Рецензия на фильм "Номер 44". Конформизм
Ныряя в мутные воды полемики, буквально поглотившей все разговоры о фильме "Номер 44" после отмены российского релиза , надо заметить, что действия Министерства культуры РФ после просмотра представляются как минимум логичными. С другой стороны, они также как будто подчеркивают, что все события, показанные на экране, имеют под собой весьма твердую почву. Да, мы возвели новые фасады, и от Москвы, как она показана в картине Дэниела Эспинозы, уже мало что осталось, но можно ли навсегда отгородиться стеной от грехов прошлого, игнорируя их бурей патриотических фильмов? Еще интереснее однако будет вопрос, готовы ли мы признать, что так было? Потому что чему не откажешь в фильме, так это в иногда жуткой реалистичности происходящего.
Смотреть российскому зрителю такой фильм будет очень больно. Даже тем, кто не наблюдал происходившее в СССР собственными глазами. “Номер 44” подобен страшной сказке неожиданно оказавшейся правдой. Черные машины, сливающиеся с темнотой ночи, холодные коридоры, полнящиеся леденящими душу криками, безжалостные расстрелы без суда и следствия. “Номер 44” повествует о возможно самом темном моменте российской истории, когда страх постоянно висел в воздухе горькой пылью, и грифели карандашей стачивались под написанием бесконечных имен так называемых предателей родины. И Эспиноза во многом как будто наследует стиль Спилберга из “Списка Шиндлера”, показывая как герой Тома Харди – успешный следователь и герой войны – в одно мгновение оказывается “за бортом”, преследуемый, порицаемый, ложно обвиняемый.
Харди олицетворяет собой неподвижную силу. Его присутствие на экране ощущается буквально на физическом уровне. Его внимание к деталям и поистине виртуозная способность выражать сотню различных эмоций одними глазами поражают. Его сцены с Нуми Рапас и Джоэллем Киннаманом буквально держат за горло. Рапас уже доказала, что она актриса высшего калибра, но видеть Киннамана в столь сильной, будоражащей роли стало настоящим откровением. Тут надо отдать должное Эспинозе, который несомненно является двигателем всего проекта. Нет, он не выжал из актеров все соки. Он их ловко выудил тонким крючком, потому что можно смело сказать, что весь актерский состав, даже Джейсон Кларк, выдает игру очень тонкую, эмоциональную и насыщенную в своей стагнации.
Возможно они играют даже слишком хорошо, потому что только актеры, да режиссер тянут иначе весьма затянутый, перегруженный сюжет. Сценарист проекта предпринял слишком буквальную, слишком последовательную адаптацию книги Тома Роба Смита. Где-то на середине создается четкое ощущение, что создатели хотели слишком многое прокомментировать: и гомофобию, и Сталинский режим, и личные, не до конца здоровые отношения главного героя и его жены. В итоге, собственно основной сюжет, заключающийся в поисках серийного убийцы детей, оказался задвинутым на второй, а то и на третий план, становясь больше поводом для повествования о времени и месте действия, чем собственно адекватной историей на фоне исторических событий.
При этом в фильме много по-настоящему мощных сцен, поэтому поначалу он захватывает своей натуралистичностью, мастерством рассказа, но длинный хронометраж не позволяет ему удержаться на этих тонких рельсах слишком долго. Сценарий быстро начинает провисать во многих моментах, превращаясь в этакий график непоследовательности. Это не есть плохо, ведь “Номер 44” охватывает очень очень много, однако это не есть интересно. Захватывающим триллером фильм язык не повернется назвать. Это скорее историческое исследование, которое стоит увидеть, но иногда очень хочется прервать для короткого перерыва.
Безусловно несколько выручает высокое качество картины. Драматическая операторская работа и напряженная музыка, иногда прерываемая нежными тихими нотами, способствует поддержанию напряженной атмосферы, а впечатляющий дизайн костюмов и декораций добавляет почти документальной аутентичности происходящему. Хоть имеющиеся в фильме бои и запечатлены уже привычной шатающейся камерой, чтобы скрыть недостаток бюджета, их легко оправдать стилистическими режиссерскими решениями. Они так или иначе скорее вовлекают в действие, чем выдергивают из него.
“Номер 44” получился очень крепким фильмом, вдумчивым и неожиданно злободневным, напоминающим о том, что несмотря на перестройку общества в конце 20-го века, черты прежней России можно распознать и сейчас. Вопрос скорее в том, сможем ли мы действительно принять прошлое, чтобы двигаться в будущее, и делает ли нам Министерство культуры РФ услугу, отказываясь от показа подобных фильмов накануне Дня Победы, или наоборот старается пустить побольше пыли в глаза? Даже если большинство показанного в “Номере 44” не имеет под собой веских доказательств, правда всегда скрывается где-то посередине, и несмотря насколько мучительной она может быть, не слишком ли высока цена, чтобы ее игнорировать?
Автор: OlegD
rosomaha1945 (Киноман), постов: 298
19 апреля 2015, 13:22
| |
10 |
OlegD писал(а) 19 апреля 2015, 13:01 Мнение за правду выдать невозможно. Оно потому и называется мнением. А великую страну это прошлое изрядно разгромило, ... Не надо за меня строить ответ,ваша фраза имеет совсем другой смысл,а я говорю,что все что было,хорошее и плохое с перегибами одновременно строило,развивало и поднимало страну после чудовищной войны,в кратчайшие сроки.А кто снимает,ох какая большая разница,про нас никто не сможет снять правду,т.к.наш менталитет и загадочную русскую душу не понять никому.Но это не запре на съемку,на здоровье,пусть снимают,но относиться к этому серьезно нельзя. |
OlegD (Критик), постов: 12066
19 апреля 2015, 13:01
| |
12 |
rosomaha1945 писал(а) 19 апреля 2015, 12:51 Сразу скажу,считаю запрет правильным.Не иностранцам писать и показывать как было,это я автору пишу,какая реалистичность??Не ... Мнение за правду выдать невозможно. Оно потому и называется мнением. А великую страну это прошлое изрядно разгромило, но вопрос это тоже спорный. Если вы бы видели фильм, вопросы про реалистичность не задавали. А разницы в том, кто снимал, я не вижу, тем более в том то и дело, что мы сами о таком молчим, прячась вот за такими как ваш ответами: "Какая разница, что было, если сейчас уже все хорошо". |
rosomaha1945 (Киноман), постов: 298
19 апреля 2015, 12:51
| |
10 |
Сразу скажу,считаю запрет правильным.Не иностранцам писать и показывать как было,это я автору пишу,какая реалистичность??Не надо свое мнение выдавать за правду.Какое бы ни было прошлое оно построило великую страну,и повторюсь не иностранцам описывать наши огрехи. |
Kent S (Киноакадемик), постов: 35400
19 апреля 2015, 12:22
| |
12 |
Как всегда,отлично написанная рецензия.Сразу появился интерес к фильму.
Жалко что сняли с проката. Выйди фильм после праздников может и не снимали бы? |
White_a_i (Новичок), постов: 15
19 апреля 2015, 10:37
| |
12 |
По поводу этого фильма, всех так злит что мол в нем так искажена история. А вы уверены что вы знаете правдивую историю СССР периода Сталина. У меня лично складывается впечатление, что все видят СССР только через призму фильмов Гайдая что ли. Да безусловно 60-70 было золотым временем, и если бы мне довелось выбирать где и когда жить я бы выбрал именно это время и СССР. Но 30 и до 53 когда умер Сталин это были страшные времена, и такой вывод я делаю из рассказов мои дедушек и бабушек. Те же амереканци не смотрят на Вьетнам или великую депресию через розовые очки, а тут выходит мы всегда лучшее что бы не случилось. В Германии до сих пор ездят по автобанам Гитлера но за это его никто все равно не хвалит... |
sunnygold (Критик), постов: 1959
19 апреля 2015, 8:18
| |
12 |
OlegD писал(а) 18 апреля 2015, 21:53 Я держусь за свое мнение, что Рапас потрясающая актриса, очень правдоподобная и чувственная. И думаю, что это скорее ... + :)) |
Weller (Новичок), постов: 24
19 апреля 2015, 0:52
| |
12 |
19% из 100 от топ критиков на rottentomatoes. Отлично! Мой прокатчик меня бережет. |
vangol (Критик), постов: 910
19 апреля 2015, 0:00
| |
10 |
Зэпп писал(а) 18 апреля 2015, 23:48 Брат-2? :-) ну в Брате "система" и "капитализм" герою не сильно то и мешают. Он сам из лихих 90х, адаптированный в Америку приехал. Опять же, повествование от лица приезжего, а не коренного жителя. Почти роуд-муви :-) |
Зэпп (Критик), постов: 38896
18 апреля 2015, 23:48
| |
14 |
vangol писал(а) 18 апреля 2015, 23:45 О да! Но тут дело разворачивается на Луне, как и в далекой-далекой галактике... нужен пример с конкретным государством ... Брат-2? |
vangol (Критик), постов: 910
18 апреля 2015, 23:45
| |
10 |
Зэпп писал(а) 18 апреля 2015, 23:40 незнайка на луне. О да! Но тут дело разворачивается на Луне, как и в далекой-далекой галактике... нужен пример с конкретным государством в конкретный промежуток времени. |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 17 января 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | ужасы |
Режиссер: | Ли Уоннелл |
В главных ролях: | Джулия Гарнер, Кристофер Эбботт |
1 | Анора | 8.21 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Артур, ты король | 7.36 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Еретик | 7.24 |
1 | Огниво | 8.17 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
3 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
4 | Лед 3 | 6.71 |
5 | Сто лет тому вперед | 6.04 |
1 | Шрек 5 | 9.13 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.83 |
5 | Балерина | 8.73 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Пингвин | 9.00 |