Рецензия к фильму "Побудь в моей шкуре". О космически бескрайнем одиночестве

Фильм снят по мотивам романа Мишеля Фабера, гражданина мира — голландца по происхождению, выпускника Мельбурнского университета, который с 1993 года живет в сельской Шотландии. "Побудь в моей шкуре" не совсем корректный перевод названия его первого оригинального романа "Под кожей" ("Under the skin") на стыке фантастики, хоррора, магического реализма, мрачной готики и триллера.
Режиссер Джонатан Глейзер — популярный и признанный английский клипмейкер, автор рекламных роликов и оригинальных музыкальных видео, режиссер двух полнометражных фильмов "Сексуальная тварь" (номинация исполнителя главной роли Бена Кингсли на "Оскар") и "Рождение". Поклонник всего стильного и неординарного, большой поклонник метафор, страстный экспериментатор с формой. Специально ради реалистичности съемок "Побудь в моей шкуре" была разработана крошечная камера для скрытой съемки, десяток этих устройств, снимающих с разных ракурсов, ежедневно набирали 16 часов видео. Фильм был провозглашен едва ли не шедевром на Венецианском кинофестивале 2013, тем более у себя на родине в Британии. Однако некоторые критики называют его смехотворным глянцем. Доля истины есть и в той, и в другой точке зрения.
Итак, инопланетянка, принявшая соблазнительный облик Скарлетт Йоханссон, колесит вечерами по дорогам хмурой, холодной, прекрасной в своей суровости Шотландии, преимущественно в пригородах Глазго, в поисках одиноких путников мужского пола; легко убалтывает их дешевыми комплиментами, приглашает к себе, и отправляет на переработку на корм для своих соплеменников. Действие повторяется многократно и монотонно. В перерывах между основным занятием серийная убийца отстранено наблюдает за землянами во всей их трогательной суетной неприглядности и неожиданно привлекательной жертвенности и сочувственной доброте. Пытается то ли ради интереса, то ли из-за неожиданно прервавшейся серии, провести психологический эксперимент и влезть в шкуру человека не только формально, но по существу, что в итоге оказывается не по силам методичному инопланетному разуму.
Глейзер в компании оператора Дэна Лэндина и монтажера Пол Уоттса сделал красивую метафору с минимумом вербальности и максимумом визуальности. Этакий холодный и отстраненно аналитический внеземной взгляд на нашу жизнь. Неспешный, обстоятельный, как взгляд физиолога на препарируемую подопытную лягушку или спокойное и сосредоточенное наблюдение хищника за жертвой ради изучения ее повадок в целях удачной охоты. Метафора холодная и красивая, с музыкой вместо слов, похожая на сон. Но если бы не присутствие Скарлетт как единого стержня, на котором держится история и который почти постоянно присутствует в кадре, то фильм распался бы на череду клипов. Вот приманка для одинокого мужчины — неземной красоты девушка в пикапе. Вот страшная ловушка - "антипространство" для этой одинокой мошки. Вот несчастная вымокшая инопланетянка на живописнейшей сельском перекрестке в ожидании автобуса. А вот она же в испуге бежит от злых людей по неласковому лесу с поваленными деревьями во мхах.
Разумеется, главным козырем Глейзера в проекте стала Скарлетт Йоханссон, которая, да простят меня ее фанаты, в первую очередь популярный голливудский секс-символ, во вторую очередь и по причине номер 1 востребованная в кино исполнительница ярких женских персонажей. Ставка на Скарлетт оправдалась частично. Ее невозмутимое спокойствие и сомнамбулическая отстраненность, переходящая в угрюмость, пустые и мертвые черные глаза (ради Скарлетт надеюсь, что это спецэффекты) хорошо работают на необычность персонажа, чужого в этом людском муравейнике. Но они же делают его статичным, а место драматической актрисы занимает гламурный манекен, гипнотический но безжизненный. Специально для мужской половины зрителей Глейзер приготовил 5-минутный десерт — Йоханссон во всей своей первозданной наготе отдается самолюбованию, спешите видеть прелести и несовершенства.
В фильме перемешаны малоизвестные профессиональные актеры (Пол Брэнниган) и непрофессионалы, в том числе человек-слон Адам Пирсон с тяжелыми генетическими нарушениями. Их общая со Скарлетт сцена и беседа о невежестве и предрассудках в значительной мере импровизация. Участие в фильме и знакомство со Скарлетт, ее интеллигентность и простота полностью изменили его жизнь и самооценку, такой "гуманитарный плюс" делает честь фильму.
Фильм провокационно-артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) цепляющий экзистенциальностью темы одиночества и экспериментальным видео-рядом, сочетанием высокого эстетизма с грубой физиологичностью, торжеством формы над драматизмом, холодной рассудочности над теплой эмоциональностью. Под настроение может показаться как завораживающим, так и отталкивающим, а лейтмотив космически бесконечного одиночества в конечном счете не фантастический, а вполне человеческий и земной. Мысли многих рецензентов лента Глейзера обратила к лучшим образцам классического кино и литературы от Кубрика и Линча до Сартра и Гете. Возможно, с течением времени автор этих строк лучше оценит высокий смысл картины, но пока не рискну рекомендовать его всем как шедевр.
Автор: Constance
ClubStyle (Критик), постов: 17905
2 августа 2014, 13:13
| |
![]() ![]() 13 ![]() |
сам бьюсь уже 2 месяца, не могу с оценкой определиться и понять не шедевр ли это? |
Memento (Киноман), постов: 300
2 августа 2014, 12:27
| |
![]() 11 |
Отличная рецензия! На фильм обязательно пойду, благо у нас в городе его все же показывают. |
THX (Критик), постов: 13980
2 августа 2014, 12:11
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 12:05 И еще кое-что. Так хочется прочесть рецензию, которая читалась бы легко, без лишнего пафоса, простыми словами, а ... Все хотят блеснуть.. |
TREADSTONE (Критик), постов: 24191
2 августа 2014, 12:05
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
И еще кое-что. Так хочется прочесть рецензию, которая читалась бы легко, без лишнего пафоса, простыми словами, а то уже как-то "заумные" словечки надоели, а никто в простом виде не пишет, кроме Дарка, но это уже другая история. |
Mickey Mouse (Зритель), постов: 2162
2 августа 2014, 11:59
| |
![]() 11 ![]() |
Был рад, отыскав в своём городе хоть один киносеанс в нормальное время суток) Этот фильм нужно было прокатывать ещё в апреле. |
TREADSTONE (Критик), постов: 24191
2 августа 2014, 11:53
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Читал, читал, думал: "Может быть гляну". И тут БАЦ, мой злейший враг - надоевшая тема, инопланетянка.( и Скарллет((( Вдобавок еще и арт-хаус. Пропущу это кино.
И да, когда будет рецензия на абсолютный хит "Стражи галактики"? |
THX (Критик), постов: 13980
2 августа 2014, 11:52
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
eneydos писал(а) 2 августа 2014, 11:34 Здорово, что на фильм "Побудь в моей шкуре" есть рецензия. Оочень интересно, когда появится рецензия на "Стражей ... Наверно рецензент запутался в своих высокоинтеллектуально-пафосных оборотах и не знает как выпутаться из этого состояния))) |
eneydos (Критик), постов: 2583
2 августа 2014, 11:34
| |
![]() 13 ![]() |
Здорово, что на фильм "Побудь в моей шкуре" есть рецензия. Оочень интересно, когда появится рецензия на "Стражей галактики"? |
THX (Критик), постов: 13980
2 августа 2014, 11:30
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Обнаженка есть? |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Год выхода: | 1931 |
Страна: | США |
Жанр: | вестерн, драма |
Режиссер: | Уэсли Рагглз |
В главных ролях: | Айрин Данн, Эдна Мэй Оливер |
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.58 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.42 |
5 | Еретик | 7.23 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
3 | Огниво | 7 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |