Рецензия к фильму "Венера в мехах". Эссе о ролевых играх
Гений европейской режиссуры Роман Полански переносит на экран пьесу Дэвида Айвза, являющуюся современным прочтением (переосмыслением) пьесы знаменитого австрийского классика Леопольда фон Захер-Мазоха. Пьеса — повод для Полански с энтузиазмом поиграть в авторский кинематограф, самыми скромными средствами (пространство театральной сцены и минимум действующих лиц) достигая интригующего драматизма, интеллектуальной изысканности, психологической изощренности и мистического накала. В пьесе два действующих лица: режиссер Тома Новачек, проводящий кастинг для пьесы собственного сочинения "Венера в мехах", и запоздавшая на мероприятие актриса Ванда. Полански имеет в виду поставить нечто в высшей степени исповедальное, доверив роль Ванды-Венеры своей супруге Эммануэль Синье, а роль режиссера Тома своему аватару Матье Амальрику.
Тома, утомленный безрезультатно проведенным кастингом и вычеркнутым из жизни днем, торопится домой к невесте. Но встречает на пути к отступлению бетонную стену в лице развязной бесцеремонной актрисульки, которая вынуждает его задержаться и устроить ей читку. Как-то незаметно оказывается, что она не совсем взбалмошная дурочка, и даже совсем не дурочка, и возможно неплохая актриса, которой по силам сыграть и современную недалекую хабалку и изысканную аристократку Ванду из ушедшего века. А может быть и фатальную Женщину и почти Богиню. Дальше-больше — актрисулька оказывается весьма начитанной и информированной интеллектуалкой и предприимчивой дамой, которая берет ситуацию и Тома в свои умелые руки. И уже она устраивает ему кастинг и психоанализ личности, играет на его чувствах, а он и не думает возражать, полностью подпав под обаяние ее магнетизма.
История занимательная, похожа на матрешку, которую постепенно раскрывают драматург, режиссер и актеры. На самой большой и верхней матрешке — читка пьесы без особой надежды на чудо актерского мастерства — лучше всего видны детали. Самая внутренняя, скрытая в глубине, нуждается в сильной психоаналитической лупе. Когда до нее доходит очередь, события выходят из-под контроля и вместо режиссера и актрисы в процессе банального прослушивания нашему взору предстает некое мистическое действо или божественная трагикомедия, в которой выбранный для показательного возмездия представитель мужского рода получает нравственный урок от самой богини Венеры. Или нас опять ловко морочат и это розыгрыш, из тех что так любят в актерской среде?
Фильм производит впечатление минимума домашних заготовок, все действие почти спонтанно разворачивается на маленькой сцене частного парижского театра на наших глазах — приглушили свет, переставили кушетку, поменяли современный пиджак на домашнюю курточку из лавки антиквара, а старинное платье, застегивающееся на два десятка крючков на спине с помощью горничной, на бесстыдную наготу Венеры. Удивительно сколько экспрессии достигается такими мелочами и сколько в них динамики. Фантазия Полански неисчерпаема, увлекательна и заразительна. Он творит не ремесленную поделку на продажу, а исповедуется в своих кинематографических пристрастиях, убеждениях, играет возможностями, без стеснения впускает зрителя в святая святых творческой лаборатории. "Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда" - писала Анна Ахматова. Полански из "сора" растит красивое кино в классическом старом стиле, у него интрига и саспенс создаются не миллионами вложений, но аурой увлеченности, нервными клетками и молекулами души создателя. Он с иронией рассуждает о творцах и их творениях, вечной теме влечения и противостояния мужского-женского, воспаряет к интеллектуальным высотам, чтобы тут же разбиться о твердь обыденности. Картина минималистична по форме, но богата на сатиру, гротеск, карикатуру, все оттенки юмора, все грани живой жизни.
Актерам совершенно очевидно дан карт-бланш. И вот в этой части фильм, пожалуй, не отыгрывает все сто процентов возможностей. Игра Синье и Амальрика подвижна и содержит много нюансов, но недостаточно эмоциональной глубины и вовлеченности, чтобы быть безупречной и окончательно убедительной. Они с удовольствием примеряют на себя разные маски: режиссер-актриса, интеллектуал-простушка, альфа-самец — взбалмошная блондинка-порноактриса, аристократ — его изысканная муза, верный раб при боготворимой госпоже... Но Амальрик все же остается таким безответным и простодушным, что подозревать его в извращениях, дьявольских страстях и смертных грехах немного нелепо. А Синье разнообразна как нигде до этого, напориста и самоуверенна, назойливость и развязность удаются ей бесподобно, но до торжественного великолепия Богини и магнетизма роковой женщины ей далеко.
Оба кажутся немного уставшими, флирт, а тем более страсть между ними немного наигранной, и друг другу они очевидно не слишком интересны — в любой из реальностей фильма и вне его рамок. На актерском уровне фильм несколько уступает лентам последних лет, завораживающим психологическим играм без правил, держащимся на дуэтах двух талантливых актеров — Майкл Кейн и Джуд Лоу в "Сыщике", Тим Рот и Гэри Олдман в "Розенкранц и Гильденштерн мертвы", Фрэнк Лангелла и Майкл Шин "Фрост против Никсона".
Едва ли не самым безупречным персонажем фильма стала музыка Александра Деспла, друга и соратника Полански. При всей изысканности и печати классического авторского кино, лента смотрится легко, без особых оговорок и поправок вливается в мейнстрим для широкой зрительской аудитории. Фильм тепло встречен в Каннах в 2013, 80-летний Роман Полански получил приз Сезар 2014 за лучшую режиссуру, а его совершенно юношеский энтузиазм и неиссякаемый творческий потенциал вызывают почтительное уважение и заинтересованную признательность.
Автор: Constance
OlegD (Критик), постов: 12066
21 мая 2014, 9:41
| |
12 |
Полански конечно монстр кино, но его последние фильмы не то, чтобы сильно интересовали. Но я готов теперь смотреть фильмы исключительно ради музыки Десплы) Я просто обожаю его темы) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26048
20 мая 2014, 19:40
| |
15 |
Надо посмотреть |
Demon86 (Киноман), постов: 2077
20 мая 2014, 12:15
| |
|
Трейлер не впечатлил |
TREADSTONE (Критик), постов: 23779
20 мая 2014, 10:23
| |
11 |
Ну. "Пианист" и "Девятые врата" мне понравились. Так что может и этот гляну |
Andrew (Главный редактор), постов: 74572
20 мая 2014, 10:19
| |
|
Полански обязателен к просмотру в любом случае:) |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 22 ноября 2024 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, драма, исторический, приключения |
Режиссер: | Ридли Скотт |
В главных ролях: | Педро Паскаль, Дензел Вашингтон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Пингвин | 9.33 |
3 | Игра престолов | 9.22 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Фильм мне очень понраву, как и прочитанная рецензия.