px

Рецензия к фильму "Луна 2112". Между нами

20.09.2009

На автоматизированной лунной базе по добыче главного ресурса для энергетики Земли – гелия 3 – в полном одиночестве мотает последние две недели трехлетнего контракта работяга Сэм Белл. Прямая видеосвязь с Землей давно нарушена – Сэм обменивается с оставшимися на Земле женой и дочкой видеописьмами. Вживую эти три года Сэм общался только с говорящим компьютером базы, эмоции которого – шесть смайликов на экране. Луна давит: сперва Сэм начинает видеть короткие странные галлюцинации – а потом неожиданное происшествие полностью рушит его привычную картину мира.

Фильм - дебют 38-летнего Данкана Джонса, который к тому же – сын знаменитого рок-певца Дэвида Боуи, - живая классика космической научной фантастики. С прицепленными к оригинальному названию нелепыми цифрами "2112", "Луна" вышла в России в крайне ограниченный прокат и идет в Москве десятком сеансов в день, собирая переполненные залы.

Снятый в Англии за сущие гроши, фильм держит в напряжении от первой до последней минуты. Неиспорченное опытом постановок тонкое чутье Данкана Джонса позволило ему сыграть на знакомых образах из кинофантастики всех лет, но ни разу не съехать к штампованным приемам воздействия на зрителя.

Фильм принято сравнивать с "Космической одиссеей" Стэнли Кубрика, но на самом деле они похожи лишь по интерьеру. Данкан Джонс черпал вдохновение скорее из дебютного творения Эндрю Никкола и на него очевидно повлиял, не побоюсь этого имени, Майкл Бэй и его единственный настоящий сайфай.

"Луна" неожиданна - фильм производит гипнотический эффект, погружая зрителя в рефлексию и самосозерцание.

Джонс словно сметает рукой в скафандре с поверхности стекла всю звездную пыль космической кинофантастики, накопившуюся за эти годы, и оставляет зрителя наедине с собой: смотреть не на смайлик экрана, а на печальное лицо и усталые глаза. Удивительно, как долго режиссеры искали именно этот рычаг, кнопку, ручку, запутываясь в своей космической философии. Не понадобилось ни обитаемых планет, ни межзвездных бросков, ни громких слов – чтобы создать портрет человеческого одиночества, оказалось достаточно Луны и зеркала.

Сэм Рокуэлл, как и положено, вытащил весь фильм на себе – мутные рожи в экранах у него на базе и проникновенный голос Кевина Спейси, спрятанного в ящике со смайликами, дополняют картину, но не более. Сорокалетнему Рокуэллу, чей путь до "Луны" насчитывает более шестидесяти (!) постановок, включая великолепную "Великолепную аферу" и "Удушье", пробирающее до кишок, в фильме Данкана Джонса удалось пройти по едва различимой грани, отделяющей актера от персонажа и зрителя – от самого себя.

Джонс говорил, что кризис помог ему привлечь в картину первоклассных мастеров по спецэффектам и представить нам фантастические лунные виды, снятые с миниатюрными моделями. Но фильм бы бросал то в жар, то в холод, даже если бы в нем не было вообще ни одного кадра Луны. Ведь это не Сэм Рокукэлл и не Сэм Белл, а мы сами возимся над миниатюрной моделью города девятьсот часов, разговариваем с цветами, корчимся на полу в уборной, измазанные кровью, и плачем в кабине лунохода "Я хочу домой!".

Данкан Джонс в фильме не делает ни одного шага, чтобы превратить маленькую драму на обратной стороне Луне в метафору для всего человечества. Но прочувствованная каждым в зале история сама в нее превращается. "Луна" учит нас держать одиночество перед лицом мира – потому что нет никакого будущего, нет никакого прошлого: все, что у вас есть – то сейчас, когда вы дочитываете меня.

Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов


Всего комментариев: 2
Grom (Новичок), постов: 35
26 октября 2009, 13:12
Аватарка пользователя Grom
Больше 15 лет на сайте
15
Хорошая работа!
Хотел качественное кино, получи! =)

rowdy (Зритель), постов: 84
21 сентября 2009, 13:25
Аватарка пользователя rowdy
Дмитрий , Вы явно забыли упомянуть про очередной выдающийся саундтрек от Клинта Мансела и про то, что фильм смотреть необходимо, причем желательно с субтитрами(в 35 мм с субтитрами, проверено) , потому что иначе роль Кевина Спейси совсем теряет смысл. К сожалению, не попал на этот фильм на ММКФ, очень ждал проката и ни чуть не разочарован.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды