Рецензия к фильму "Побудь в моей шкуре". О космически бескрайнем одиночестве
Фильм снят по мотивам романа Мишеля Фабера, гражданина мира — голландца по происхождению, выпускника Мельбурнского университета, который с 1993 года живет в сельской Шотландии. "Побудь в моей шкуре" не совсем корректный перевод названия его первого оригинального романа "Под кожей" ("Under the skin") на стыке фантастики, хоррора, магического реализма, мрачной готики и триллера.
Режиссер Джонатан Глейзер — популярный и признанный английский клипмейкер, автор рекламных роликов и оригинальных музыкальных видео, режиссер двух полнометражных фильмов "Сексуальная тварь" (номинация исполнителя главной роли Бена Кингсли на "Оскар") и "Рождение". Поклонник всего стильного и неординарного, большой поклонник метафор, страстный экспериментатор с формой. Специально ради реалистичности съемок "Побудь в моей шкуре" была разработана крошечная камера для скрытой съемки, десяток этих устройств, снимающих с разных ракурсов, ежедневно набирали 16 часов видео. Фильм был провозглашен едва ли не шедевром на Венецианском кинофестивале 2013, тем более у себя на родине в Британии. Однако некоторые критики называют его смехотворным глянцем. Доля истины есть и в той, и в другой точке зрения.
Итак, инопланетянка, принявшая соблазнительный облик Скарлетт Йоханссон, колесит вечерами по дорогам хмурой, холодной, прекрасной в своей суровости Шотландии, преимущественно в пригородах Глазго, в поисках одиноких путников мужского пола; легко убалтывает их дешевыми комплиментами, приглашает к себе, и отправляет на переработку на корм для своих соплеменников. Действие повторяется многократно и монотонно. В перерывах между основным занятием серийная убийца отстранено наблюдает за землянами во всей их трогательной суетной неприглядности и неожиданно привлекательной жертвенности и сочувственной доброте. Пытается то ли ради интереса, то ли из-за неожиданно прервавшейся серии, провести психологический эксперимент и влезть в шкуру человека не только формально, но по существу, что в итоге оказывается не по силам методичному инопланетному разуму.
Глейзер в компании оператора Дэна Лэндина и монтажера Пол Уоттса сделал красивую метафору с минимумом вербальности и максимумом визуальности. Этакий холодный и отстраненно аналитический внеземной взгляд на нашу жизнь. Неспешный, обстоятельный, как взгляд физиолога на препарируемую подопытную лягушку или спокойное и сосредоточенное наблюдение хищника за жертвой ради изучения ее повадок в целях удачной охоты. Метафора холодная и красивая, с музыкой вместо слов, похожая на сон. Но если бы не присутствие Скарлетт как единого стержня, на котором держится история и который почти постоянно присутствует в кадре, то фильм распался бы на череду клипов. Вот приманка для одинокого мужчины — неземной красоты девушка в пикапе. Вот страшная ловушка - "антипространство" для этой одинокой мошки. Вот несчастная вымокшая инопланетянка на живописнейшей сельском перекрестке в ожидании автобуса. А вот она же в испуге бежит от злых людей по неласковому лесу с поваленными деревьями во мхах.
Разумеется, главным козырем Глейзера в проекте стала Скарлетт Йоханссон, которая, да простят меня ее фанаты, в первую очередь популярный голливудский секс-символ, во вторую очередь и по причине номер 1 востребованная в кино исполнительница ярких женских персонажей. Ставка на Скарлетт оправдалась частично. Ее невозмутимое спокойствие и сомнамбулическая отстраненность, переходящая в угрюмость, пустые и мертвые черные глаза (ради Скарлетт надеюсь, что это спецэффекты) хорошо работают на необычность персонажа, чужого в этом людском муравейнике. Но они же делают его статичным, а место драматической актрисы занимает гламурный манекен, гипнотический но безжизненный. Специально для мужской половины зрителей Глейзер приготовил 5-минутный десерт — Йоханссон во всей своей первозданной наготе отдается самолюбованию, спешите видеть прелести и несовершенства.
В фильме перемешаны малоизвестные профессиональные актеры (Пол Брэнниган) и непрофессионалы, в том числе человек-слон Адам Пирсон с тяжелыми генетическими нарушениями. Их общая со Скарлетт сцена и беседа о невежестве и предрассудках в значительной мере импровизация. Участие в фильме и знакомство со Скарлетт, ее интеллигентность и простота полностью изменили его жизнь и самооценку, такой "гуманитарный плюс" делает честь фильму.
Фильм провокационно-артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) цепляющий экзистенциальностью темы одиночества и экспериментальным видео-рядом, сочетанием высокого эстетизма с грубой физиологичностью, торжеством формы над драматизмом, холодной рассудочности над теплой эмоциональностью. Под настроение может показаться как завораживающим, так и отталкивающим, а лейтмотив космически бесконечного одиночества в конечном счете не фантастический, а вполне человеческий и земной. Мысли многих рецензентов лента Глейзера обратила к лучшим образцам классического кино и литературы от Кубрика и Линча до Сартра и Гете. Возможно, с течением времени автор этих строк лучше оценит высокий смысл картины, но пока не рискну рекомендовать его всем как шедевр.
Автор: Constance
Constance (Киноакадемик), постов: 17003
3 августа 2014, 16:59
| |
11 |
TRAKSTOUN писал(а) 3 августа 2014, 16:53 С точки зреания "реальной жизни" мне куда понятней. Хотя и причина, почему она инопланетянка мне тоже, в принципе, ... Вот именно этим и занимаются (отчасти!!) экзистенциалисты - нашей бытовой психологией)) |
TREADSTONE (Критик), постов: 23794
3 августа 2014, 16:53
| |
11 |
С точки зреания "реальной жизни" мне куда понятней. Хотя и причина, почему она инопланетянка мне тоже, в принципе, понятна - взгляд на некоторые проблемы какбы со стороны.
Ладно, возможно я перегнул палку вчера, признаю и прошу прощение. Какое ,все же, уязвимое существо человек. Порой слишком поддается своим эмоциям. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17003
3 августа 2014, 16:42
| |
11 |
TRAKSTOUN писал(а) 3 августа 2014, 14:06 Была у нас философия. Занудный и скучный предмет, как и политология, но веселей, чем Религиознавство. Есть такой британский писатель Олдос Хаксли. Процитирую его, чуть переиначив: Вся беда культуры в том, что в ней слишком много смысла. В реальной жизни никакого смысла нет.
С точки зрения "реальной жизни" фильм "Побудь в моей шкуре" выглядит так - Скарлетт Йоханссон ловко использует мужиков, в итоге один из них ей страшно мстит. В этом контексте не важно, инопланетянка она или землянка. С точки зрения "культуры" фильм куда объемнее - это всеохватное философское и психологическое осмысление темы одиночества на разных уровнях, от физиологического до ноосферного и космического. И в этом контексте важно всё. |
TREADSTONE (Критик), постов: 23794
3 августа 2014, 14:30
| |
11 |
ClubStyle писал(а) 3 августа 2014, 14:20 зависит от преподавателя. у нас политолог - мужик был что надо! юмора хоть отбавляй!)) Единственное, что нам группой интересно было - рассматривать и читать Камасутру с полки, пока препода не было:) |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
3 августа 2014, 14:20
| |
13 |
TRAKSTOUN писал(а) 3 августа 2014, 14:06 Была у нас философия. Занудный и скучный предмет, как и политология, но веселей, чем Религиознавство. зависит от преподавателя. у нас политолог - мужик был что надо! юмора хоть отбавляй!)) |
TREADSTONE (Критик), постов: 23794
3 августа 2014, 14:06
| |
11 |
Constance писал(а) 3 августа 2014, 14:00 Экзистенциализм в самом общем определении: 1) философия бытия человека 2) культурное движение, фиксирующее глубокую ... Была у нас философия. Занудный и скучный предмет, как и политология, но веселей, чем Религиознавство. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17003
3 августа 2014, 14:00
| |
11 |
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 17:01 "Фильм провокационно- артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) ... Экзистенциализм в самом общем определении: 1) философия бытия человека 2) культурное движение, фиксирующее глубокую эмоциональность и духовное развитие современного человека и преследуюшие его психологические трудности. Яркие, самые известные представители— Николай Александрович Бердяев, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Айрис Мердок (см. британский фильм Айрис, где писательницу-философа играли Кейт Уинслет и Джуди Денч, обе номинированы на Оскар), Уильям Голдинг (экранизирован его роман Повелитель мух, дважды). Прозу Сартра и Камю тоже многократно экранизировали.
Раньше в ВУЗах философию преподавали. Сейчас, видимо, не везде |
algoritn (Критик), постов: 9094
3 августа 2014, 12:42
| |
12 |
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 23:49 Пфф. Значит для Вас доступный хороший простой разговорный стиль примитивен?! Ну литературный и разговорный-это разный язык!
Ты же любишь читать вроде?Да даже в фантастике найдётся много метафор и филосовских размышлений где без "заумных" слов не обойтись. Читай значит ещё больше-как сказал Club-повышай словарный запас))) |
TREADSTONE (Критик), постов: 23794
2 августа 2014, 23:59
| |
11 |
Даже о сложном проекте можно написать простым и доступным языком, таким, чтобы КАЖДЫЙ смог понять о чем речь идет (качество самой какой-либо рецензии это второй вопрос), а не только профессура и академия. |
TREADSTONE (Критик), постов: 23794
2 августа 2014, 23:49
| |
11 |
brune писал(а) 2 августа 2014, 23:39 Замечательная рецензия. Народ, радуемся, что про "сложный" фильм написана статья не примитивным языком. Пфф. Значит для Вас доступный хороший простой разговорный стиль примитивен?! |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Пингвин | 9.06 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |