Рецензия на фильм "Номер 44". Конформизм
Ныряя в мутные воды полемики, буквально поглотившей все разговоры о фильме "Номер 44" после отмены российского релиза , надо заметить, что действия Министерства культуры РФ после просмотра представляются как минимум логичными. С другой стороны, они также как будто подчеркивают, что все события, показанные на экране, имеют под собой весьма твердую почву. Да, мы возвели новые фасады, и от Москвы, как она показана в картине Дэниела Эспинозы, уже мало что осталось, но можно ли навсегда отгородиться стеной от грехов прошлого, игнорируя их бурей патриотических фильмов? Еще интереснее однако будет вопрос, готовы ли мы признать, что так было? Потому что чему не откажешь в фильме, так это в иногда жуткой реалистичности происходящего.
Смотреть российскому зрителю такой фильм будет очень больно. Даже тем, кто не наблюдал происходившее в СССР собственными глазами. “Номер 44” подобен страшной сказке неожиданно оказавшейся правдой. Черные машины, сливающиеся с темнотой ночи, холодные коридоры, полнящиеся леденящими душу криками, безжалостные расстрелы без суда и следствия. “Номер 44” повествует о возможно самом темном моменте российской истории, когда страх постоянно висел в воздухе горькой пылью, и грифели карандашей стачивались под написанием бесконечных имен так называемых предателей родины. И Эспиноза во многом как будто наследует стиль Спилберга из “Списка Шиндлера”, показывая как герой Тома Харди – успешный следователь и герой войны – в одно мгновение оказывается “за бортом”, преследуемый, порицаемый, ложно обвиняемый.
Харди олицетворяет собой неподвижную силу. Его присутствие на экране ощущается буквально на физическом уровне. Его внимание к деталям и поистине виртуозная способность выражать сотню различных эмоций одними глазами поражают. Его сцены с Нуми Рапас и Джоэллем Киннаманом буквально держат за горло. Рапас уже доказала, что она актриса высшего калибра, но видеть Киннамана в столь сильной, будоражащей роли стало настоящим откровением. Тут надо отдать должное Эспинозе, который несомненно является двигателем всего проекта. Нет, он не выжал из актеров все соки. Он их ловко выудил тонким крючком, потому что можно смело сказать, что весь актерский состав, даже Джейсон Кларк, выдает игру очень тонкую, эмоциональную и насыщенную в своей стагнации.
Возможно они играют даже слишком хорошо, потому что только актеры, да режиссер тянут иначе весьма затянутый, перегруженный сюжет. Сценарист проекта предпринял слишком буквальную, слишком последовательную адаптацию книги Тома Роба Смита. Где-то на середине создается четкое ощущение, что создатели хотели слишком многое прокомментировать: и гомофобию, и Сталинский режим, и личные, не до конца здоровые отношения главного героя и его жены. В итоге, собственно основной сюжет, заключающийся в поисках серийного убийцы детей, оказался задвинутым на второй, а то и на третий план, становясь больше поводом для повествования о времени и месте действия, чем собственно адекватной историей на фоне исторических событий.
При этом в фильме много по-настоящему мощных сцен, поэтому поначалу он захватывает своей натуралистичностью, мастерством рассказа, но длинный хронометраж не позволяет ему удержаться на этих тонких рельсах слишком долго. Сценарий быстро начинает провисать во многих моментах, превращаясь в этакий график непоследовательности. Это не есть плохо, ведь “Номер 44” охватывает очень очень много, однако это не есть интересно. Захватывающим триллером фильм язык не повернется назвать. Это скорее историческое исследование, которое стоит увидеть, но иногда очень хочется прервать для короткого перерыва.
Безусловно несколько выручает высокое качество картины. Драматическая операторская работа и напряженная музыка, иногда прерываемая нежными тихими нотами, способствует поддержанию напряженной атмосферы, а впечатляющий дизайн костюмов и декораций добавляет почти документальной аутентичности происходящему. Хоть имеющиеся в фильме бои и запечатлены уже привычной шатающейся камерой, чтобы скрыть недостаток бюджета, их легко оправдать стилистическими режиссерскими решениями. Они так или иначе скорее вовлекают в действие, чем выдергивают из него.
“Номер 44” получился очень крепким фильмом, вдумчивым и неожиданно злободневным, напоминающим о том, что несмотря на перестройку общества в конце 20-го века, черты прежней России можно распознать и сейчас. Вопрос скорее в том, сможем ли мы действительно принять прошлое, чтобы двигаться в будущее, и делает ли нам Министерство культуры РФ услугу, отказываясь от показа подобных фильмов накануне Дня Победы, или наоборот старается пустить побольше пыли в глаза? Даже если большинство показанного в “Номере 44” не имеет под собой веских доказательств, правда всегда скрывается где-то посередине, и несмотря насколько мучительной она может быть, не слишком ли высока цена, чтобы ее игнорировать?
Автор: OlegD
Зэпп (Критик), постов: 38896
18 апреля 2015, 23:40
| |
14 |
vangol писал(а) 18 апреля 2015, 23:36 Вы задели за живое - это один из моих любимых фильмов :-) Но в "Капуцинах" жанр иной - комедия,или даже водевиль ... незнайка на луне. |
vangol (Критик), постов: 910
18 апреля 2015, 23:36
| |
10 |
Andrew писал(а) 18 апреля 2015, 23:14 Так он и не претендует на историческую точность:) "Человек с бульвара Капуцинов" также будем рассматривать?:) Вы задели за живое - это один из моих любимых фильмов :-) Но в "Капуцинах" жанр иной - комедия,или даже водевиль (мюзикл). Я все ищу аналогию отечественного фильма, снятого про "мерзкий запад", где конечно есть положительные герои, но им противостоит "кровавое буржуинство", расизм, геноцид, произвол правоохранительных органов, орг.преступность и прочие красоты, встречающиеся в любой точке земного шара на протяжении многих лет... не подскажите? |
vangol (Критик), постов: 910
18 апреля 2015, 23:25
| |
10 |
Рецензия понравилась. На самом деле, интерес вызывают актерские работы. И когда то же самое действие с маньяками разворачивается в декорациях шведской провинции (девушка с тату дракона) или американского юга (подмена), мы смотрим триллер и не пытаемся уловить искажения исторических деталей, принимаем на веру. А тут вроде как наше отечество, и некие домыслы автора с преувеличениями, необходимыми для мрачной атмосферы, гораздо больше мешает просмотру. |
Andrew (Главный редактор), постов: 75002
18 апреля 2015, 23:14
| |
|
vangol писал(а) 18 апреля 2015, 23:11 Автор книги перенес действия в СССР 50-х, вдохновившись историей Чикатило из 80-х. Прочие вдохновения чепал из иностранной ... Так он и не претендует на историческую точность:) "Человек с бульвара Капуцинов" также будем рассматривать?:) |
vangol (Критик), постов: 910
18 апреля 2015, 23:11
| |
10 |
eneydos писал(а) 18 апреля 2015, 12:28 Да, плохо слежу, потому что не могу сидеть на сайте подолгу:) А вот "неисторического исследования" вы верно ... Автор книги перенес действия в СССР 50-х, вдохновившись историей Чикатило из 80-х. Прочие вдохновения чепал из иностранной публицистики и "откровений" Солженицина. Как сказал Барт Симпсон в одной из серий: "Да, по такому фильму можно учить историю!" :-) |
OlegD (Критик), постов: 12066
18 апреля 2015, 21:53
| |
12 |
Constance писал(а) 18 апреля 2015, 15:24 Олег, а чей "конформизм", вынесенный в заглавие, имеется в виду? Честно, не поняла, чье "приспособленчество ... Я держусь за свое мнение, что Рапас потрясающая актриса, очень правдоподобная и чувственная. И думаю, что это скорее она "вылепила" девушку с татуировкой дракона, а не наоборот)
Что касается конформизма, то он касается как содержания фильма, так в общем-то и нас сейчас) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
18 апреля 2015, 15:24
| |
11 |
Олег, а чей "конформизм", вынесенный в заглавие, имеется в виду? Честно, не поняла, чье "приспособленчество и пассивное приятие сущего" мы осуждаем)) Или обсуждаем? Или сочувственно обсуждаем? Или что? Меня иногда не оставляет чувство (при чтении твоих рецензий), что для англоязычной аудитории показывают какие-тот другие версии фильмов, не те, что для русских))
Что до Киннамана, свой темперамент и мастерство он "обнародовал" еще в 2010 в фильме того же Эспиносы Шальные деньги - рекомендую)) А Рапас в контексте "высший калибр актерства" это перебор. Выше "Девушки...", которая ее "вылепила", именно так, а не наоборот, она ни разу не шагнула)) Фильм посмотреть (в качестве) хочется необыкновенно)) Рецензия отличная)) |
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24089
18 апреля 2015, 13:44
| |
10 |
Рецензия забавная, но написано качественно :) |
eneydos (Критик), постов: 2583
18 апреля 2015, 13:19
| |
13 |
Andrew писал(а) 18 апреля 2015, 12:38 Давайте вы все-таки будете судить о чем-то не по заявлениям чиновников, а изучив материал?:))))) действие фильма происходит ... Ну конечно же посмотрел, вы зачем спрашиваете, если знаете, что нет? Я основываюсь, кроме заявления чиновника, на словах рецензента, который допускает, что "большинство показанного в “Номере 44” не имеет под собой веских доказательств" и говорит о чем-то страшном в нашей истории. Интересно знать, вы считаете слова Мединского ложью? Если не считаете, значат, в фильме есть разночтения. А фильм я посмотрю, коль он вызывает столько споров вокруг себя. И хорошо подумаю, кто прав, те, кто считают, что наши чиновники лишь делают вид бурной деятельности или фильм действительно очень спорный в силу изложенного в нем материала. |
Kateryna (Зритель), постов: 62
18 апреля 2015, 13:10
| |
9 |
Не волнуйтесь, все посмотрим. Господин министр сказал, что обязательно выложит фильм в сеть. Только сначала ему надо посоветоваться с историками, чтобы рассказать зрителям как правильно нужно смотреть :) |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |