Рецензия к фильму "12 лет рабства". Последние несколько лет были для меня трудными
Британский режиссер Стив МакКуин по первому своему призванию художник, как Тони Скотт и Дэвид Линч, выпускник колледжа искусств и дизайна в Челси. Автор ряда фотографических проектов и нескольких короткометражек; одна из них - "Бесстрастное лицо" ("Deadpan") памяти Бастера Китона в стиле его невозмутимости в самых абсурдных ситуациях - снискала премию "Тернера", одну из самых престижных в мире в области современного искусства. С 2008 МакКуин переносит свои художественные поиски в большое кино. На его счету сегодня три ленты в полном метре, которые уже собрали три десятка престижных кинематографических наград и обеспечили ему статус главной надежы национального кинематографа: "Голод", "Стыд" и "12 лет рабства".
Последний фильм о рабстве в буквальном смысле. Но и первые два имеют к теме "несвободы" своеобразное отношение. "Голод" посвящен активисту ИРА Бобби Сэндсу, положившему жизнь на алтарь политическй борьбы, и его знаменитой тюремной "ирландской голодовке" 1981, закончившейся смертью. А "Стыд" — о наркотической сексуальной "анти-сублимации" современного нью-йоркского интеллигента. МакКуин берется за острые темы, на первый взгляд рисуя портрет типичных представителей эпохи, но на самом деле анализирует не эпохи, а внутренние империи человека и в каком то смысле пределы человеческих возможностей.
Кредо МакКуина как режиссера — испытание зрителя на прочность, шоковая терапия, которая остается под кожей долго после просмотра фильма, много жестких натуралистичных сцен. А сам режиссер в плане методологии своего творчества как бесстрастный ученый, ставящий эксперименты на своих актерах и зрителях, заставляя первых обнажаться физически и духовно, а вторых не прятать глаза. В "Deadpan" он не просто и не случайно вспомнил о невозмутимости в стиле Китона, он сам исповедует эту жесткую бесстрастность художественного взгляда, она стала его фирменной "фишкой".
Тема рабства у МакКуина самая что ни на есть реальная, основанная на книге воспоминаний Соломона Нортопа, свободного негра американского севера, которого цинично продают в рабство на юг Штатов. Но все же это не фильм о рабстве, а, как и предыдущие творения Стива, исследование пределов и возможностей человеческого духа на фоне темы рабства. Соломон Нортоп, оказываясь в положении раба, претерпевает постепенно всю сложную эволюцию душевных состояний и умонастроений от крайнего недоуменния, неприятия ситуации, отчаяния, злости, судорожного поиска выхода, веры в скорое разрешение "недоразумения" до постепенного смирения, покорности, обострения инстинкта самосохранения и выживания, сознательной "заморозки" эмоций, наконец, потери надежды.
Неоджиданно свалившиеся на голову обычного человека 12 лет тяжелых испытаний и жесткая проверка на прочность могли бы оказаться роковыми и смертельными для натуры агрессивной и непокорной, только доброта и крайний гуманизм Нортопа помогли ему выжить и адаптироваться. На эту роль МакКуин пригласил такого же доброго и эмоционального актера, британца нигерийского происхождения Чиветеля Эджиофора, это стопроцентное попадание в образ и великолепная тонкая психологическая игра. Для прорисовки его внутреннего состояния фильм насыщен многими «говорящими» и яркими визуальными деталями, которые не буду приводить во избежание спойлеров.
В роли главного монстра-рабовладельца Майкл Фассбендер. Постоянный актер МакКуина, им же и открытый. Его соратник, который не сразу поддался на провокации Стива с полным эмоциональным обнажением, но сломался на его веском аргументе: мы все когда-нибудь умрем. Фассбендер один из лучших актеров своего поколения, его называют новым Мики Рурком или Гари Олдманом, концентрация его таланта и энергичность натуры особым образом реагируют с камерой, оставляя мощную ауру. Он не играет, но всегда живет в роли. Майкл в роли плантатора Эдвина Эппса злое гневливое бесконтрольное чудовище, оставляющее далеко позади персонаж Лео ДиКаприо в "Джанго освобожденном".
Но в некотором смысле он вызывает симпатию своим безаппеляционным неистребимым догматическим прагматизмом — в негров вложены мои деньги, это моя собственность, я их хозяин, они должны мне служить, выполнять любой каприз. И трогает безнадежной страстью к рабыне Петси (Люпита Нионго), редкой красавице, с которой далеко не сравнится его супруга мистресс Эппс (Сара Полсон).
МакКуин ненадолго сводит в кадре Фассбендера и Брэда Питта как основных оппонентов в вопросах идеологии рабства. Напомню, что совсем недавно они были "бизнес-партнерами" у Ридли Скотта в фильме "Советник". Рядом они смотрятся действительно альтернативно, один концентрация агрессии и вызова, другой доброжелательности и мудрости. У Питта небольшая роль, которая дополняет участие в проекте его студии Plan B Entertainment. Во второстепенных ролях неплохо выглядят Бенедикт Камбербэтч, Пол Джаматти, Пол Дано.
В своей главной части — режиссер и исполнители главных ролей — проект британский, что вызвало дискуссию критики о том, что американцам больше пристало рассматривать тему рабства, чем британцам. Напомню, что в 2012 она всплыла в двух интересных американских проектах — байопике Стивена Спилберга "Линкольн", чья деятельность на посту президента Америки неотделима от проблемы рабовладения, и "рабовладельческом вестерне" от Квентино Тарантино "Джанго освобожденный". А несколько ранее были сняты "Джефферсон в Париже" об американском политике, известном помимо государственных заслуг своей длительной связью с рабыней квартеронкой, и британский "Удивительная легкость" о британском политике-смутьяне Уильяме Уилберфорсе, посвятившем жизнь борьбе с антигуманной практикой работорговли.
Фильм необыкновенно красиво снят. МакКуин уже 13 лет сотрудничает с оператором Шоном Боббитом, фирменным гаджетом которого являются длинные целостные сцены без монтажных склеек, обеспечивающие полный эффект присутствия. Необыкновенно хороши как "живописные полотна" — восходы, закаты, сумерки, вода, деревья, небо, и "портретная живопись" - крупные планы актеров, так и динамичный экшн. Визуальный ряд фильмов МакКуина сравнивают с полотнами Босха. Если иметь в виду что Босху ``хватало мужества изобразить людей такими, как они есть изнутри`` (испанский монах Jose de Siguenza), в то время как другие изображают их такими, как они выглядят снаружи, то аналогия с творчеством МакКуина полная. Наконец, коротко напомню, что музыку к фильму писал один из лучших композиторов кино Ханс Циммер.
Фильм безусловно одно из главных событий года, большое искусство и высокое мастерство всех участников проекта, гуманистический памфлет вне времени.
Автор: Татьяна Федотова
Constance (Киноакадемик), постов: 16985
14 декабря 2013, 18:08
| |
11 |
THX писал(а) 14 декабря 2013, 17:12 Шикарный фильм! Фасьбендер настоящий псих! Оскар ему 100пудово. Комментарий, равный рецензии!!! |
THX (Критик), постов: 13980
14 декабря 2013, 17:13
| |
14 |
Безбилетник писал(а) 14 декабря 2013, 11:17 сильный,красивый,жестокий-это понятно....но хоть интересный? скукотища,говорят Ни капли не скучный. |
THX (Критик), постов: 13980
14 декабря 2013, 17:12
| |
14 |
Шикарный фильм! Фасьбендер настоящий псих! Оскар ему 100пудово. |
Безбилетник (Зритель), постов: 174
14 декабря 2013, 11:17
| |
13 |
сильный,красивый,жестокий-это понятно....но хоть интересный? скукотища,говорят |
drakula (Критик), постов: 31198
14 декабря 2013, 9:15
| |
12 |
Через час посмотрю |
Sharlto (Критик), постов: 2464
13 декабря 2013, 22:02
| |
|
О Челси) |
yrenson (Киноакадемик), постов: 8095
13 декабря 2013, 19:53
| |
11 |
Фильм то-хороший? Кто смотрел? |
Constance (Киноакадемик), постов: 16985
13 декабря 2013, 9:56
| |
11 |
Memento писал(а) 13 декабря 2013, 9:51 Чиветель понятно, а вот, Питт и Камбэртбеч в фильме вышли не очень значит? Персонажи в истории второстепенные и в смысле актерского воплощения "тускловатые" или ничего особенного |
Memento (Киноман), постов: 300
13 декабря 2013, 9:51
| |
11 |
Чиветель понятно, а вот, Питт и Камбэртбеч в фильме вышли не очень значит? |
Memento (Киноман), постов: 300
13 декабря 2013, 9:50
| |
11 |
Отличная рецензия! |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.28 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.13 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Разрушители легенд | 9.00 |