Рецензия к фильму "Елки 1914". "Елки-палки, лес густой"
Чем дальше в лес, тем непролазней дебри… Решив, что вековые ели интереснее привычных нам елок-малолеток, Бекмамбетов и К’ умудрились забрести в такую чащобу, что только диву даешься, как же они там вообще не заблудились. На этот раз, однако, всё обошлось. Но еще бы чуть-чуть и… и "Елки 1914" стали бы последними для самой удачной русской франшизы. Потому что уж слишком много просчетов. Чересчур много. И, кстати, кормить народ одним и тем же блюдом четыре года, конечно, нехорошо, но резко менять рецепт – ещё хуже. Ведь мы ждем одного – получаем другое. "Повару" за такие "фортели" могут и шею намылить…
Так что же произошло? "В этот раз мы решили немного выйти за рамки формата "Елок, - говорила на пресс-конференции продюсер и режиссер Ольга Харина. – Мы перенесли действие на 100 лет назад, в 1914 год. Нельзя же снимать один и тот же фильм бесконечно!". Да кто бы спорил: конечно, нельзя! Тем более, что франшиза действительно нуждалась в обновлении: не то чтобы от неё все устали, но... Загвоздка лишь в том, что в 1914 началась, как вы помните, Первая мировая война. А "Новый Год на фоне катастрофы" и "беззаботный счастливый Новый Год" это, господа, вещи разные.
И смотрите, что получается. Юный курсант-авиатор (Александр Паль) знакомится с неприступной слушательницей медицинских курсов (Вера Панфилова). Та в шутку назначает ему свидание через год – под рождественской елкой 25 декабря 1914 года. Однако начавшаяся война все меняет: Дума принимает указ о запрете праздника (так как негоже поддерживать немецкие традиции). Парень к тому времени попадет в госпиталь, где наша Таня работает медсестрой. Узнав об отмене елок, Иван дает объявление газету, агитируя народ подписывать петиции против Думского закона: ведь раз нет елки, нет и обещанного свидания. Страна откликается: подписи собираются дружно, всем миром, во всех городах. (Таким образом, эта история с петициями и становится связующим звеном для всех 6-ти новелл "Елок 1914").
И все бы ничего, если бы не война… Представьте: в начале фильма черно-белые кадры военной хроники; место действия – госпиталь, солдаты на костылях, раненые на носилках…И шуточки соответствующие (к счастью, таких не слишком много): например, наши старые знакомые "лыжник" (Александр Домогаров мл.) и сноубордист (Александр Головин) отправляются на фронт добровольцами и не устают хохмить: "А тебе ногу оторвет… А тебе – руку… А тебе глаз выколют… А тебя штыком проткнут"…Новогоднее настроение после всякого такого буквально "зашкаливает".
Да и сама идея с петициями… Когда детдомовская девочка "назначает" в свои отцы Д. А. Медведева, а другая пытается поженить двух влюбленных собак - это, может быть, и глуповато, но наивно и мило. (Во всяком случае, для семейной комедии самое то). Но когда двое голодных детей просят милостыню, потому что у них умирает мама (!), а денег на лекарство нет – то это уже совсем другая история. И бесконечная болтовня о "важности петиций" на этом фоне смотрится просто каким-то бредом.
Правда, тут надо отдать должное продюсерам: они, кажется, и сами догадались, что забрели не туда. Поэтому чисто военным можно назвать только один сюжет, во всех других война отходит на второй план. Есть и такие эпизоды, где она и вовсе почти не ощущается, например, новелла Бориса и Жени (Иван Ургант и Сергей Светлаков). Но и тут не все слава богу: сюжет снимался в Анапе, и в кадре цветет такое знойное лето, что никаких ассоциаций с Новым Годом нет и в помине. А новелла "Медведь"? Снято изумительно (режиссер Юрий Быков), сыграно тоже: крестьянский раздолбай Сенька (Антон Богданов), барин-алкаш (Ян Цапник), Мишка-Степан – ему отдельные аплодисменты. Да вот только сам сюжет до неприличия бородат, вспомните хоть "Особенности национальной охоты".
Кстати, по поводу актеров. Такое впечатление, что именно они фильм и спасают (чего стоит детская актерская пара Софьи Хильковой и Даниила Изотова). Ну и мастерство некоторых режиссеров, конечно, например Александра Карпиловского, способного выжать слезу не только из любого зрителя, но даже, кажется, из пустого зрительского кресла (новелла "Шаляпин", на мой взгляд, лучшая из всех). И тем не менее.
Беда в том, что военная тема вынужденно диктует свою стилистику: шутовства и дурачества стало в разы меньше, ритм замедлился (да и сами новеллы сменяют друг друга уже не так быстро). О беззаботном смехе забудьте, по крайней мере, в первую половину фильма. Поближе к концу "Елки 1914" "разойдутся": появится и привычный драйв, и даже что-то новогоднее наконец-то начнет проклевываться (пусть и с трудом). В общем, провала не случилось, хотя, кажется, все шансы сесть в калошу у продюсеров были. Но провальный или нет, а праздничным фильмом такие "Елки" можно назвать только с очень большой натяжкой. И никакие финальные хороводы с боем курантов этого уже не исправят.
Автор: Вера Аленушкина
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
29 декабря 2014, 17:32
| |
11 |
VERA F писал(а) 29 декабря 2014, 17:18 На экране нет войны - на экране есть раненые. Этого достаточно для того, чтобы стилистика фильма поменялась. Нельзя ... Вы хорошо пишете, я Вас понимаю и принимаю, но мне будет жаль, если из-за несколько скептической тональности Вашей рецензии кто-то не захочет посмотреть фильм)) Поэтому добавила "слова в защиту", чтобы каждый определялся сам)) Загляните в свои сообщения)) |
VERA F (Новичок), постов: 31
29 декабря 2014, 17:18
| |
10 |
Constance писал(а) 29 декабря 2014, 16:59 Рецензия написана, слов нет, КРАСИВО, но есть непонятные неточности. "...эта история с петициями и становится ... На экране нет войны - на экране есть раненые. Этого достаточно для того, чтобы стилистика фильма поменялась. Нельзя хотя бы в одной новелле говорить про смерть, а потом в других выдавать беспробудную "ржаку". И очень хорошо, что продюсеры это поняли, иначе был бы совсем "звиздец". Но пошли ли подобные стилистические "катаклизмы" франшизе на пользу - не знаю, на мой взгляд нет:) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
29 декабря 2014, 17:17
| |
11 |
Constance писал(а) 29 декабря 2014, 17:14 Мне принципиально, что он вообще согласился. А касаемо обличений - я о "Майоре" и "Дураке")) На всякий случай - которые к пьянству ровно никакого отношения не имеют)) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
29 декабря 2014, 17:15
| |
11 |
VERA F писал(а) 29 декабря 2014, 17:11 Констанс, в каждой новелле есть упоминание о петициях) В том же "Медведе": кто-то там поехал петиции на вокзал ... Пересмотрю, когда выйдет на диске)) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
29 декабря 2014, 17:14
| |
11 |
VERA F писал(а) 29 декабря 2014, 17:08 Читала интервью с Быковым, смысл в следующем: "Так как фильм не мой, в такой ситуации приходится придерживать ... Мне принципиально, что он вообще согласился. А касаемо обличений - я о "Майоре" и "Дураке")) |
VERA F (Новичок), постов: 31
29 декабря 2014, 17:11
| |
10 |
Constance писал(а) 29 декабря 2014, 16:59 Рецензия написана, слов нет, КРАСИВО, но есть непонятные неточности. "...эта история с петициями и становится ... Констанс, в каждой новелле есть упоминание о петициях) В том же "Медведе": кто-то там поехал петиции на вокзал отвозить) Про отмененные Ёлки есть "базар" и у Бори с Женей) Про бабу Маню врать не буду, не помню. но по моим ощущением, то же вскользь что-то было) |
VERA F (Новичок), постов: 31
29 декабря 2014, 17:08
| |
10 |
Constance писал(а) 29 декабря 2014, 16:46 Не хотела комментировать, но на собственную рецензию категорически нет времени, поэтому несколько слов напишу. ... Читала интервью с Быковым, смысл в следующем: "Так как фильм не мой, в такой ситуации приходится придерживать собственную индивидуальность и ориентироваться на общий для фильма стандарт"... Так что не думаю, что "его участие говорит слишком уж о многом". Быковская новелла - "Медведь", она неплохая, но сюжет вторичен до стыдобы, и явно выбран не самим режиссером. А "обличение системы" ..Скорее уж "обличение пьянства":) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
29 декабря 2014, 17:05
| |
11 |
Constance писал(а) 29 декабря 2014, 16:59 Рецензия написана, слов нет, КРАСИВО, но есть непонятные неточности. "...эта история с петициями и становится ... Я именно так увидела фильм, благодарна авторам за их успешные старания и разделяю мнение критиков, что фильм удался. Поэтому, дорогие киноманы, не пропускайте эту ленту. И вообще смотрите отечественное кино. В этом году много стоящих фильмов появилось. Про Испытание и Ч/Б я писала. Отличные жизнеутверждающие фильмы Звезда, Как меня зовут, Кино про Алексеева, даже последняя комедия Любит не любит с Ходченковой и Матвеевым)) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
29 декабря 2014, 16:59
| |
11 |
Constance писал(а) 29 декабря 2014, 16:46 Не хотела комментировать, но на собственную рецензию категорически нет времени, поэтому несколько слов напишу. ... Рецензия написана, слов нет, КРАСИВО, но есть непонятные неточности. "...эта история с петициями и становится связующим звеном для всех 6-ти новелл "Елок 1914" - простительная и нейтральная неточность, не так важно, что за историю с петициями никаким когтем не цепляются медведь, Борис Ефимович или баба Маня. А вот "чисто военный сюжет" и тезис "военная тема вынужденно диктует свою стилистику" - неточности, "отпугивающие" зрителя. На экране нет войны, она остается за кадром и, в общем, за пределами сознания. А дурачества и беззаботности стало меньше, поскольку создатели фильма сознательно делали 4 часть не чистой комедией для развлечения беззаботного зрителя, но драматической или трагикомедией в качестве моральной поддержки своих соотечественников. И идефикс (слоган) проекта: жизнь не балует нас подарками, но она продолжается, пока мы вместе. Это самая актуальная на сегодня национальная идея, простите за пафос. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
29 декабря 2014, 16:46
| |
11 |
Не хотела комментировать, но на собственную рецензию категорически нет времени, поэтому несколько слов напишу. Совершенно очевидно почему именно в этом году, учитывая нашу далеко не спокойную и далеко не радужную общественную ситуацию, Елки откатились на сто лет назад. Никакой продюсер не будет это обсуждать на пресс конференции, но фильм весь на прозрачных подтекстах, которые у меня вызвали массу ассоциаций, и совершенно ясно откуда возникли петиции, Анапа и т.д. Франшиза оказалась на удивление чувствительным камертоном наших реалий. А участие в этом новогоднем капустнике Юрия Быкова, самого жесткого и непримиримого сегодня обличителя системы, хотя и с шутливым сюжетом, тоже о многом говорит. |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |