Рецензия к фильму "Голгофа". О христианстве по-ирландски
Ирландский кинематограф, как и ирландская литература, занимают особую нишу в мировой культуре в целом. Там где у всех прочих намеки, экивоки, позы и тягомотина, ирландцы без жеманства ставят точки над "i" и щедро сдабривают все специфическим черным юмором. Поэтому даже напряженная драма библейского толка, хотя и помещенная в декорации 3-го тысячелетия, в интерпретации ирландцев смотрится не как нравоучительная воскресная служба, но как мудрое откровение и ироничный триллер.
История, рассказанная Джоном Майклом МакДона, могла бы шокировать, если бы не была подана с такой житейской простотой и безграничной иронией, переходящей в сарказм. Провинциального ирландского священника отца Джеймса Лавелля (Брендан Глисон), человека редкой доброты и терпения, гуманиста по призванию, собирается убить один из прихожан, допустим Х, в детстве пострадавший от педофилов-священников. О чем Х и предупреждает отца Джеймса заранее на исповеди без отпущения грехов и дает неделю срока привести в порядок дела. Его обидчик давно мертв, но боль и гнев все никак не утихнут и взывают к мести, а месть будет тем более полной и принесет тем больше равновесия в мир, как складывается в его воспаленном мозгу, чем чище и безгрешнее будет ее объект.
Отец Джеймс принимает этот вызов судьбы стойко и спокойно как свой крест. И вот мы совершаем медленное недельное восхождение на Голгофу вместе с Бренданом Глисоном, который так непревзойденно великолепен, деликатен, мудр, страстен, мощен, неисчерпаем как стихия, полон самоиронии, что если их совместное с Джоном Майклом МакДона послание не тронет зрителя, то можно считать человечество безнадежным. Фильм уже отмечен на Берлинском кинофестивале 2014 призом экуменического (христианского) жюри.
В связи с "Голгофой" многие вспомнили французскую ленту Робера Брессона "Дневник сельского священникa" (1950) с похожим сюжетом. В голову приходит еще один фильм 2003 года, хотя и сделанный в мистическом ключе и на несколько другую тему — "Пожиратель грехов" Брайана Хелгеленда, о таинственных личностях, принадлежащих некоему ордену, с помощью сложного ритуала буквально "впитывающих" грехи отходящих в мир иной, очищая их души и весь мир от скверны. Пожирателями были Питер Уэллер и наследовавший ему отец Алекс Бернье — Хит Леджер.
Отец Джеймс Лавелль тоже "пожиратель", только без всякой мистики. За отпущенную ему неделю он беседует с паствой, состоящей частью из смешных и недалеких, частью из опасных и циничных фриков, которые успевают накормить его страшным ядом своих тайн со дна души, испытывая его ангельское терпение и безграничные способности всепрощения. Внимание и сочувствие он дарит всем в надежде, что люди не безнадежны. Успевает пообщаться с дочерью (Келли Райлли), которая давно живет своей небезгрешной жизнью в Дублине и приехала на время зализать раны, но к финалу оказывается истинной дочерью своего отца. Дискутирует с коллегами- священнослужителями — как и следовало предположить, людьми далекими от подвижничества. И утверждается в том, что слишком частые проповеди о грехе в отсутствие бесед о добродетели и просто любви не приближают человечество к идеалу.
Невозможно представить никого иного на месте Брендана Глисона, он как фундамент вещей, как неколебимая скала, о твердь которой разбиваются любые штормы — мощный рыжий упрямый ирландец и одновременно терпеливый гуманист. Но и паства его неповторима — писатель, мясник, миллионер, врач, африканский иммигрант, неверная жена, мальчик-служка — сплошь скептики и нигилисты: Крис О`Дауд, Эйден Гиллен, Дилан Моран, Исаак Де Банколе, М.Эммет Уолш. Чем-то они напоминают эксцентричных придурков из фильма "Семь психопатов", снятого Мартином МакДона, братом Дж.М.МакДона. И если добавить к "Голгофе" и "Психопатам" еще два криминальных фильма от братьев МакДона "Однажды в Ирландии" и "Залечь на дно в Брюгге", получается крутая современная ирландская сага.
При всех отсылках к Библии, картина далека от экранизаций библейских сюжетов. Это серьезное, но далеко не пресное, философское размышление о современном человечестве и его моральных ценностях, полное любви и сочувствия к каждому в отдельности и взывающее к лучшему в нас.
Автор: Татьяна Федотова
- 2
- 1
eneydos (Критик), постов: 2582
20 апреля 2014, 14:06
| |
13 |
"частые проповеди о грехе в отсутствие бесед о добродетели и просто любви не приближают человечество к идеалу" - да, так и есть. Кому легче о чем говорить, тот о том говорит. |
- 2
- 1
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Пингвин | 9.06 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |