Рецензия на фильм "Эверест". В разряженном воздухе
Ближе ко второй половине фильма создатели "Эвереста" делают большой акцент на том, что верхушка Джомолунгмы носит название "зоны смерти" - места, где безумно холодно, хронически не хватает кислорода и любая задержка для человека может стать роковой. Собственно заряд самой картины носит похожий оттенок крайней эмоциональности, бескомпромиссности, накаленности страстей, в которые режиссер Бальтасар Кормакур окунает зрителя медленно, но верно. Однако выбираясь из зала со смешанными чувствами и сбитым дыханием, вдруг понимаешь, что история получилась путанной, переполненной второстепенными персонажами и в конечном итоге эксплуатационной.
От "Эвереста" очевидно отдает документалистикой. Стиль повествования, выбранный Кормакуром, представляет собой взгляд на реальную трагедию не глазами главного героя, а именно глазами камеры, которая перемещается между несколькими группами, пытающимися взойти на вершину Эвереста, и базовым лагерем у подножия горы, и даже изредка беспокоящимися женами, ожидающими звонков в уютных и тихих домах. Естественно не обходиться без смертей и многих честных, трудолюбивых, добрых людей становится действительно жаль. Но поскольку с ними мы проводим так мало времени (ведь надо еще показать всех безответственных идиотов) и знаем мы о них так мало, то задуманное эмоциональное воздействие уходит сразу как только затихает пронзительная музыка и более не возвращается.
Да и запутаться в многочисленных героях легче простого. Некоторых помогают различать именитые актеры, некоторых – национальные особенности внешнего вида, но другие быстро сливаются в одну серую массу, которая маячит где-то на вторых планах, не пойми куда девается и не пойми как, когда и где умирает (или выживает). Поэтому стиль Кормакура представляется неоправданным, ведь без чтения странички из Википедии просмотр обойтись просто не может.
Зато визуально "Эверест" смотрится захватывающе и устрашающе. Снимали его не на фоне зеленых экранов, а на реальных локациях в суровых условиях, что транслируется на экран и создает ту необходимую реалистичность, которая держит от начала и до конца. Поверить в то, что все это произошло на самом деле, никогда еще не было так легко. Добавленные уже на компьютере бури, бураны и метели сочетаются с запечатленными на камеру пейзажами мастерски незаметно. Фильм от этого становится красивым, выразительным и страшным.
Однако у документалистики есть и обратная сторона, а именно цель показать все как было от начала и до конца. Только вот по сравнению с тревожным и грустным концом начало истории о восхождении в мае 1996 года выглядело на экране совсем уж рвано, скучно и не проникновенно. Все внимание концентрируется на ленивых экспозиционных диалогах и ошеломляющих вертолетных съемках, которые абсолютно точно стоит увидеть на самом большом экране в стереоскопическом формате. Даже скептики выходят из зала с открытыми ртами. Эффект присутствия получается почти полный.
Не в последнюю очередь благодаря великолепной приземленной игре актеров. Никто из звездного состава не перебарщивает и не портит складывающуюся суровую атмосферу. Выделяются Джейсон Кларк своей какой-то пуленепробиваемой добротой в светящихся глазах, Эмили Уотсон своей особой привнесенной человечностью, Джош Бролин своими эгоистичными замашками и слабостью, помешанной с трусостью, и Робин Райт своей фразой: "CNN о вас не забудет". В свою очередь совершенно неоправданно присутствие Джейка Джилленхола, чьему таланту негде развернуться, Майкла Келли, чьего таланта не хватает, чтобы запомниться хоть чем-то, и Сэма Уортингтона, чьего таланта просто не понадобилось.
Сама история между тем получилась в лучшем случае поверхностной. У Кормакура не получилось донести ни героизма некоторых альпинистов, ни дурости других, ни адекватной морали, ни трогательного поминовения навечно усопших на неподвластной горе. А мучительные выражения лиц знаменитых актеров, онемевшие пальцы и почерневшие от холода носы донесли разве что физическую составляющую похода на Эверест, но никак не эмоциональную.
И все же посмотреть "Эверест" стоит. Потому что прочитать об этой истории – это одно, а увидеть ее практически собственными глазами во всем великолепии разбушевавшихся стихий – уже совсем другое. Красочный визуальный ряд с отличной игрой актеров под проникновенный саундтрек на два часа перенесет вас в холодный мир безмолвных скал, а еще зарядит достаточным количеством интереса, чтобы потом пойти и почитать о трагедии самим. Только не надо искать в ледяной коммерческой расчетливости "Эвереста" искусства. Чего нет, того нет.
Автор: OlegD
AHDpeu (Критик), постов: 9685
25 сентября 2015, 11:06
| |
9 |
Интересно, интересно... Почему то на этот раз решил прочитать. Странно. Не понимаю "рецензентов" и "критиков" (особенно не компетентных)))), но наконец то!!! Аллилуя!!! Хоть одна полностью, действительно взвешенная рецензия (но 6 абзац я все таки пропустил))))) |
Andrew (Главный редактор), постов: 74938
25 сентября 2015, 10:53
| |
|
А столько было надежд на хороший фильм. Жаль. Природные виды можно посмотреть и в документальных фильмах, которые в IMAX крутят |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |