Рецензия на фильм "А зори здесь тихие...". По законам нашего киновремени
Вообще-то, пресс-конференция – мероприятие на редкость занудное. Ибо всё известно заранее: звезды прекрасно знают, о чем их спросят, а мы (журналисты) знаем, что нам ответят. Однако ж бывают и исключения. Бывает так, что на самой обыкновенной конференции вдруг узнаешь про себя много нового. Причем именно про себя – не про фильм. Так, полтора года назад некто Сергей Жигунов почти убедил меня в том, что я не читала "Трех мушкетеров" Дюма. Ну, не читала и все! "Сейчас вообще никто ничего не читает… Такая уж молодежь пошла" (конец цитаты).
Нечто подобное имело место быть и на встрече с Ренатом Давлетьяровым (автор идеи, продюсер и режиссер новых "Зорь"). "Поймите, современное поколение не знает повести Бориса Васильева!" - убежденно вещал Давлетьяров. – "И фильма Ростоцкого они не видели! Да и смотреть картину сорокалетней давности сегодня никто не станет: тот киноязык уже давно устарел". Я как-то сразу почувствовала себя изгоем: ибо я и фильм видела, и книгу читала, да и со "стародавними шедеврами" проблем особых у меня нет. "Наверное, пора вычеркивать себя из категории "молодежь", - печально подумала я, однако слишком сильно расстроиться не успела, так как услышала новый "перл". "Не вижу смысла сравнивать нашу картину и версию Ростоцкого", - сказал Давлетьяров. – "У нас совершенно иное кино". Ой ли?
Весь фокус в том, что, когда говоришь о новом фильме "А зори здесь тихие..." (2015), на ум приходит сразу несколько эпитетов. Например, его можно назвать "крепко сделанным" (это, в общем-то, правда, хотя жаль, что к нему приложил руку ремесленник, а не художник); можно назвать "трогательным" (некоторым актрисам удается достучаться и до самого черствого сердца: я говорю про Кристину Асмус, Софью Лебедеву, Анастасию Микульчину); его можно назвать "патриотичным", "в меру пафосным" и т.д. Но рассуждать о том, что "это совершенно иное кино" - странно. В чем "инаковость"? В том, что 80-90 процентов всех диалогов совпадают с первой версией? В том, что некоторые сцены продублированы столь точно, что повторяются даже ракурсы или поворот головы? (Взять хоть момент, когда старшина Васков ведет трех плененных немцев). Или в том, что весь сюжетный стержень оставлен без изменений? И что у каждой девушки есть свой личный флэшбэк?
Хотя, чего уж греха таить, кое-какие разночтения отыскать, в принципе, можно. Итак, отличия (начнем с мелочей). Во-первых, сами зенитчицы: одна их них становится дочерью раскулаченного, другая – дочерью репрессированного (на сюжет это, правда, абсолютно никак не влияет). Во-вторых, обнаженка: девушки в бане демонстрируют полное "НЮ", изо всех сил старательно делая вид, что им "ну ни капельки не стыдно"; также имеется вторая сцена с полным раздеванием, когда, устав форсировать болото, барышни плещутся в водопаде. В-третьих, большая жестокость: например, во время смерти Риты Осяниной мы видим ее испачканное кровью лицо, ее рану от осколков гранаты и т.д. В-четвертых, Давлетьяров добавляет пару финальных сцен, отказавшись от привязки к современности (и такой отказ картине на пользу).
Теперь об отличиях серьезных. Кто-то из кинокритиков написал, что "цветная картинка позволяет нам в полной мере насладиться красотами северного края". Спорить сложно: красоты действительно налицо. Водопад, озеро, лес, капля крови на ярко зеленом листе… Формат современного кино требует "красивости", и Давлетьяров, конечно же, с форматом спорить не собирается: он снимает красивую войну. Еще один важный пункт: экшен (куда ж без него!). Пикирует компьютерный самолет (качество, по счастью, выше, чем в "Битве за Севастополь"), взрываются сопки, камера то взлетает над лесом, то кидается под танк. И музыка, музыка, музыка! Оркестр буквально надрывается: какие там "тихие" зори, о чем вы! Ведь 21-ый век на дворе: все зори теперь симфонические! А иначе "молодежь не поймет".
И что же в итоге? А ничего. Ну, то есть почти ничего. Добротно сделанный по всем законам современного киностандарта ученический пересказ. Я не против ремейков, не против военных фильмов: война – зло чудовищное, и не говорить об этом нельзя. Но на кой ляд режиссеру браться за серьезную вещь, если сказать ему нечего? Если его идеалом является откровенное школярство: ни плохо, ни хорошо, без всякого намека на собственную индивидуальность, на собственную идею. Зачем? Чтобы камера красиво полетала над лесом? Чтобы эстрадная певица во время боя встала в полный рост с автоматом в руке? Или чтобы «заодно уж» и сериал снять? (Его, кстати, сняли). Ну, что хотели, то и получили: все красиво, все правильно, все по законам современного формата. Вот только один вопрос возникает, маленький. Интересно, а в связи с "устареванием киноязыка" мы теперь всю классику обновлять собираемся? А то ведь для "окультуривания молодежи" одних "Зорь" маловато будет…
Автор: Вера Аленушкина
ClubStyle (Критик), постов: 17905
1 мая 2015, 11:12
| |
13 |
эту версию экранизации гляну с удовольствием. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17003
1 мая 2015, 11:11
| |
11 |
Andrew писал(а) 1 мая 2015, 10:57 А вы-то сами уверены, что каждое новое поколение "должно иметь" своего Васкова, своего комэска Титоренко, ... Я отнюдь не предлагаю переснимать отечественные военные шедевры)) Но любая киноклассика, хоть военная, хоть "гражданская", это всегда лакомый кусок для ремейков)) А новые Зори меня не оставили равнодушной, за что я благодарна создателям, поэтому в данном конкретном случае не против)) |
Andrew (Главный редактор), постов: 74644
1 мая 2015, 10:57
| |
|
Constance писал(а) 1 мая 2015, 10:52 Я очень люблю фильм Ростоцкого, но и фильм Давлетьярова не оставил меня равнодушной. Ростоцкий - военная лирика, ... А вы-то сами уверены, что каждое новое поколение "должно иметь" своего Васкова, своего комэска Титоренко, своего Штирлица. Я вот что-то сильно в этом сомневаюсь. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17003
1 мая 2015, 10:52
| |
11 |
Я очень люблю фильм Ростоцкого, но и фильм Давлетьярова не оставил меня равнодушной. Ростоцкий - военная лирика, у Рената получилась военная проза. Верхушка айсберга очень похожа, но подводная часть совсем иная. И уж насколько это лучше "Сталинграда": попробовала тут пересмотреть, чтобы все-таки поставить оценку фильму - увы, это не отечественное военное кино, а второсортный голливудский комикс.
А вообще философский вопрос: Должно ли каждое новое поколение иметь свою версию старшины Васкова - решается скорее положительно. Отсюда бесконечные прочтения классики, перезагрузки любимых франшиз и т.д. и т.п. |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 22 ноября 2024 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, драма, исторический, приключения |
Режиссер: | Ридли Скотт |
В главных ролях: | Педро Паскаль, Дензел Вашингтон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.07 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |