px

Рецензия на фильм "Дуэлянт". Честь требует крови

30.09.2016
Рецензия на фильм Дуэлянт. Честь требует крови
Год российского кино нам дарит небывалые проекты! Это масштабные фильмы-катастрофы ("Экипаж", "Ледокол"), историческая драма "Викинг", экспериментальный "Хардкор". Картина "Дуэлянт" от продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова совмещает в себе масштабный замысел, историческую составляющую и экспериментальный подход. Экранизации романов Бориса Акунина о похождениях сыщика Фандорина были последними авантюрными фильмами, что приковывали к себе внимание широкой публики. С тех пор выходили байопики (например, "Адмирал") и легковесные молодежные ленты о царскосельских лицеистах ("1814"). Но интерес к историческому материалу стал угасать. И вот новый фильм режиссера Алексея Мизгирева применяет всевозможные уловки (в том числе и рекламные), чтобы снова возродить авантюрный жанр. Приманкой послужила яркая обертка, то есть художественное оформление (как в свое время было с "Вием в 3D"), броско стилизованное под атмосферу стимпанка. Но получилось так, что этот выпирающий элемент вытеснил все остальные, а режиссура так и вовсе уступила место работе художников и костюмеров!

Тут же стоит оговориться, что стильная картинка не является основополагающей в характеристике фильма, а служит художественным средством экспрессии для раскрытия темы дуэлей. Поединки - это неотъемлемые атрибуты картин, действие которых происходит в XVIII - XIX веках. Это очень удобный и эффективный драматургический способ разрешить конфликт между героями. Но самих историй о дуэлях, дуэльных кодексах, о том - какую вообще роль они играют в жизни дворян, - припомнить сложно. И это одно из главных новшеств этой картины. Дуэли были частью жизни аристократов, известных своей утонченностью души, поэтическим восприятием мира, поиском красоты в каждом предмете - посему в их сознании (и нашем представлении!) поединки предстают как нечто воинственное и героическое, где проверятся храбрость и отвага и защищается честь. В "Дуэлянте" мы видим темную изнанку этого явления. Потому-то все окружающее и утопает в мрачной и смрадной атмосфере стимпанка!

Этот литературный жанр изображает XIX век в своем альтернативном развитии и с ярко выраженным научно-техническим прогрессом. Мы видим Петербург без каких-то привычных опознавательных знаков "Северной Пальмиры", не считая узнаваемых каналов, расположения улиц с угловыми домами и сверкающего купола Исаакиевского собора. Чаще всего в кадре присутствуют каркасы строящегося Спаса-на-Крови да подвесного моста через Неву. Черные цилиндры и сюртуки, чавкающая грязь под ногами и непрекращающийся ливень - таким предстает город, населенный бретерами. Другого Петербурга, яркого и фееричного, с дворцами, фонтанами, аллеями и парками - вы здесь не найдете! Народ тут подлый и низкий; для них дуэль - это не вопрос чести, а лишь средство для обогащения. Поэтому визуальное обрамление фильма и вышло именно таким.

Главный герой господин Яковлев (Петр Федоров) невероятно везуч. Он стреляется на дуэлях вместо своих клиентов, которых ему выбирает тайный наниматель. Яковлев зарабатывает на этом большие деньги; он не боится смерти (пробуя различные варианты поединков - с пистолетами лоб в лоб, через ширму и даже "русскую рулетку"). Его цель - вернуть себе законное дворянство, отнятое графом Беклемишевым (Владимир Машков). Настоящая фамилия Колычев - была утрачена, как и сам титул. Позже последовало разжалование в солдаты, прогон через строй и в итоге ссылка на Алеутские острова. Вернувшись оттуда, он мечтает отомстить. Но вся загвоздка в том, что он не может вызвать графа на дуэль, так как согласно первому уставу дуэльного кодекса, - драться могут только равные по происхождению. И теперь под чужим именем - Яковлев - он убивает на поединках людей, попутно размышляя над тем, как восстановить свою былую честь.

Фильм конечно же воздействует на зрителя своей стилистикой.

Эти необычные ракурсы, голландские углы, плавные наезды, цветовой контраст вкупе с "индустриальной" музыкой - создают особый фон. Но этот притягательный антураж настолько насыщен темными тонами, что в нем просто-напросто теряются детали. Не говоря уже о том, что задействованных локаций крайне мало (если это улица: то всегда один и тот же канал, если помещение - то либо зал дворянского собрания, либо комната главного героя). Мрачной атмосфере фильма вторит и несколько отстраненная манера поведения действующих лиц - сухость, равнодушие, презрение. Перечисленные выше элементы преобразовались в сочную композицию кадра, способную дух захватить, а некоторые сцены сложились так выразительно, что можно было обойтись и без реплик персонажей.

Но все это явно вытесняло содержательную часть фильма. Ни духа авантюризма или романтизма, не даже элементарной драматургии - нет и в помине. Сюжет довольно тривиальный и прямолинейный, без подводных камней и непредвиденных ситуаций. Градус напряжения лишь изредка поддерживается в отдельно взятом кадре, но никак не в структуре повествования. Оттого-то на выходе тебя переполняют очень странные чувства!

Фильм "Дуэлянт" нельзя назвать большим разочарованием; но и возложенных надежд он не оправдал. Каким бы ни был замысел авторов, но наскучить зрителю в их планы точно не входило. Искусная и пестрая на краски картина конечно же радует глаз, но душу радует глубина. Этого как раз таки и не хватает фильму - глубины содержания. А в двухмерной плоскости сюжета запомнились только подробности проведения дуэлей!

Автор: George



Всего комментариев: 31
George (Киноакадемик), постов: 10568
30 сентября 2016, 18:12
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 18:05
А я, не поверишь, жду ВСЁ с нетерпением))
Ещё как поверю!)))

George (Киноакадемик), постов: 10568
30 сентября 2016, 18:07
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 18:01
На самом деле одариваем мы себя сами - у кого больше ассоциаций разных-всяких возникло, тот и удовлетворен больше. ...
Либо додумываем и сами дорисовываем идеальную для себя картину)) Поэтому и нужен критический анализ и вообще определённая доля скепсиса. А то люди, воспринимающие жизнь с оптимизмом - также воспринимают и однотипные голливудские фильмы, о которых ты упомянула. Не имею в виду конечно же всё голливудское кино - а только его худшие образцы))

Constance (Киноакадемик), постов: 17040
30 сентября 2016, 18:05
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 сентября 2016, 18:01
Итоги года российского кино подводить рано, но уже можно сказать, что он захватывает внимание своей насыщенностью, ...
А я, не поверишь, жду ВСЁ с нетерпением))

George (Киноакадемик), постов: 10568
30 сентября 2016, 18:01
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 17:45
Год российского кино, кстати, далек от завершения, и я жду Коллектор, Ледокол, Хороший мальчик, Притяжение, Ученик, ...
Итоги года российского кино подводить рано, но уже можно сказать, что он захватывает внимание своей насыщенностью, разнообразием и различными экспериментами)) Хоть не снимают одни ремейки советским комедиям)) И то хорошо)))
Больше всех я жду Викинга.

Constance (Киноакадемик), постов: 17040
30 сентября 2016, 18:01
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 сентября 2016, 17:57
Я рад, что фильм тебя стольким одарил)) Видимо моё какое-то несовершенство - что меня фильм одарил меньшим)) Тему ...
На самом деле одариваем мы себя сами - у кого больше ассоциаций разных-всяких возникло, тот и удовлетворен больше. Почему великие философически спокойны и воспринимают жизнь с оптимизмом - большой жизненный опыт)))))


George (Киноакадемик), постов: 10568
30 сентября 2016, 17:57
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 17:36
Задумка была почти идеальная, представляю как все было пригнано одно к другому на стадии теоретической - на практике ...
Я рад, что фильм тебя стольким одарил)) Видимо моё какое-то несовершенство - что меня фильм одарил меньшим)) Тему дуэлей я ведь тоже выделил как его достоинство. Во всяком случае то, что затронута именно такая тема))

Constance (Киноакадемик), постов: 17040
30 сентября 2016, 17:50
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 30 сентября 2016, 17:42
Разве для того, чтобы снимать атмосферные фильмы, нужен масштаб Бэя? Атмосферу, если талант есть, можно создать ...
Вот уж амтосферы тут с избытком - рассматривайте это как комикс бытописания Петербурга бородатых лет и все встанет на свои места)) Это же не байопик исторической личности, а чистая авантюра по форме и содержанию))

Constance (Киноакадемик), постов: 17040
30 сентября 2016, 17:45
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 сентября 2016, 17:20
К Петру Фёдорову претензий нет! Но есть к сценарию и режиссуре.
Фильм посмотреть и я советую, чтобы оценить его ...
Год российского кино, кстати, далек от завершения, и я жду Коллектор, Ледокол, Хороший мальчик, Притяжение, Ученик, Суперплохие, Молот, Дама пик, 28 панфиловцев, Викинг... и наверняка не все вспомнила))

Сейчас на сайтеAndrew (Главный редактор), постов: 75117
30 сентября 2016, 17:42
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 14:48
Написал отлично и в "десятку")) Подобия Шерлоку от Гая Ричи я, например, и не ждала - там фарс, здесь предполагалась ...
Разве для того, чтобы снимать атмосферные фильмы, нужен масштаб Бэя? Атмосферу, если талант есть, можно создать в одном помещении. Соответствует ли "17 мгновений весны" историческим реалиям? Да ни в жизни. Снимали ли его в Берлине? Да, никогда. Есть ли там атмосфера. Несомненно. А тут полный пшик. Драматургии нет вообще

Constance (Киноакадемик), постов: 17040
30 сентября 2016, 17:36
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 сентября 2016, 17:20
К Петру Фёдорову претензий нет! Но есть к сценарию и режиссуре.
Фильм посмотреть и я советую, чтобы оценить его ...
Задумка была почти идеальная, представляю как все было пригнано одно к другому на стадии теоретической - на практике есть такие "вязкости", в которые слегка проваливаешься)) Но некоторые моменты, повторюсь, очень душевные и вполне драматичные - когда Колычев, он же бретер Яковлев, ставит жирную точку на своей миссии (ему стало все равно!), мысленно все "отрезает" и собирается в Висбаден - оптимизм и жизненный тонус к нему приходят из совершенно неожиданного источника (не буду спойлерить), но это так по-русски, когда перечеркнуты все сословные границы и честь и достоинство подпитываются благородством и теплотой души, а не социальной исключительностью и элитностью, и в этой простоте такая мудрость и это такое родное...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Человек-волк
Дата выхода: 17 января 2025
Страна: США
Жанр:ужасы
Режиссер:Ли Уоннелл
В главных ролях:Джулия Гарнер, Кристофер Эбботт
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть экранизации "Соник" возглавила американский прокат
Стало известно название следующего фильма Кристофера Нолана
Прежняя киновселенная DC мертва и уже не воскреснет
Награждения
Наши рекорды