Ридли Скотт ответил на вопросы издания Deadline об экранизации романа Энди Уира "Марсианин". Выдержки из интервью читайте ниже.
Вы вернулись к теме космоса с "Марсианином", в котором затронуты темы науки, изобретательности, изоляции и выживания. Что из перечисленного вызвало Ваш интерес?
"Ко мне обратились с готовым предложением, я его не разрабатывал. Для меня всегда важен материал. Самое трудное – изложить его правильно на бумаге, и если у тебя это получилось, все остальное сделать просто, и это приносит только удовольствие. Когда же это не так, то все превращается в ночной кошмар. Я прочел сценарий Дрю Годдарда, и он был отличным. Я настолько был увлечен им, что бросил все свои дела и решил заняться проектом. Я знал, что нужно сделать. Мне посчастливилось – я родился с внутренним глазом и когда что-то читаю, я это уже вижу. Так что, воплотить это потом в реальность, проще неуда. Но сперва, как это ни странно, я должен был сделать пробы с Мэттом Дэймоном".
И как все прошло?
"Нормально. Я знал, что мне придется это сделать, и вопрос был только в том, прочувствую ли я парня или нет. Сценарий был таким хорошим, что я не стал читать книгу, чтобы не вмешиваться. Юмористический подтекст был чудесным, а научный – увлекательным, потому что я в этом ни черта не понимаю. Я едва ли могу заменить самостоятельно лампочку".
Это правда?
"Эээ… ну… не совсем правда. Вообще-то, я настоящий "парень-сделай-сам". Если вам надо покрасить дом, я могу это сделать. И я сделаю это лучше так называемых профессионалов. Вообще-то, все свои дома я построил себе сам".
Вы можете провести электричество?
"Да. Могу поменять стены, полы, да все на свете. Довольно странно, но мне нравится этим заниматься. Поэтому я откликнулся на "Марсианина". Это такая современная версия Робинзона Крузо, который угодил в похожую ситуацию, что и наш герой. И главный вопрос - как тебе уцелеть. Разница только в том, что вокруг нашего парня пустота. У него нет джунглей, он должен придумать, как получить воду, а вместе с этим еще кучу всего остального. Он ученый, и он все высчитывает, используя математику и схемы. Это по-настоящему эпично. Эта история – круг, состоящий из четырех квадрантов, - НАСА, космический корабль, лаборатория реактивного движения и Марс. Я не хотел, чтобы Мэтт находился на планете безо всякой посторонней помощи на протяжении двух часов. Очень интересно наблюдать за тем, как история развивается и какие результаты дают советы, которые приходят с Земли о том, что ему надо сделать, чтобы вернуться назад".
Но очень долгое время он пробыл на планете в совершенном одиночестве…
"Персонаж находился на планете два с половиной года".
Сандра Баллок была совершенно одна в "Гравитации", Том Хэнкс в "Изгое", а Уилл Смит в "Я - легенда", но ведь не каждый актер способен приковывать внимание только к себе такой долгий отрезок времени. Откуда Вы знали, что у Мэтта это получится?
"Из его послужного списка. Я смотрел все его фильмы, он думающий актер и никогда не снимается в исключительно коммерческом кино. История так же важна для него, как и для меня. Я всегда говорю, что мой план – это отсутствие плана. Я читаю что-то и говорю, вау, мне это нравится, и если я смогу заполучить права, я сниму это. Послужной список Мэтта настолько "бесшовный", что я был уверен в том, что у него все получится".
Однажды Вы собирались снять "Я - легенда". Что для Вас значат герои-одиночки?
"Меня они всегда привлекали. С ними всегда связан конфликт, даже в комедиях. И в "Дуэлянтах" был конфликт между двумя персонажами, которые уже позабыли причину спора, и главной целью стало бессмысленное насилие. "Чужой" - это история о выживании, где в итоге человек остается один на один с монстром. Что заставило меня поверить в успех "Марсианина", это юмор, этот странный на первый взгляд элемент в фильме, которого ты совершенно не ожидаешь. Речь не о комедии, а о некоторых очень забавных моментах".
Вы мастер в том, что касается создания новых миров. Откуда у Вас такие таланты и как быстро у Вас возникают визуальные образы при чтении сценариев?
"Очень быстро. При чтении сценария у меня сразу возникает картинка в голове – так было всегда. Вспоминая школьные году, скажу, что никогда не подходил к учебе чисто академически. На уроках истории я рисовал, за что постоянно получал подзатыльники. Я бы предпочел в то время быть где-то еще, а не слушать про войны Наполеона. Мои мозги просто так устроены. Я – визуалист, который осознает важность сценариев и охотится за теми сценаристами, которые ему нужны, а потом работает с ними так тесно, как только возможно".
Как развитие технологий по созданию визуальных эффектов, которых не было во времена "Чужого" и "Бегущего по лезвию", помогает Вам сейчас?
"Во времена "Бегущего по лезвию" и "Чужого" были, как я их называю, "матовые рисунки". Мы довольно хорошо работали с их помощью при съемках "Бегущего", но если вы посмотрите на них сегодня, вы заметите швы. В те дни это было нормально, а цифровых эффектов не существовало. Чтобы сделать Чужого, мне нужно было поместить парня в черный резиновый костюм. "Чужой" - самый страшный фильм франшизы, и вы не видите монстра большую часть времени из-за того, что я был ограничен в том, что мог с ним сделать. Голова. Для ее разработки мы использовали промышленный дизайн, и она весила пять фунтов. И если ты надевал ее себе на голову и поворачивал ею в стороны, твоя шея, естественно, ломалась. В общем, все было проблемой. А как мне сделать так, чтобы костюм полностью облегал тело, но в то же время не создавалось впечатления, что это человек в резиновом костюме? Сегодня с помощью цифровых технологий я могу сделать это без проблем. Но есть и обратная сторона. Если все можно сделать идеально, это наделяет тебя, как режиссера, неограниченными возможностями. И уж тогда надо пристально следить за тем, чтобы не переборщить с эффектами, чтобы они не стали сомнительными – если будет взрыв, он не должен быть настолько мощным, что парень в нем не выживет".
"Чужой" установил высокую планку для таких режиссеров как Джеймс Кэмерон, когда он снимал "Чужих"…
"Он понимал, что это трудно повторить, потому что оригинал получился очень страшным и очень оригинальным. Такого еще никто не видел. Я помню, как боролся со студией, потому что хотел использовать работы Гигера, а боссы считали, что они выглядят отвратительно. Я тогда сказал, вы шутите? Отвратительно – это то, что надо! Мы снимем фильм рейтингом R. Я хочу заставить вас почувствовать дискомфорт, помимо того, что вам будет страшно до чертиков. Комики могут возразить, но рассмешить людей легче, чем заставить дневной свет погаснуть в их глазах от страха. Я никогда не сожалел о том, что сделал".
Даже когда заставили Рэя Лиотту есть собственные мозги в "Ганнибале"?
"Нет, конечно. Я думаю, это было потрясающе. Кто-то сказал мне: "Ты не можешь это сделать". И я ответил: "А ты читал книгу? Я не просто могу это сделать, я должен сделать это превосходно". Том Харрис хороший писатель, и эта его книга была возвышенная в своем насилии и в своей концепции".
"Прометей" закончился на том, что доктор Элизабер Шоу (Нуми Рапас) с головой Дэвида (Майкл Фассбендер) отправляется искать инженеров – древних архитекторов, создавших цивилизацию. Майкл Фассбендер готов одолжить свою голову и остальные части тела для съемок в сиквеле, теперь, когда он подписал контракт на участие в "Снеговике"?
"О, да. Мы с ним друзья. Мы работали вместе над "Советником"".
Где будет разворачиваться действие в "Прометее 2"?
"Можно было бы оставить первый фильм в покое и двинуться дальше, но мы не можем этого сделать, потому что он завершается на слишком определенной ноте – Шоу говорит: "Я хочу отправиться туда, откуда родом инженеры, я не хочу возвращаться туда, откуда я сама". Я думаю, подтекст "Прометея" был слегка напыщенным и грандиозным, но был задан очень важный вопрос: кто нас создал? Я не думаю, что мы оказались здесь случайно. Мне трудно поверить в то, что вы и я сейчас сидим за столом благодаря каким-то молекулярным чудесам без участия чьего-то руководства. Полно планет и планетоидов, находящихся от Солнца на таком же расстоянии, что и Земля, получающих его тепло и свет, которые греют их почву. Вы хотите сказать, что нет других планет с человеческой жизнью? Я просто в это не верю".
А Марсианин уже вышел за рубежом? Какие сборы?