px

Рецензия на фильм "Дуэлянт". Честь требует крови

30.09.2016
Рецензия на фильм Дуэлянт. Честь требует крови
Год российского кино нам дарит небывалые проекты! Это масштабные фильмы-катастрофы ("Экипаж", "Ледокол"), историческая драма "Викинг", экспериментальный "Хардкор". Картина "Дуэлянт" от продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова совмещает в себе масштабный замысел, историческую составляющую и экспериментальный подход. Экранизации романов Бориса Акунина о похождениях сыщика Фандорина были последними авантюрными фильмами, что приковывали к себе внимание широкой публики. С тех пор выходили байопики (например, "Адмирал") и легковесные молодежные ленты о царскосельских лицеистах ("1814"). Но интерес к историческому материалу стал угасать. И вот новый фильм режиссера Алексея Мизгирева применяет всевозможные уловки (в том числе и рекламные), чтобы снова возродить авантюрный жанр. Приманкой послужила яркая обертка, то есть художественное оформление (как в свое время было с "Вием в 3D"), броско стилизованное под атмосферу стимпанка. Но получилось так, что этот выпирающий элемент вытеснил все остальные, а режиссура так и вовсе уступила место работе художников и костюмеров!

Тут же стоит оговориться, что стильная картинка не является основополагающей в характеристике фильма, а служит художественным средством экспрессии для раскрытия темы дуэлей. Поединки - это неотъемлемые атрибуты картин, действие которых происходит в XVIII - XIX веках. Это очень удобный и эффективный драматургический способ разрешить конфликт между героями. Но самих историй о дуэлях, дуэльных кодексах, о том - какую вообще роль они играют в жизни дворян, - припомнить сложно. И это одно из главных новшеств этой картины. Дуэли были частью жизни аристократов, известных своей утонченностью души, поэтическим восприятием мира, поиском красоты в каждом предмете - посему в их сознании (и нашем представлении!) поединки предстают как нечто воинственное и героическое, где проверятся храбрость и отвага и защищается честь. В "Дуэлянте" мы видим темную изнанку этого явления. Потому-то все окружающее и утопает в мрачной и смрадной атмосфере стимпанка!

Этот литературный жанр изображает XIX век в своем альтернативном развитии и с ярко выраженным научно-техническим прогрессом. Мы видим Петербург без каких-то привычных опознавательных знаков "Северной Пальмиры", не считая узнаваемых каналов, расположения улиц с угловыми домами и сверкающего купола Исаакиевского собора. Чаще всего в кадре присутствуют каркасы строящегося Спаса-на-Крови да подвесного моста через Неву. Черные цилиндры и сюртуки, чавкающая грязь под ногами и непрекращающийся ливень - таким предстает город, населенный бретерами. Другого Петербурга, яркого и фееричного, с дворцами, фонтанами, аллеями и парками - вы здесь не найдете! Народ тут подлый и низкий; для них дуэль - это не вопрос чести, а лишь средство для обогащения. Поэтому визуальное обрамление фильма и вышло именно таким.

Главный герой господин Яковлев (Петр Федоров) невероятно везуч. Он стреляется на дуэлях вместо своих клиентов, которых ему выбирает тайный наниматель. Яковлев зарабатывает на этом большие деньги; он не боится смерти (пробуя различные варианты поединков - с пистолетами лоб в лоб, через ширму и даже "русскую рулетку"). Его цель - вернуть себе законное дворянство, отнятое графом Беклемишевым (Владимир Машков). Настоящая фамилия Колычев - была утрачена, как и сам титул. Позже последовало разжалование в солдаты, прогон через строй и в итоге ссылка на Алеутские острова. Вернувшись оттуда, он мечтает отомстить. Но вся загвоздка в том, что он не может вызвать графа на дуэль, так как согласно первому уставу дуэльного кодекса, - драться могут только равные по происхождению. И теперь под чужим именем - Яковлев - он убивает на поединках людей, попутно размышляя над тем, как восстановить свою былую честь.

Фильм конечно же воздействует на зрителя своей стилистикой.

Эти необычные ракурсы, голландские углы, плавные наезды, цветовой контраст вкупе с "индустриальной" музыкой - создают особый фон. Но этот притягательный антураж настолько насыщен темными тонами, что в нем просто-напросто теряются детали. Не говоря уже о том, что задействованных локаций крайне мало (если это улица: то всегда один и тот же канал, если помещение - то либо зал дворянского собрания, либо комната главного героя). Мрачной атмосфере фильма вторит и несколько отстраненная манера поведения действующих лиц - сухость, равнодушие, презрение. Перечисленные выше элементы преобразовались в сочную композицию кадра, способную дух захватить, а некоторые сцены сложились так выразительно, что можно было обойтись и без реплик персонажей.

Но все это явно вытесняло содержательную часть фильма. Ни духа авантюризма или романтизма, не даже элементарной драматургии - нет и в помине. Сюжет довольно тривиальный и прямолинейный, без подводных камней и непредвиденных ситуаций. Градус напряжения лишь изредка поддерживается в отдельно взятом кадре, но никак не в структуре повествования. Оттого-то на выходе тебя переполняют очень странные чувства!

Фильм "Дуэлянт" нельзя назвать большим разочарованием; но и возложенных надежд он не оправдал. Каким бы ни был замысел авторов, но наскучить зрителю в их планы точно не входило. Искусная и пестрая на краски картина конечно же радует глаз, но душу радует глубина. Этого как раз таки и не хватает фильму - глубины содержания. А в двухмерной плоскости сюжета запомнились только подробности проведения дуэлей!

Автор: George



Всего комментариев: 31
Constance (Киноакадемик), постов: 17039
1 октября 2016, 0:03
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 сентября 2016, 18:07
Либо додумываем и сами дорисовываем идеальную для себя картину)) Поэтому и нужен критический анализ и вообще определённая ...
А без додумывания никак - мысль изреченная есть ложь, надо понять какая правда за ней стоит, а вытащить при этом наружу свой энтузиазм или свой скепсис подсказывает внутренний камертон или физиологическое сродство)) Как на программе Голос - можно повернуться с первой "удачной" (необычной, интригующей, бравурной...) ноты и потом простить некоторые огрехи))

Constance (Киноакадемик), постов: 17039
30 сентября 2016, 23:39
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 30 сентября 2016, 19:48
Ну, я тоже высказал свое мнение, так как я следил за проектом с самой ранней стадии. Мне очевидно, что изначальный ...
Это похоже на правду - хотели как лучше, а получилось... несколько... как всегда))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26165
30 сентября 2016, 23:02
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 сентября 2016, 18:07
Либо додумываем и сами дорисовываем идеальную для себя картину)) Поэтому и нужен критический анализ и вообще определённая ...
Вот тут соглашусь - и про дорисовываем и про необходимость критического анализа. А про радостное-истерическое восприятие - так это не только голливудских фильмов касается, но и отечественных, как показывает практика.

Andrew (Главный редактор), постов: 75114
30 сентября 2016, 19:48
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 19:44
40 лет назад кино было другое, мы были другими - совершенно не избалованными, готовыми с благодарностью любой кусок ...
Ну, я тоже высказал свое мнение, так как я следил за проектом с самой ранней стадии. Мне очевидно, что изначальный замысел был, мягко говоря, другой. Просто потом что-то пошло не так, и получился винегрет.

Constance (Киноакадемик), постов: 17039
30 сентября 2016, 19:44
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 30 сентября 2016, 18:44
Вообще-то и "17 мгновений весны" это своего рода комикс про советского резидента. Недаром столько анекдотов. ...
40 лет назад кино было другое, мы были другими - совершенно не избалованными, готовыми с благодарностью любой кусок ловить)) А нынче у нас в кино возрождение из пепла, поиск правильной дороги, адекватных решений и т.д. "Не нужно держаться за старое" как трактует Ваш любимый Марвел. Возьмите интервью у Мизгирева - полагаю ему есть что сказать и как ответить))
Я не в восторге от фильма, о чем написала еще вчера в первой же фразе комментария, но считать его провалом не вижу оснований)) далеко не шедевр, но никак и не пшик))


ravaon111 (Новичок), постов: 8
30 сентября 2016, 19:35
Аватарка пользователя ravaon111
Andrew писал(а) 30 сентября 2016, 18:44
Вообще-то и "17 мгновений весны" это своего рода комикс про советского резидента. Недаром столько анекдотов. ...
Ну если атмосферы для вас нет, не значит, что её для других не было.

George (Киноакадемик), постов: 10568
30 сентября 2016, 19:32
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 30 сентября 2016, 19:13
Рецензия профессиональная, интересная, как и ваша ламповая дискуссия, которая может быть является нечто большим))
Спасибо, что оценили! Дискуссия своеобразное продолжение рецензии)) Прибавляет новых мыслей о фильме))))

TREADSTONE (Критик), постов: 23887
30 сентября 2016, 19:13
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Рецензия профессиональная, интересная, как и ваша ламповая дискуссия, которая может быть является нечто большим))

TREADSTONE (Критик), постов: 23887
30 сентября 2016, 19:09
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Ну хватит все в комиксы переводить) Через чур много внимания этим картинкам с буквами)

Andrew (Главный редактор), постов: 75114
30 сентября 2016, 18:44
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 17:50
Вот уж амтосферы тут с избытком - рассматривайте это как комикс бытописания Петербурга бородатых лет и все встанет ...
Вообще-то и "17 мгновений весны" это своего рода комикс про советского резидента. Недаром столько анекдотов. Но атмосфера есть. В "Дуэлянте" ее нет и близко. Это недокомикс, недостимпанк, недодрама и вообще недо.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть экранизации "Соник" возглавила американский прокат
Стало известно название следующего фильма Кристофера Нолана
Прежняя киновселенная DC мертва и уже не воскреснет
Награждения
Наши рекорды