и с ними делаешься заодно в безвыходности плена.
Ситуация с пребыванием в плену российских летчиков для Андрея Кавуна, написавшего сценарий вместе с братом Олегом, - метафора России. В ней он честно, как видит, выразил силу и слабости наших, русских, и страны.
Не то чтобы совсем никаких ценностей - но повезли боеприпасы в Афган, где гражданская война, под видом амуниции. Вечная надежда на авось, как и в мощном финальном эпизоде побега из плена.
Не то чтобы братья и накрепко стоим друг за друга (уж скорей на рожи друг друга глядеть невыносимо) - но все за одного ("Без Сереги не полетим!"), а из эпизода с гранатой ясно, что и один за всех.
Не то чтобы своей головы на плечах нет - но вся надежда на "главного", и глухая бездеятельная злоба, когда всем плохо, а он ничего не может сделать. И самому за себя не спастись: герой Машкова, весь плен оставаясь дерзко независимым, ярко выражает это в характере - покинув остальных, он не знает, что ему дальше делать; выходит на обрыв и просто любуется пейзажем.
Не обойден вниманием и культурологический аспект: в "Кандагаре" дано сильное и внушительное высказывание от лица Востока в адрес западной цивилизации - про то, что бедные, голодные и идейные все равно победят сытых и богатых.
"Кандагар" - кино не героическое. На финальном титре даже странно воспринимаются слова про какие-то медальки за мужество. Но в сцене с мальчишеской беготней героев под живительным афганским дождем начинаешь ощущать, что гвозди гнутся, а такие люди нет. Пилот в России больше чем пилот.
А восхитительно голубое небо в начале и в конце "Кандагара" без лишней артикуляции, ясно и открыто говорит, что свободу русский воспринимает не практично - как какой-нибудь американский либерал. Она ему для души, и почти насущная потребность - как воздух - без которой ни охнуть, ни вздохнуть.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов
гостьЯ (Киноман), постов: 322
8 февраля 2010, 17:25
| |
![]() ![]() 15 |
Евгения писал(а) 8 февраля 2010, 17:22 По моему ты опять ее провоцируешь.....??((вместо обсуждения фильма,обсуждаешь что то личное,как то не понятно .. тебе кажется... |
Евгения (Критик), постов: 3529
8 февраля 2010, 17:22
| |
![]() 15 ![]() |
ГостьЯ писал(а) 8 февраля 2010, 17:17 в чём ты увидела переживание?... ты считаешь, что данная цитата в тему?... По моему ты опять ее провоцируешь.....??((вместо обсуждения фильма,обсуждаешь что то личное,как то не понятно .. |
гостьЯ (Киноман), постов: 322
8 февраля 2010, 17:17
| |
![]() 15 |
Галчёнок писал(а) 8 февраля 2010, 15:46 А это не для кого и не секрет, я же не написала: "Галчёнок"...Не переживай ты так....:))) в чём ты увидела переживание?... ты считаешь, что данная цитата в тему?... |
гостьЯ (Киноман), постов: 322
8 февраля 2010, 17:12
| |
![]() 15 |
Галчёнок писал(а) 8 февраля 2010, 15:51 Посмотри...... - |
Евгения (Критик), постов: 3529
8 февраля 2010, 16:59
| |
![]() 15 ![]() |
извиняюсь,перепутала вас с Сонечкой....не надо злиться)) |
Галчёнок (Киноман), постов: 5512
8 февраля 2010, 15:51
| |
![]() |
ГостьЯ писал(а) 8 февраля 2010, 14:01 что касается фильма: ещё не смотрела, но обязательно посмотрю... Посмотри...... |
Галчёнок (Киноман), постов: 5512
8 февраля 2010, 15:46
| |
![]() |
ГостьЯ писал(а) 8 февраля 2010, 13:58 "Иному клетка как простор - другому и простор как клетка. А человек вступает в спор - чтобы не быть марионеткой". ... А это не для кого и не секрет, я же не написала: "Галчёнок"...Не переживай ты так....:))) |
Римайер (Киноман), постов: 186
8 февраля 2010, 14:43
| |
![]() 15 ![]() |
andrew писал(а) 8 февраля 2010, 14:40 Дмитрий, никакой внутренней свободы у русского человека нет:) Откуда ей взяться? Среда определяет мировозрение. ... А я не говорил, что у русских есть внутренняя свобода. Есть отчетливо ощущаемая в ней потребность. |
Andrew (Главный редактор), постов: 76116
8 февраля 2010, 14:40
| |
|
Римайер писал(а) 8 февраля 2010, 14:26 Андрей, про многовековое рабство - это вы как раз в контексте той, "американской" прагматичной свободы: свободы ... Дмитрий, никакой внутренней свободы у русского человека нет:) Откуда ей взяться? Среда определяет мировозрение. У афганского переводчика тоже самое. Мы просто говорим о вполне конкретной ситуации побега из вражеского плена. Тут немного иное, не во внутренеей свободе дело |
Римайер (Киноман), постов: 186
8 февраля 2010, 14:26
| |
![]() 15 ![]() |
andrew писал(а) 5 февраля 2010, 10:38 Вот это особенно впечатляет.... "свободу русский воспринимает не практично - как какой-нибудь американский либерал. ... Андрей, про многовековое рабство - это вы как раз в контексте той, "американской" прагматичной свободы: свободы хозяйствовать, участвовать в управлении и пр.
А я написал про очень важную тему, которая отчетливо выражена в фильме: внутреннюю свободу человека и потребность в ней. К примеру, в конце фильма есть эпизод, где летчики приглашают улететь с собой афганца-переводчика, а он говорит: "Нельзя мне". |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Год выхода: | 1948 |
Страна: | Великобритания |
Жанр: | драма |
Режиссер: | Лоуренс Оливье |
В главных ролях: | Кристофер Ли, Питер Кашинг |
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.48 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.45 |
5 | Еретик | 7.23 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
3 | Огниво | 7.06 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |