Рецензия к фильму "Джими Хендрикс". Восхождение
Снимать бойопик о Джими Хендриксе дело в некотором смысле рисковое и неблагодарное. Хендрикс фигура настолько мощная, музыкант столь легендарный, что сделать рассказ о нем, соответствующий этой кипучей энергии, новаторству и драйву возможно, только сравнившись с ним в гениальности, что вряд ли достижимо.
Поэтому за один подход к штанге, даже без рывка и толчка, постановщик ленты Джон Ридли заслуживает благодарности и зачета. Недавно по российскому ТВ показали документальный фильм о Хендриксе, который вышел добротным, но суховатым — куча интервью имевших честь быть знакомыми, интервью с самим Джимом, нарезка его сценических выступлений. В ней однако много аутентичной музыки, в том числе выступления на нескольких фестивалях и на Вудстоке-69, где Хендрикс, на глазах у изумленной публики и не менее изумленных членов своей группы на сцене, "переписал" заново американский Гимн, насытив его зашкаливающим драматическим напряжением, и без точек продолжив рок хитами.
Джон Ридли кинематографист со стажем, признанный сценарист и продюсер ("Поворот", "12 лет рабства"), но со скромным опытом в режиссуре. Он не стал делать широкое биографическое полотно о Хендриксе и ограничился лондонским периодом восхождения Джими в 1966-1967. Подружка Роллингов, если быть точнее Кита Ричардса из Rolling Stones, Линда Кит попадает в Нью-Йорке 1966 года в клуб Гепард на выступление никому не известной местной черной группы с запредельно талантливым гитаристом. Падает жертвой его музыкальной гениальности и человеческого обаяния, путем долгих проб находит ему менеджера, который везет его в Лондон, чтобы выстроить карьеру многообещающего гитариста и вокалиста.
Вспомним, что Лондон середины 60-х был еще девственным снежно-белым в смысле цвета кожи своих граждан. Равным образом и Гитарные Боги тогдашнего Рок-Олимпа, еще не бог весть какого высокого, тоже были исключительно белыми, самыми популярными фигурами на нем были Боб Дилан и Эрик Клэптон. При таком раскладе чернокожий гитарист при всей своей виртуозности мог претендовать исключительно на роль экзотического дикаря на сцене. Но все оказалось гораздо сложнее и судьбоноснее. Джими со своей страстью, самобытностью, простодушной глубиной и редким сродством с гитарой, которая была в его руках не столько инструментом, сколько частью тела и души, стал новым измерением в музыке 1960-х и позже сделал квантовый скачок в сегодняшний, завтрашний и послезавтрашний день музыки. Но в первый свой приезд в Лондон он только адаптировался к жизни шоу-бизнеса, искал свое место в музыке и мире, экспериментировал во вновь собранной группе The Jimi Hendrix Experience, еще не успел порвать душу себе и всему миру своими гитарными и вокальными соло.
Именно этим обещанием и завтрашним триумфом и полон фильм, оставаясь на деле довольно осторожным, не позволяя себе резких определенных высказываний и жирных окончательных точек. В этой сдержанности и некоторой неопределенности свои плюсы и минусы. Минус в том, что об иконе стиля и музыкальном идоле хочется смотреть убийственно яркий рассказ, выходящий за все мыслимые традиционные рамки. Плюс, как ни странно, можно найти в том, что Хендрикс у всех поклонников, лично знавших и не знавших его, свой, и такой мягкий чуть пастельный набросок портрета протагониста позволяет каждому насытить его своими красками, эмоциями и проч.
Хендрикс в исполнении рэпера Андре Бенджамина хорош и очень похож внешне. Яркий, талантливый, обаятельный, простодушный как ребенок, но неколебимый в своем бесхитростном взгляде на этот суетный мир, пластичный как большая кошка, с дивной открытой улыбкой. Джон Ридли наделил его некоторой агрессивной вспыльчивостью и депрессивностью, но в целом сделал довольно тихим и неуверенным, оставив за кадром (до лучших времен — части 2 о 1968-69м) взрывной музыкальный темперамент, эксцентричность, своенравие, колоссальную работоспособность и редкую самобытность.
Линда Кит (Имоджен Путс), девушка их хорошей семьи, при всей своей видимой свободе — работа моделью, тусовки с рок музыкантами — остается в фильме, в хорошем смысле, воплощением умеренности, традиционности, дисциплинированности, основательности, порядка. Ее хватило на то, чтобы оценить потенциал Хендрикса, слегка перевернуть его представления о себе и своем миссии в музыке, фактически открыть его миру, оказав последнему неоценимую услугу. Для Джими она остается не столько восхищенной женщиной, сколько добрым другом и чуть-чуть ментором, а вообще по жизни музой многих музыкантов, которая их признания в любви слушает в записи одинокими вечерами. Кети Этчингэм (Хейли Этвелл) антипод Линды, взрывная ревнивая рыжая бестия, не менее неудовлетворенная своим романом с Хендриксом, потому что в конечном итоге невеста и жена у него была одна — гитара. Только с ней он обретал целостность и полноту самовыражения. Поэтому никаким любовным треугольникам и прочим многоугольникам в истории места нет. Бенджамин, Путс и Этвелл выжимают из сюжета максимум.
Фильм само собой напоен музыкой, разнообразными и популярными хитами тех лет, но ее все равно мало, потому что, во-первых, много разговоров, во-вторых, ждешь страстной гитары Джими, а ее не случается (воля наследников Хендрикса), хотя пару-тройку раз Бенджамин зажигает на сцене. Мелькает много звезд тех лет, но большинство настолько мимолетно, что даже не успеваешь оценить портретное сходство или отсутствие оного. И тем не менее работа гримеров, художников по костюмам и декораторов заслуживает самой превосходной оценки, потому что в атмосферу 1960-х погружает с головой.
Если принять, что фильм изначально задумывался не как масштабное биографическое и музыкальное шоу, а как "серия" из богатой на события истории величайшего гитариста всех времен, то его камерность, осторожность и небольшая "пресность" вполне уместны. Однако после фильма хочется общения с настоящим Хендриксом и катарсиса, который дарит его фантастическая музыка.
Автор: Constance
- 2
- 1
Текстолит (Критик), постов: 62318
21 сентября 2014, 21:47
| |
14 |
Guest писал(а) 21 сентября 2014, 19:38 Серьезно? В фильме про музыканта нет ни одной его композиции? Какой-то неправильный байопик. Это, ну, не знаю, как ... можно завещать свое наследство достойным людям, и не обязательно это должны быть родные и близкие:-) |
Steve Austin (Критик), постов: 5854
21 сентября 2014, 20:44
| |
12 |
Guest писал(а) 21 сентября 2014, 19:38 Серьезно? В фильме про музыканта нет ни одной его композиции? Какой-то неправильный байопик. Это, ну, не знаю, как ... Даааавненько не видели, не читали) |
Guest (Критик), постов: 3426
21 сентября 2014, 19:38
| |
14 |
Constance писал(а) 20 сентября 2014, 10:55 Жаль, что родственникам/наследникам Хендрикса не понравился сценарий и они запретили музыку Джими использовать ... Серьезно? В фильме про музыканта нет ни одной его композиции? Какой-то неправильный байопик. Это, ну, не знаю, как снять фильм про Бетховена без девятой симфонии. Как экранизировать жизнь Ганди без независимой Индии. Как написать книгу про Гейтса, ни разу не упоминая Майкрософт. Примерно как если бы Финчер снял Зодиака без убийств. Или в Дж. Эдгаре "забыли" про ФБР.
Странная все-таки практика наследования авторских прав. Глупая совершенно, я бы даже сказал. Одно дело, если бы (не)многочисленные потомки и родственники покойного творца на пару с различными студиями и компаниями получали процент выручки от использования его творений, немного другое - какое-то наглое злоупотребление своим положением, и вытекающая из этого власть на творчеством. Захотели - и запретили сделать полноценный биографический фильм, просто на основании того, что они ему родственниками приходятся, притом на его творчество они, в силу времени, не повлияли НИКАК. Вообще и в принципе. Грустно все это. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
20 сентября 2014, 21:18
| |
14 |
Интересно посмотреть, как режиссёр передал такую музыкальную эпоху и прочувствовал то время. Спасибо Танюша за такое выражение в строках. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
20 сентября 2014, 21:16
| |
14 |
Фильм, как и музыка, массового всплеска не вызовет. Для многих будет хуже однобокой темы. И безусловно вызовет некую ностальгию у нас меломанов, слышавших и говоривших о музыкантах и музыке.
У моих некоторых старших братьев, было такое выражение и образ жизни. Это была часть их мира, словно в фильме "Беспечный ездок". |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
20 сентября 2014, 21:14
| |
14 |
algoritn писал(а) 19 сентября 2014, 20:04 Constance-ПОКА не читал!!!!
Но всё равно... Я знаю,что рецензия на отлично!!!!!!!!!!! Где-то я это уже встречал). Хочется поиронизировать на эту тему. Каламбур.
На сайте ПОКА не читал!!! Но всё равно… знаю, что всё отлично!!!!!!!!!!! Академию ПОКА не… не )) не заглядывал, но знаю, что всё отлично!!!!!!!!!!!! С такими прогнозами и убеждениями, вчера жили при коммунизме, завтра уже как в раю.) Надо же, при каких событиях мы живём.) |
Mateas (Критик), постов: 9922
20 сентября 2014, 12:41
| |
14 |
Constance писал(а) 20 сентября 2014, 10:55 Жаль, что родственникам/наследникам Хендрикса не понравился сценарий и они запретили музыку Джими использовать ... Да, если бы там ещё и музыка Джими звучала - это было бы вообще отлично) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17017
20 сентября 2014, 10:55
| |
11 |
Жаль, что родственникам/наследникам Хендрикса не понравился сценарий и они запретили музыку Джими использовать в фильме. Поэтому экранный Хендрикс играет каверы на Битлов, Уотерса и т.д. Это не "катастрофа", поскольку он в то время играл много чужих вещей, но все же)) |
Mateas (Критик), постов: 9922
20 сентября 2014, 0:37
| |
14 |
Негров с гитарами сейчас куда как больше, чем вы думаете;)
|
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31950
19 сентября 2014, 21:21
| |
14 |
algoritn писал(а) 19 сентября 2014, 20:08 Нууу,-альтернативная реальность...
Ямайка?-Рэгги. в основе хип хопа фанк, рэгги (даже больше даб), диско |
- 2
- 1
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 11 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, приключения, фантастика |
Режиссер: | Джей Си Чендор |
В главных ролях: | Аарон Тейлор-Джонсон, Рассел Кроу |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.21 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Пингвин | 9.06 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |