"Пэн: Путешествие в Нетландию" - это одна из самых сказочных сказок из когда-либо посещавших мировые экраны. Так почти наверняка подумают дети. В свою очередь у многих взрослых эта катастрофически глупая смесь кислотных красок и абсурдной истории (в этом тексте слово “абсурд” будет звучать еще не раз) может запросто вызвать отторжение на чисто физиологическом уровне. В конце концов, чтобы влюбиться в “Пэна”, надо быть хоть немножечко ребенком внутри.
Молодой сценарист Джейсон Фьюкс, с детства очарованный сказкой о мальчике, который не хотел взрослеть, дарит свою очень вольную предысторию, которая в сочетании с уникальным режиссерским виденьем Джо Райта превращается в практически неузнаваемое для поклонников оригинала зрелище. Питер Пэн здесь еще не умеет летать, У Капитана Крюка все еще две руки (и он не собирается терять ни одну из них в ближайшее время), а главный злодей капитан Черная Борода изо всех сил ищет фей, которые нужны ему дабы оставаться вечно молодым. Как всегда их судьбы изменит одно пророчество, согласно которому Пэн должен восстать против Черной Бороды и сразиться с ним за судьбу Нетландии.
Так вот это безумно красочное, крайне нереалистичное, безумное от костюмов до некоторых музыкальных решений (когда пираты запели песню “Smells like teen spirit”, зал напряженно затих) и непропорционально волшебное путешествие, совершенно не похожее на то, чем занимается Дисней. В “Пэне” столько искренней магии, столько воображения, которое раздвигает горизонты, что под конец легко простить все, что в итоге не сработало или не получилось.
А не сработало между тем многое. Ведь история получилась весьма диковинная. Персонажи ходят по экзотическим декорациям в своих преимущественно эксцентричных нарядах, ведут себя вызывающе, говорят чудными голосами и дерутся часто в весьма оригинальной манере, которая в реальном мире вряд ли бы оказалась действенной. Однако это в свою очередь приносит на экран по истине незабываемые полеты на воздушных кораблях, которые в один момент переворачиваются в воздухе, а в следующий уже разбивают волны Темзы в искрящуюся водяную пыль. Безусловно иногда такие сюжетные находки уводят слишком далеко, вплоть до атакующих летающий корабль самолетов в ночном небе Лондона или нянек, ударом пятки вышибающих детей в руки пиратов. С другой стороны, можно поспорить, что в воображении возможно все, но чистейший абсурд происходящего на экране это не отменяет.
Герои вписываются в разноцветное полотно фильма как нельзя лучше. Хью Джекман с гордостью носит свой кафтан и парик, рисуя Черную Бороду одновременно властным, самовлюбленным и ранимым. Не пытался противиться режиссерской воле и Гарретт Хедлунд, поэтому в чем не откажешь его Капитану Крюку, так это в постоянности. Он может иногда казаться фантасмагорическим, но зато в других моментах его неловкость в сочетании с определенными лидерскими качествами представляет неожиданно полный портрет этого потерянного в волшебном мире человека, жаждущего найти свой дом. Даже Тигровая Лилия в исполнении Руни Мары получилась двумерным героем: одновременно отчаянным воином и влюбленной красавицей. Надо сказать, что Райт искусно выявляет все нюансы без лишних слов, только за счет мельчайших деталей в поведении актеров. Персонажи получаются парадоксально бредовыми и реалистичными одновременно, и только к концу понимаешь, что в общем-то люди такие и есть.
Главный клад однако это собственно сам Питер, а точнее играющий его Леви Миллер, который без всяких оговорок, предисловий или послесловий абсолютно фантастически воплотил одну из самых культовых фигур в мировой культуре. Лучшего Питера Пэна невозможно себе представить. Миллер, успешнее своих гораздо более опытных партнеров, сочитает в себе на протяжении всего фильма наивность ребенка и серьезность, которую полагается иметь главному герою. Он очень успешно жонглирует иногда совершенно противоположными эмоциями в единой сцене, так что полный эффект присутствия нарушают лишь картонные визуальные эффекты его полетов.
Несмотря на часто как будто недоделанные спецэффекты, визуальный стиль Джо Райта приковывает к экрану. Чего стоит только битва в облаках разноцветной пыли. Райт создает абсолютно магический мир с бредовыми, но удивительными существами, захватывающими событиями и смешными героями, которые привлекают гораздо сильнее довольно посредственной, штампованной истории, которая сама по себе наверняка наскучила бы всем еще в первый час действия.
То, что отталкивает больше всего от “Пэна” – это болезненная мультяшность некоторых моментов, которая плохо сочетается с другими более удачными сценами, превращая фильм скорее в фарс, чем в сказку. Однако это и один из немногих экземпляров настоящего искусства, вписанного в давно известную схему голливудских блокбастеров. Пусть Джо Райт иногда и заходит слишком далеко со своей креативностью, нанося урон истории до такой степени, что она становится похожей на пародию на Питера Пэна.
Тем не менее, “Пэн” – это интересная сказка для тех, кто еще не успел повзрослеть. Весьма инфантильный сценарий компенсируется буйным воображением режиссера Джо Райта, что делает это стереоскопическое зрелище вполне приятным времяпрепровождением. Вне зависимости от того, с какими чувствами вы выйдете с просмотра, это оригинальное, яркое, смелое прочтение известной истории вряд ли когда-нибудь вами забудется, а возможно – только возможно – прочно засядет в сердце.
Автор: OlegD
Напугал своим "двумерным героем" Руни Мары - двумерный это вообще-то плоский, а имел в виду, конечно, многослойный или как-то там (объемный, МНОГОмерный).