Рецензия к фильму "Повелитель бури". Минная жизнь
"Повелитель бури" (в оригинале - "The Hurt Locker", `ящик боли`: саперы говорят так про место, где оказываются подорвавшиеся на мине) в мире вышел еще в 2008-м, и все, кто любит серьезное кино, уже успели скачать его через Интернет. Однако нынешняя премьера в кинотеатрах - дело все равно небесполезное дело: фильм так хорош, что пересмотреть его на большом экране - редкое удовольствие для кинолюбителей.
Кэтрин Бигилоу известна не только как режиссер блестящего боевика "На гребне волны" и триллера про советскую подлодку "К-19", но и как бывшая жена Джеймса Кэмерона, с чьим "Аватаром" ее "Повелитель бури" будет соперничать за "Золотые глобусы". Свой фильм она снимала на злобу дня - в разгар "Большой волны" (новой бушевской стратегии в Ираке), когда в Багдаде как раз рвались мины.
"Повелитель бури" - из разряда тех спокойных, максимально приближенных к действительности фильмов, где действие развивается неторопливо, постепенно концентрируясь в плотное, почти физическое напряжение, которое еще долго не отпускает после финала. Яркий актер Джереми Реннер, талантливо сыгравший снайпера в зомби-апокалипсисе "28 недель спустя", в "Повелителе бури" воплотился в виртуозного сапера, который был на волоске от взрыва каждой из сотен обезвреженных им мин - каждый раз при этом будто взрываясь изнутри.
Кэтрин Бигилоу обнажила в фильме главный нерв войны, за два с небольшим часа изобразив достоверный портрет человека, для которого она стала болезненной привычкой; становящегося мертвым / живым как по щелчку всякий раз, когда он покидает и возвращается в зону боевых действий.
"Повелитель бури" беспристрастно свидетельствует красоту войны (пируэты падающей в песок отстреленной гильзы) и ее безумие (сержант Джеймс засыпает пьяный в саперском шлеме, стоит под душем в каске). Он доступно и просто, без лишних слов и бравурной музыки, показывает, что война - не драйвовая бойня, а бесконечное сиденье за склоном, глядя в прицел винтовки. По тебе ползают мухи, хочется пить, глаза заливает пот, но нельзя спускать глаз, вооруженных сильной оптикой, с позиции противника - убьют. Где уж тут "упоение сражением", про которое говорится в эпиграфе к фильму. Война, по Кэтрин Бигилоу, - в ощущениях: она где-то у нас внутри.
"Повелитель бури" удивляет еще и знакомыми лицами, то и дело мелькающими в фильме в крошечных камео. В мощной вступительной сцене красочно подрывается на мине Гай Пирс, в пустыне меняет колесо у джипа Рэйф Файнс, дома в Америке сержанта Джеймса ждет Эванджелин Лилли.
Динамичных сцен в фильме немного, но три взрыва показаны так, что заставляют задержать дыхание (и, при возможности - отмотать и прокрутить их заново). В стартовой сцене в замедленной съемке видно, как от взрыва сначала взлетают в воздух камни, песок и ржавчина - словами этого не описать, смотришь неотрывно, и картинка навсегда врезается в памяти в персональный `hurt locker`.
Но большей частью фильм состоит из спокойных сцен вне радиуса взрыва мин и напряженных сцен томительного ожидания (взорвется - не взорвется?) в радиусе. Течение ленты погружает в какое-то медитативное состояние, в котором не замечаешь ничего постороннего: на экране герой Джереми Реннера опускает стекло саперского шлема, как забрало - и все, есть только мины, которые надо обезвредить, и провода, которые тянутся к взрывателю, а остальное лишь помеха.
Этому способствует и выбранная для съемок большинства сцен ручная камера: происходящее на экране кажется даже не документальным, а происходит словно вживую, без монтажных склеек.
"Повелитель бури" ясно показывает, что война - особая среда, и как всякая среда, она имеет своих обитателей. Человек за свою бурную историю освоил и создал много страшных сред, привыкнув и приспособившись потом к большинству из них. Но сложно представить кого-то страшнее человека, у которого внутри давно все взорвалось и которого притягивает как магнитом минное поле. Привыкнуть к этому нельзя - можно научиться только на время забывать об этом.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов
- 2
- 1
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26063
17 мая 2011, 20:19
| |
15 |
Lusi писал(а) 17 мая 2011, 19:49 Может быть разное,даже режиссер дает другое вступление - что-то типа "я привык к этому военному адреналину ... Слежу краем глаза за вашими комментами, и эта цитата - "я привык к этому военному адреналину и без него не могу" очень точно передает мое ощущение после просмотра фильма. Главный герой - хороший парень и т.д. и т.п., и можно долго и красиво говорить о внутренних мотивах, побудивших его вернуться в тот ад. Для меня, обычного и примитивного обывателя он - наркоман, который не видит смысла своего пребывания вне войны. Это очень печально. И Оскар за проповедование чувства патриотизма, которое приводит к такому вот нежеланию возвращаться к нормальной жизни, мне непонятен. Старалась, чтобы вышло понятно и вкратце) |
Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
17 мая 2011, 19:54
| |
14 |
Lusi писал(а) 17 мая 2011, 19:49 Может быть разное,даже режиссер дает другое вступление - что-то типа "я привык к этому военному адреналину ... А мне показалось после просмотра - режиссер сама хотела наделить героя псевдоотрицательными чертами. И по отсутствию у него ярко выделенных семейных ценностей его все записывают в мерзавцы-наркоманы и даже предатели друзей. |
Lusi (Киноман), постов: 1681
17 мая 2011, 19:49
| |
|
Балиан писал(а) 17 мая 2011, 19:08 Не со всеми нюансами согласен, но всё равно очень благодарю за комментарий. Хоть кто-то понял иначе, чем кажется ... Может быть разное,даже режиссер дает другое вступление - что-то типа "я привык к этому военному адреналину и без него не могу". Но за это наркоманство Оскар дать не могли.Оскар не только оценка "искусства для искусства", социальная значимость в нем - очень большая. В "Обществе мертвых поэтов" цитируется классический американский способ оценки произведений искусства: определяется его художественная ценность, затем - значимость идей произведения, потом надо их перемножить - тогда получится ценность самого произведения искусства. А почему режиссер "Повелителя" дает не такое мудрое вступление - возможны варианты: не хочет опускаться по прямого морализаторства, чтобы зрителю было о чем подумать, или же режиссер интуитивно отобразила больше, чем хотела, или совсем простое объяснения - вступление дается от имени герия, а он обычный парень, сам не знает, почему это делает, он такой какой есть. Простой американский герой. Да оскар ему за это - мало даже. |
Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
17 мая 2011, 19:08
| |
14 |
Lusi писал(а) 17 мая 2011, 17:58 За что дали Оскара? За то, что американцы - они патриоты, и это нормально. Главный герой - он практически спасатель, ... Не со всеми нюансами согласен, но всё равно очень благодарю за комментарий. Хоть кто-то понял иначе, чем кажется поверхностному взгляду. |
Lusi (Киноман), постов: 1681
17 мая 2011, 17:58
| |
|
АVАTАR писал(а) 20 марта 2010, 13:35 Я посмотрел "Повелителя Буря" после "Аватара" и испытал чувство огорчения после просмотра Харт Локера!Фильм ... За что дали Оскара? За то, что американцы - они патриоты, и это нормально. Главный герой - он практически спасатель, он не воюет, а спасает, даже самих арабов от арабов же. И смысл своей жизни он видит в том, чтобы спасать и дальше - причем на войне, где все умирают, спасатели больше всего нужны. В рецензии дважды сказано, что главный герой умом тронулся - вы что, сами с ума не сошли? В каком месте он безумен? Когда отыскивает в ночном городе арабского мальчика? Или когда, рикуя жизнью, пытается спасти арабского смертника? Он оставил свою семью, чтобы спасать чужие семьи - семьи якобы "врагов". В фильме оставили за скобками всю политику, из-за чего война - не ясно, ясно только, что этот человек на любой войне будет очень нужен, он будет спасать, собирая мины, которые раскидала война. Он - американский герой, образец для подражания, потому и Оскар. |
JOVI (Зритель), постов: 135
14 марта 2011, 16:12
| |
|
Uncle Sam писал(а) 14 марта 2011, 16:08 Очень хорошо продуманный "психологический боевик" и отлично проработанный главгерой. Он настоящий человек ... Какой же это боевик? |
Uncle Sam (Киноман), постов: 453
14 марта 2011, 16:08
| |
|
Очень хорошо продуманный "психологический боевик" и отлично проработанный главгерой. Он настоящий человек войны, и войны будут, пока есть еще такие люди. |
АVАTАR (Новичок), постов: 1
20 марта 2010, 13:35
| |
|
Я посмотрел "Повелителя Буря" после "Аватара" и испытал чувство огорчения после просмотра Харт Локера!Фильм снят специально для Американцев и он может несет в себе какойто политический смысл!Как ни искал я сюжета так я его не нашел!За лучшую музыку дали оскара,мне было непонятно почему по моему музыки там не было вообще(ну может быть только в конце)!Фразы же героев вообще бссмыслены и ограничиваются словами:"говно,мать твою,черт,собачье дерьмо!" все таки я считаю что этот фильм некий поитический протест на политику которая проводилась в Ираке и на кинематографическое чудо с развитым сюжетом богатым миром он НЕ ТЯНЕТ!и после просмотра у меня задался очевидный вопрос"А за что ему дали ОСКАРА?" |
Римайер (Киноман), постов: 186
1 февраля 2010, 1:30
| |
15 |
Спасибо, такое слышать приятно. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74620
14 января 2010, 0:29
| |
|
Откровенно говоря, фильм совершенно не произвел впечатление. Слишком очевидно, что снимала женщина, наслушавшаяся рассказов "бывалых вояк". Никакой особой "правды войны" там не заметно, но заметно стремление "как женщины и как матери" показать, как война коверкает человеческие души. И слишком на злобу дня, конечно. Фильм был бы актуален когда только началась война в Ираке, то есть лет 7 назад. |
- 2
- 1
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.07 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |