px

Рецензия к фильму "Венера в мехах". Эссе о ролевых играх

20.05.2014
Рецензия к фильму Венера в мехах. Эссе о ролевых играх

Гений европейской режиссуры Роман Полански переносит на экран пьесу Дэвида Айвза, являющуюся современным прочтением (переосмыслением) пьесы знаменитого австрийского классика Леопольда фон Захер-Мазоха. Пьеса — повод для Полански с энтузиазмом поиграть в авторский кинематограф, самыми скромными средствами (пространство театральной сцены и минимум действующих лиц) достигая интригующего драматизма, интеллектуальной изысканности, психологической изощренности и мистического накала. В пьесе два действующих лица: режиссер Тома Новачек, проводящий кастинг для пьесы собственного сочинения "Венера в мехах", и запоздавшая на мероприятие актриса Ванда. Полански имеет в виду поставить нечто в высшей степени исповедальное, доверив роль Ванды-Венеры своей супруге Эммануэль Синье, а роль режиссера Тома своему аватару Матье Амальрику.

Тома, утомленный безрезультатно проведенным кастингом и вычеркнутым из жизни днем, торопится домой к невесте. Но встречает на пути к отступлению бетонную стену в лице развязной бесцеремонной актрисульки, которая вынуждает его задержаться и устроить ей читку. Как-то незаметно оказывается, что она не совсем взбалмошная дурочка, и даже совсем не дурочка, и возможно неплохая актриса, которой по силам сыграть и современную недалекую хабалку и изысканную аристократку Ванду из ушедшего века. А может быть и фатальную Женщину и почти Богиню. Дальше-больше — актрисулька оказывается весьма начитанной и информированной интеллектуалкой и предприимчивой дамой, которая берет ситуацию и Тома в свои умелые руки. И уже она устраивает ему кастинг и психоанализ личности, играет на его чувствах, а он и не думает возражать, полностью подпав под обаяние ее магнетизма.

История занимательная, похожа на матрешку, которую постепенно раскрывают драматург, режиссер и актеры. На самой большой и верхней матрешке — читка пьесы без особой надежды на чудо актерского мастерства — лучше всего видны детали. Самая внутренняя, скрытая в глубине, нуждается в сильной психоаналитической лупе. Когда до нее доходит очередь, события выходят из-под контроля и вместо режиссера и актрисы в процессе банального прослушивания нашему взору предстает некое мистическое действо или божественная трагикомедия, в которой выбранный для показательного возмездия представитель мужского рода получает нравственный урок от самой богини Венеры. Или нас опять ловко морочат и это розыгрыш, из тех что так любят в актерской среде?

Фильм производит впечатление минимума домашних заготовок, все действие почти спонтанно разворачивается на маленькой сцене частного парижского театра на наших глазах — приглушили свет, переставили кушетку, поменяли современный пиджак на домашнюю курточку из лавки антиквара, а старинное платье, застегивающееся на два десятка крючков на спине с помощью горничной, на бесстыдную наготу Венеры. Удивительно сколько экспрессии достигается такими мелочами и сколько в них динамики. Фантазия Полански неисчерпаема, увлекательна и заразительна. Он творит не ремесленную поделку на продажу, а исповедуется в своих кинематографических пристрастиях, убеждениях, играет возможностями, без стеснения впускает зрителя в святая святых творческой лаборатории. "Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда" - писала Анна Ахматова. Полански из "сора" растит красивое кино в классическом старом стиле, у него интрига и саспенс создаются не миллионами вложений, но аурой увлеченности, нервными клетками и молекулами души создателя. Он с иронией рассуждает о творцах и их творениях, вечной теме влечения и противостояния мужского-женского, воспаряет к интеллектуальным высотам, чтобы тут же разбиться о твердь обыденности. Картина минималистична по форме, но богата на сатиру, гротеск, карикатуру, все оттенки юмора, все грани живой жизни.

Актерам совершенно очевидно дан карт-бланш. И вот в этой части фильм, пожалуй, не отыгрывает все сто процентов возможностей. Игра Синье и Амальрика подвижна и содержит много нюансов, но недостаточно эмоциональной глубины и вовлеченности, чтобы быть безупречной и окончательно убедительной. Они с удовольствием примеряют на себя разные маски: режиссер-актриса, интеллектуал-простушка, альфа-самец — взбалмошная блондинка-порноактриса, аристократ — его изысканная муза, верный раб при боготворимой госпоже... Но Амальрик все же остается таким безответным и простодушным, что подозревать его в извращениях, дьявольских страстях и смертных грехах немного нелепо. А Синье разнообразна как нигде до этого, напориста и самоуверенна, назойливость и развязность удаются ей бесподобно, но до торжественного великолепия Богини и магнетизма роковой женщины ей далеко.

Оба кажутся немного уставшими, флирт, а тем более страсть между ними немного наигранной, и друг другу они очевидно не слишком интересны — в любой из реальностей фильма и вне его рамок. На актерском уровне фильм несколько уступает лентам последних лет, завораживающим психологическим играм без правил, держащимся на дуэтах двух талантливых актеров — Майкл Кейн и Джуд Лоу в "Сыщике", Тим Рот и Гэри Олдман в "Розенкранц и Гильденштерн мертвы", Фрэнк Лангелла и Майкл Шин "Фрост против Никсона".

Едва ли не самым безупречным персонажем фильма стала музыка Александра Деспла, друга и соратника Полански. При всей изысканности и печати классического авторского кино, лента смотрится легко, без особых оговорок и поправок вливается в мейнстрим для широкой зрительской аудитории. Фильм тепло встречен в Каннах в 2013, 80-летний Роман Полански получил приз Сезар 2014 за лучшую режиссуру, а его совершенно юношеский энтузиазм и неиссякаемый творческий потенциал вызывают почтительное уважение и заинтересованную признательность.

Автор: Constance


Всего комментариев: 6
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
21 мая 2014, 13:34
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Смелая работа Полански, оказалась ещё и довольно крепкой по духу и постановке. К тому же призёр 2013 года на Каннском смотре за режиссуру. И вынесенная тема, так умалчиваемая и скрываемая, не будет популярна по ряду причин. Особо у пуритан и ханжей. Как было в далёкие годы СССР. Что мол в Советском союзе секса нет. Фильм абсолютно не вульгарен, тем более не похабен. Тема была бы больше актуальней и революционней, выйдя сей фильм намного раньше.
Фильм мне очень понраву, как и прочитанная рецензия.

OlegD (Критик), постов: 12066
21 мая 2014, 9:41
Аватарка пользователя OlegD
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Полански конечно монстр кино, но его последние фильмы не то, чтобы сильно интересовали. Но я готов теперь смотреть фильмы исключительно ради музыки Десплы) Я просто обожаю его темы)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26242
20 мая 2014, 19:40
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Надо посмотреть

Demon86 (Киноман), постов: 2077
20 мая 2014, 12:15
Аватарка пользователя Demon86
Трейлер не впечатлил

TREADSTONE (Критик), постов: 23941
20 мая 2014, 10:23
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Ну. "Пианист" и "Девятые врата" мне понравились. Так что может и этот гляну

Andrew (Главный редактор), постов: 75517
20 мая 2014, 10:19
Аватарка пользователя Andrew
Полански обязателен к просмотру в любом случае:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Человек-волк
Дата выхода: 17 января 2025
Страна: США
Жанр:ужасы
Режиссер:Ли Уоннелл
В главных ролях:Джулия Гарнер, Кристофер Эбботт
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Представлен список номинантов на главную независимую российскую антипремию "Ржавый бублик"
Комедия "Елки 11" улучшила достижение третьей части
Адвокаты актрисы назвали иск "очередной главой в руководстве для абьюзеров"
Награждения
Наши рекорды