Рецензия к фильму "12 лет рабства". Последние несколько лет были для меня трудными
Британский режиссер Стив МакКуин по первому своему призванию художник, как Тони Скотт и Дэвид Линч, выпускник колледжа искусств и дизайна в Челси. Автор ряда фотографических проектов и нескольких короткометражек; одна из них - "Бесстрастное лицо" ("Deadpan") памяти Бастера Китона в стиле его невозмутимости в самых абсурдных ситуациях - снискала премию "Тернера", одну из самых престижных в мире в области современного искусства. С 2008 МакКуин переносит свои художественные поиски в большое кино. На его счету сегодня три ленты в полном метре, которые уже собрали три десятка престижных кинематографических наград и обеспечили ему статус главной надежы национального кинематографа: "Голод", "Стыд" и "12 лет рабства".
Последний фильм о рабстве в буквальном смысле. Но и первые два имеют к теме "несвободы" своеобразное отношение. "Голод" посвящен активисту ИРА Бобби Сэндсу, положившему жизнь на алтарь политическй борьбы, и его знаменитой тюремной "ирландской голодовке" 1981, закончившейся смертью. А "Стыд" — о наркотической сексуальной "анти-сублимации" современного нью-йоркского интеллигента. МакКуин берется за острые темы, на первый взгляд рисуя портрет типичных представителей эпохи, но на самом деле анализирует не эпохи, а внутренние империи человека и в каком то смысле пределы человеческих возможностей.
Кредо МакКуина как режиссера — испытание зрителя на прочность, шоковая терапия, которая остается под кожей долго после просмотра фильма, много жестких натуралистичных сцен. А сам режиссер в плане методологии своего творчества как бесстрастный ученый, ставящий эксперименты на своих актерах и зрителях, заставляя первых обнажаться физически и духовно, а вторых не прятать глаза. В "Deadpan" он не просто и не случайно вспомнил о невозмутимости в стиле Китона, он сам исповедует эту жесткую бесстрастность художественного взгляда, она стала его фирменной "фишкой".
Тема рабства у МакКуина самая что ни на есть реальная, основанная на книге воспоминаний Соломона Нортопа, свободного негра американского севера, которого цинично продают в рабство на юг Штатов. Но все же это не фильм о рабстве, а, как и предыдущие творения Стива, исследование пределов и возможностей человеческого духа на фоне темы рабства. Соломон Нортоп, оказываясь в положении раба, претерпевает постепенно всю сложную эволюцию душевных состояний и умонастроений от крайнего недоуменния, неприятия ситуации, отчаяния, злости, судорожного поиска выхода, веры в скорое разрешение "недоразумения" до постепенного смирения, покорности, обострения инстинкта самосохранения и выживания, сознательной "заморозки" эмоций, наконец, потери надежды.
Неоджиданно свалившиеся на голову обычного человека 12 лет тяжелых испытаний и жесткая проверка на прочность могли бы оказаться роковыми и смертельными для натуры агрессивной и непокорной, только доброта и крайний гуманизм Нортопа помогли ему выжить и адаптироваться. На эту роль МакКуин пригласил такого же доброго и эмоционального актера, британца нигерийского происхождения Чиветеля Эджиофора, это стопроцентное попадание в образ и великолепная тонкая психологическая игра. Для прорисовки его внутреннего состояния фильм насыщен многими «говорящими» и яркими визуальными деталями, которые не буду приводить во избежание спойлеров.
В роли главного монстра-рабовладельца Майкл Фассбендер. Постоянный актер МакКуина, им же и открытый. Его соратник, который не сразу поддался на провокации Стива с полным эмоциональным обнажением, но сломался на его веском аргументе: мы все когда-нибудь умрем. Фассбендер один из лучших актеров своего поколения, его называют новым Мики Рурком или Гари Олдманом, концентрация его таланта и энергичность натуры особым образом реагируют с камерой, оставляя мощную ауру. Он не играет, но всегда живет в роли. Майкл в роли плантатора Эдвина Эппса злое гневливое бесконтрольное чудовище, оставляющее далеко позади персонаж Лео ДиКаприо в "Джанго освобожденном".
Но в некотором смысле он вызывает симпатию своим безаппеляционным неистребимым догматическим прагматизмом — в негров вложены мои деньги, это моя собственность, я их хозяин, они должны мне служить, выполнять любой каприз. И трогает безнадежной страстью к рабыне Петси (Люпита Нионго), редкой красавице, с которой далеко не сравнится его супруга мистресс Эппс (Сара Полсон).
МакКуин ненадолго сводит в кадре Фассбендера и Брэда Питта как основных оппонентов в вопросах идеологии рабства. Напомню, что совсем недавно они были "бизнес-партнерами" у Ридли Скотта в фильме "Советник". Рядом они смотрятся действительно альтернативно, один концентрация агрессии и вызова, другой доброжелательности и мудрости. У Питта небольшая роль, которая дополняет участие в проекте его студии Plan B Entertainment. Во второстепенных ролях неплохо выглядят Бенедикт Камбербэтч, Пол Джаматти, Пол Дано.
В своей главной части — режиссер и исполнители главных ролей — проект британский, что вызвало дискуссию критики о том, что американцам больше пристало рассматривать тему рабства, чем британцам. Напомню, что в 2012 она всплыла в двух интересных американских проектах — байопике Стивена Спилберга "Линкольн", чья деятельность на посту президента Америки неотделима от проблемы рабовладения, и "рабовладельческом вестерне" от Квентино Тарантино "Джанго освобожденный". А несколько ранее были сняты "Джефферсон в Париже" об американском политике, известном помимо государственных заслуг своей длительной связью с рабыней квартеронкой, и британский "Удивительная легкость" о британском политике-смутьяне Уильяме Уилберфорсе, посвятившем жизнь борьбе с антигуманной практикой работорговли.
Фильм необыкновенно красиво снят. МакКуин уже 13 лет сотрудничает с оператором Шоном Боббитом, фирменным гаджетом которого являются длинные целостные сцены без монтажных склеек, обеспечивающие полный эффект присутствия. Необыкновенно хороши как "живописные полотна" — восходы, закаты, сумерки, вода, деревья, небо, и "портретная живопись" - крупные планы актеров, так и динамичный экшн. Визуальный ряд фильмов МакКуина сравнивают с полотнами Босха. Если иметь в виду что Босху ``хватало мужества изобразить людей такими, как они есть изнутри`` (испанский монах Jose de Siguenza), в то время как другие изображают их такими, как они выглядят снаружи, то аналогия с творчеством МакКуина полная. Наконец, коротко напомню, что музыку к фильму писал один из лучших композиторов кино Ханс Циммер.
Фильм безусловно одно из главных событий года, большое искусство и высокое мастерство всех участников проекта, гуманистический памфлет вне времени.
Автор: Татьяна Федотова
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
13 декабря 2013, 9:26
| |
11 |
OlegD писал(а) 13 декабря 2013, 9:10 И кстати диалог Питта и Фассбендера убил. Никогда мне еще Питт не надоедал на экране так быстро) Да его включили только для непонятного колорита. МакКуин якобы мечтал их вместе увидеть на экране. Брэд ведь долго уговаривал МакКуина, чтобы именно его студия Plan B занималась проектом, так что его присутствие на экране как "печать" на договоре о сотрудничестве |
OlegD (Критик), постов: 12066
13 декабря 2013, 9:10
| |
12 |
Constance писал(а) 13 декабря 2013, 7:58 Вот с чем согласна - смотреть несколько раз непременно. Голод и Стыд были "чистой мелодией, исполняемой на одном ... И кстати диалог Питта и Фассбендера убил. Никогда мне еще Питт не надоедал на экране так быстро) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
13 декабря 2013, 7:58
| |
11 |
OlegD писал(а) 13 декабря 2013, 4:06 Самое смешное то, как ужасно не подходит музыка Циммера к такому фильму. Я прямо сидел и думал о Темном Рыцаре))) ... Вот с чем согласна - смотреть несколько раз непременно. Голод и Стыд были "чистой мелодией, исполняемой на одном инструменте", не знаю как лучше сказать, а 12 лет - сложная партитура. Не все сразу ухватывается. Музыку я перестала замечать мгновенно - значит она не плоха в целом. Соломона в "отрицательном смысле" не восприняла. Последняя фраза - Извините за мой вид, последние несколько лет были для меня трудными - вообще шедевр. В этом и все его страдания и компромиссы, и вся чужая боль, которой он безусловно пропитан.
Фасси не то чтобы переигрывает, но это не самая его удачная роль точно. Короче нужно еще смотреть |
OlegD (Критик), постов: 12066
13 декабря 2013, 4:07
| |
12 |
А Фассбендер кстати переигрывал) Ну или мне так показалось по крайней мере. |
OlegD (Критик), постов: 12066
13 декабря 2013, 4:06
| |
12 |
Самое смешное то, как ужасно не подходит музыка Циммера к такому фильму. Я прямо сидел и думал о Темном Рыцаре))) И я все-таки буду настаивать, что Соломона показали как очень сложного персонажа, но все-таки под конец скорее отрицательного. Фильм стоит посмотреть наверное несколько раз, чтобы разглядеть как постепенно трансформирует МакКуин умного и образованного человека в именно что раба, который пойдет на все лишь бы выжить. |
intvindet (Киноакадемик), постов: 13244
13 декабря 2013, 2:30
| |
12 |
Не смотрел фильм к сожалению . Но уверен Майкл произведёт впечатление , глянем на его темперамент и жестокость . |
Andrew Nolan (Зритель), постов: 254
13 декабря 2013, 2:03
| |
11 |
Сильный, жестокий и очень красивый фильм. Наверное пока лучший в этом году. |
Та самая (Критик), постов: 552
13 декабря 2013, 0:15
| |
11 |
фассбендер вышел свирепее чем месье кенди? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
12 декабря 2013, 23:37
| |
11 |
Andrew писал(а) 12 декабря 2013, 23:35 Сильный:) Но, как многие:) Олдман - он актер природный. Таких очень мало После Голода я совершенно ошалела и от МакКуина и от Фассбендера Это так круто что лучше кажется нельзя |
Andrew (Главный редактор), постов: 74998
12 декабря 2013, 23:35
| |
|
Constance писал(а) 12 декабря 2013, 23:31 Это МакКуин про него сказал - я бы тоже такую параллель не провела. Но Фасси сильный актер!! Сильный:) Но, как многие:) Олдман - он актер природный. Таких очень мало |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |