Рецензия к фильму "Вий 3D". Belaya Goryachka как научный эксперимент
Откровенно говоря, не было уже никакой надежды, что главный отечественный долгострой - экранизация повести Гоголя будет все же представлена зрителям. За долгие годы своего существования проект менял режиссеров, концепцию, дистрибьюторов, разбивался на три части, затем вновь сливался в одну, грозился то стать самым страшным фильмом, то самым приключенческим. И вот второе экранное пришествие состоялось. В виде детектива, в котором холеный британский картограф все-таки раскрывает тайну страшного восточнославянского демона по имени... Belaya Goryachka.
Строго говоря, нынешняя экранизация совсем не вторая. На заре кинематографа были предприняты сразу три попытки перенести на экран действие повести - в 1909, 1912 и 1916 годах. К сожалению, о существовании этих версий мы знаем лишь по документам, сами ленты не сохранились. Так что точкой отсчета все равно является фильм 1967 года с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях.
История создания нынешнего "Вия", растянувшаяся почти на десятилетие, сама по себе похожа на детектив. Изначально проектом должен был заниматься режиссер Олег Фесенко, но в 2005 году его фильм как-то плавно трансформировался в картину под названием "Ведьма", лишь в некоторых деталях напоминающую произведение Гоголя и ориентированную в основном на западного зрителя. Главным экранизатором "Вия" стал Олег Степченко, в чьем послужном списке значились ничуть не более весомые проекты, вроде криминальной комедии "Сматывай удочки".
Казалось бы, работа должна закипеть. И вроде бы сам Степченко в одном из интервью в 2006 году дал повод на это рассчитывать, посетовав, что "снимать долго может себе позволить только Алексей Герман". Но ни тут до было. В 2007 году премьера так и не состоялась, а в 2008 режиссер ошарашил потенциальных зрителей сообщением о том, что "Вий" превратится в трилогию, в которой первая часть должна была стать буквальной экранизацией повести, вторая расследованием, которое проводит иностранный картограф, а третья - мистическим следствием его поисков. Словом, проект должен был стать некой совокупностью японских фильмов ужасов и американских приключенческих картин в духе "Индианы Джонса".
Надо ли говорить, что и в 2009 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Николая Гоголя, ничего не произошло? А еще через некоторое время выяснилось, что от трилогии не осталось и следа. "Вий" снова был одиночным фильмом, основанным на ранней редакции повести. И снова авторы проекта твердили заклинания о масштабности проводимых ими работ и божились уж точно выпустить картину в 2012 году.
И вот в начале 2014 года премьера все же состоялась.
Британский картограф приезжает на изобретенном им механизме в мрачную Moskoviya, как водится, теряется в дороге, напивается с первыми встречными и оказывается на хуторе, находящемся во власти суеверных страхов и мутной жидкости под названием Gorilka. И вот тут начинается детектив.
Естественно, любая попытка углубления в сюжет в таком случае будет чревата самыми лютыми спойлерами, поэтому стоит лишь заметить, что сие творение практически ничего общего с литературным первоисточником ни в какой редакции не имеет. Более того, в нем напрочь отсутствует аутентичность, присущая произведениям Гоголя.
Так, определить, в какой именно части необъятной страны оказался главный герой, не представляется возможным. Если Николай Васильевич пишет, что "везде была одна степь, по которой, казалось, никто не ездил", или "селение вместе с отлогостью скатывалось на равнину. Необозримые луга открывались на далекое пространство", то бедный британец оказывается не в окрестностях Киева, а в каких-то дремучих северных лесах, испещренных скалистыми обрывами.
Действующие лица вроде бы иногда произносят гоголевский текст и своим внешним видом стремятся напомнить, что действие происходит в Малороссии, но эти попытки не исполнены ни духа гоголевской классики, ни содержания. И являются, скорее, собранием лубочных представлений иностранного обывателя о славянах. Собственно вся фабула картины, построенная на противопоставлении просвещенного западного сознания и погруженного в религиозное мракобесие восточного, не оставляет сомнений в том, на какой именно рынок рассчитывают авторы нового "Вия".
Но увы, подобные заигрывания имели бы хоть какой-то смысл, если бы все остальное было бы выполнено, если не от души, то хотя бы очень профессионально. Даже столь распиаренные спецэффекты, скорее, напоминают о временах бекмамбетовских "Дозоров", случившихся аккурат во время зарождения проекта "Вий", чем о том, что на дворе 2014 год. Более того, если фильм 1967 года до сих пор восхищает изощренностью своего монтажа и изобретательностью оформителей видеоряда, то новая версия в этом смысле способна вызвать лишь чувство неловкости. Так как рисованность многих элементов частенько куда более заметна, чем приемы 50 летней давности.
Ну, и конечно, пресловутый "магаффин", то есть ключевой элемент картины, вокруг которого строится все повествование. Если вы подумали, что это демон с веками до земли или даже сама убиенная паночка, то вы ошиблись. Это уже упоминавшаяся Belaya Goryachka. Ибо как еще можно объяснить западному зрителю все эти зловещие события, описанные в повести Гоголя.
Словом, подробное перечисление всего отрицательного в случае с "Вием 3D" не имеет особого смысла. Проще назвать положительное, так как оно, это положительное, всего одно - Джейсон Флеминг. Его профессионализма почти хватает на то, чтобы проект окончательно не превратился в несмешной анекдот в стиле "встречаются украинец и англичанин".
И последнее. Существует легенда о том, что Николай Васильевич ухитрился перевернуться в своем гробу после смерти и захоронения. Если у него это получилось однажды, должно получиться и снова, так как повод вполне подходящий.
Автор: Andrew
Maks1muS666 (Зритель), постов: 57
18 февраля 2014, 15:13
| |
Ecvador писал(а) 3 февраля 2014, 20:56 Спешу Вас разочаровать, не были, а есть, и я один из них. А после данной рецензии, схожу на фильм обязательно, и уверен, ... в чем проблема не сидите тут.если ваш нравится голимый русский треш,вперед |
Ecvador (Зритель), постов: 909
3 февраля 2014, 20:56
| |
12 |
Maks1muS666 писал(а) 3 февраля 2014, 20:29 а ведь были глупые люди,которые после трейлера очередного говорили,что русское кино круто,умеют же еще снимать ... Спешу Вас разочаровать, не были, а есть, и я один из них. А после данной рецензии, схожу на фильм обязательно, и уверен, разочарованным не останусь, поскольку не единожды убеждался в огромной пропасти между моим вкусом и интересами, и вкусом и интересами многоуважаемого автора этой статьи |
Maks1muS666 (Зритель), постов: 57
3 февраля 2014, 20:29
| |
|
а ведь были глупые люди,которые после трейлера очередного говорили,что русское кино круто,умеют же еще снимать и какой мол фильм классный будет |
Текстолит (Критик), постов: 62220
31 января 2014, 23:32
| |
14 |
Dagon писал(а) 30 января 2014, 16:12 Фильм и в правду "белая горячка".Просто сняли не понять что,добавили несколько Гоголевских персонажей,и назвали ... Это вольная экранизация, создатели имеют право;-) |
Dagon (Новичок), постов: 2
30 января 2014, 16:12
| |
|
Фильм и в правду "белая горячка".Просто сняли не понять что,добавили несколько Гоголевских персонажей,и назвали все это громким словом "ВИЙ".Фильм не вызвал не каких эмоций,кроме злости на создателей сего творения.Нельзя так с классикой! |
Dagon (Новичок), постов: 2
30 января 2014, 16:07
| |
|
Dima.F.C. писал(а) 25 января 2014, 20:52 насколько помню они замахнулись на трилогию. Нет.Они хотели данный фильм разделить на три части. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74616
29 января 2014, 11:46
| |
|
А еще меня ужасно позабавили ЛИЛИИ, которыми был украшен гроб паночки:) Такие, большие и белые дурно пахнущие, из которых теперь принято делать кошмарные свадебные букеты:) И это в Малороссии:) |
S3S (Критик), постов: 13272
27 января 2014, 10:10
| |
15 |
Белый, белый, совсем горячий))) |
JohnCarter (Киноман), постов: 1041
27 января 2014, 1:22
| |
12 |
да уж, что правда, то правда... |
JohnCarter (Киноман), постов: 1041
27 января 2014, 1:21
| |
12 |
да уж, что правда, то правда... |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 22 ноября 2024 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, драма, исторический, приключения |
Режиссер: | Ридли Скотт |
В главных ролях: | Педро Паскаль, Дензел Вашингтон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Пингвин | 9.00 |