Рецензия к фильму "Капитан Филлипс". Оскароносный Хэнкс и голодная Африка
У фильма был обоснованно высокий рейтинг ожиданий. Во-первых, благодаря главе проекта Полу Гринграссу, уважаемому режиссеру жестких динамичных политизированных экшн фильмов, который собрал отличную команду профессионалов жанра — оператор Бэрри Экройд ("Повелитель бури"), монтаж Кристофер Раус (франшиза о Борне). Плюс к этому дважды оскаровский лауреат Том Хэнкс в главной роли, плюс один из самых заслуженно востребованных композиторов в кино Генри Джекман. Еще одна причина — совершенно почти не тронутая в кино, но актуальная сегодня тема морского пиратства, тем более основанная на свидетельствах ее непосредственного участника капитана Филлипса.
Часть этих ожиданий оправдалась с лихвой. Это действительно фирменный фильм Гринграсса, постепенно затягивающий в крутой и напряженный экшн. Начинается всё на редкость буднично, супруга провожает Филлипса в аэропорт, по дороге они мирно беседуют о том, что жизнь стала совсем другая, надо за ней поспевать и крепко за нее держаться. Впрочем, разговор оказывается почти в темe дальнейших событий. На судне сначалa тоже все спокойно, потом как предупреждение появляются пираты, далее преупреждение сменяется явной угрозой, за которой следует катастрофа, ее жесткое разрешение и в финале на взвинченных нервах можно плакать вместе с пережившим шок Филлипсом.
Ничего не имею против дрожащей ручной камеры, от которой якобы у некоторых зрителей, сидящих в зале, началась морская болезнь. Она добавляет документальности и эмоциональности истории. И как еще лучше можно было снять внутреннее пространство тесной спасательной шлюпки, при качке, где находятся 4 пирата, непрерывно жующих дурь, и несчастный заложник-капитан, все на взводе, угрожают друг другу оружием и периодически дело доходит до мордобоя. Съемки, видимо, были не из легких.
Том Хэнкс стержень всей истории, король, остальные несут его мантию. Команда судна, военные, морские котики — все непримелькавшиеся актерские лица, хотя и узнаваемые. Майкл Чернус из "Люди в черном 3", Дэвид Уоршофски ("Заложница"), Макс Мартини ("Тихоокеанский рубеж"). А сомалийские пираты и вовсе непрофессиональные актеры, что очень добавляет убедительности. Искренние рыдания Хэнкса в финале вызывают неформальное сочувствие, поскольку съемочный процесс на второй части фильма даже физически выглядит некомфортным и изнурительным, не говоря уже о психологическом вживании в ситуацию.
Фильм довольно пафосный, гимн американсой демократии, самой сильной демократии в мире, гимн американским военным, опять же самым профессиональным в мире, осуждение и наказание мирового зла в лице сомалийских пиратов. Генри Джекман своей волшебной музыкой заставляет трепетать сердце и будит в зрителе лучшие чувств добра и справедливости. В общем, все хорошо.
Остается небольшая ложка дегтя, если только это не было запланировано заранее Гринграссом и сценаристом Билли Реем. В фильме нет врага. Есть несчастные, голодные, отощавшие безработные сомалийские рыбаки, которых местная сомалийская мафия обрекает на пиратство, собирая регулярную дань. Они не выбирали зло, это зло выбрало их. Рядом с ними все американцы смотрятся такими обласканными жизнью, упитанными и ухоженными, что кажется более логичным собрать несчастным пиратам благотворительную помощь, а не устраивать крутые разборки с роковым исходом. На четырех недокормышей, один из низ подросток, брошена такая военная мощь, которой по плечу справиться с большой армией таких вот "злодеев". Сталкиваются два мира, как у Бломкампа, мир элиты и мир изгоев, существование каждого большой упрек и кривое зеркало для другого.
Еще в этой ложке дегтя — подтасовка событий, о которой анонимно говорят в интервью New York Post за 13 октября 2013 члены команды судна "Маерск Алабама". В частности капитан Филлипс со слов команды не тот большой лидер, каким его интерпретировал Том Хэнкс, но излишне раздражительный и самоуверенный капитан (sullen and self-righteous captain), который действовал вопреки существующему анти-пиратскому плану Международной Морской Организации и спровоцировал весь инцидент.
В сущности реальные факты только повод для художественного переосмысления событий и странно было бы упрекать авторов фильма, что они последовали за версией событий, изложенной капитаном Ричардом Филлипсом. А не стали брать подробные интервью у всех подряд участников и не сделали потом вслед за Акирой Куросавой современный морской вариант "Расемона". Но к финалу сочувствие зрителя разрывается между Филлипсом и сомалийцами и эта неопределенность изрядно портит впечатление и разрушает ауру безупречности, сопровождающую как правило номинации ленты на "Оскар".
Автор: Татьяна Федотова
Constance (Киноакадемик), постов: 17101
8 декабря 2013, 11:12
| |
11 |
OlegD писал(а) 8 декабря 2013, 11:06 Не знаю даже. Сейчас то трудно сказать, кто может победить в главных номинациях. Вот награждать за спецэффекты ... Вам проще. Вы точно успеете до церемонии все посмотреть. С нашим отечественным прокатом это будет труднее. Правда у меня друг-киношник как правило делает мне все "недостающее" на дисках. |
OlegD (Критик), постов: 12066
8 декабря 2013, 11:06
| |
12 |
Constance писал(а) 8 декабря 2013, 10:52 Рыдал он от сердца, это точно, я тоже с ним слезу пустила. По поводу Оскаров на самом деле думаю, что если бы они ... Не знаю даже. Сейчас то трудно сказать, кто может победить в главных номинациях. Вот награждать за спецэффекты раз в три года было бы правильно, а то действительно последнее время легко сказать, где картинка смотрится лучше) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17101
8 декабря 2013, 10:52
| |
11 |
OlegD писал(а) 8 декабря 2013, 10:43 Тогда все прекрасно)) Мне правда кажется, что на многое этому фильму рассчитывать не стоит. Самый реальный Оскар ... Рыдал он от сердца, это точно, я тоже с ним слезу пустила. По поводу Оскаров на самом деле думаю, что если бы они были не каждый год, хотя бы раз в 3-5, уровень лауреатов в разных номинациях был бы выше. А сейчас иногда получается высасывание из пальца Но смотреть церемонию забавно все равно, не пропускаю |
OlegD (Критик), постов: 12066
8 декабря 2013, 10:43
| |
12 |
Constance писал(а) 8 декабря 2013, 10:30 Знвете, что я больше всего обожаю в диалогах? Часто (не всегда, разумеется) собеседники имеют в виду одно и то же, ... Тогда все прекрасно)) Мне правда кажется, что на многое этому фильму рассчитывать не стоит. Самый реальный Оскар только для Тома Хэнкса) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17101
8 декабря 2013, 10:30
| |
11 |
OlegD писал(а) 8 декабря 2013, 7:52 Я когда посмотрел фильм, больше думал все-таки про пиратов этих. Очень спорный вопрос как следует к ним относиться. ... Знвете, что я больше всего обожаю в диалогах? Часто (не всегда, разумеется) собеседники имеют в виду одно и то же, но подходят к этому с разных сторон и формулируют на первый взгляд по-разному. Но на второй взгляд оказывается, что противоречий в их мнениях нет или они пренебрежимо малы. Это к тому, что думаем мы с Вами, похоже, одно и то же. В общем, доживем до Оскара!!!!!!!! |
OlegD (Критик), постов: 12066
8 декабря 2013, 7:52
| |
12 |
Constance писал(а) 8 декабря 2013, 2:14 Две стороны и неопределенность - это как раз прекрасно, ничего не имею против и даже за. Но есть противоречие ... Я когда посмотрел фильм, больше думал все-таки про пиратов этих. Очень спорный вопрос как следует к ним относиться. Про однозначность морали не уверен. Мне не показалось, что американцы опять выставлены целиком и полностью светлыми личностями. По сути абсолютно все персонажи кроме капитана и пиратов безлики. Это история (опять же как мне показалось) больше не о спасении капитана храбрыми солдатами на боевых суднах, а об отношениях между заложником и похитителями. Как по мне, так все довольно честно. Гринграсс так и не раскрыл кого надо по его мнения любить, а кого ненавидеть. По-моему, потому что так или иначе в каждом человеке есть хорошие и плохие стороны. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17101
8 декабря 2013, 2:14
| |
11 |
OlegD писал(а) 8 декабря 2013, 0:44 Все так. Только я бы не сказал, что неопределенность в том, кому больше сочувствовать, это плохо. Наоборот, Гринграсс ... Две стороны и неопределенность - это как раз прекрасно, ничего не имею против и даже за. Но есть противоречие между этой неопределенностью (двойственностью) и про-американской однозначностью (определенностью!) морали. Брюн поняла мою позицию. |
OlegD (Критик), постов: 12066
8 декабря 2013, 0:44
| |
12 |
Все так. Только я бы не сказал, что неопределенность в том, кому больше сочувствовать, это плохо. Наоборот, Гринграсс молодец, что показал обе стороны. В том то и дело, что абсолютного зла в фильме нет. Все относительно в этом мире. Так что думаю, что на Оскар у него неплохие шансы) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26267
7 декабря 2013, 19:07
| |
15 |
Constance писал(а) 7 декабря 2013, 17:35 Брюн, это ответ Вам Я поняла, что мне. Раз сочувствие испытывают зрители не к гл. персонажу, который, типа, герой (оставим в стороне реальные события), а к "антигероям", значит, авторы где-то чего-то упустили. Надо было либо откровенно показать, что обе стороны - пострадавшие, либо делать пиратов настоящими злодеями. |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
7 декабря 2013, 18:16
| |
13 |
Constance писал(а) 7 декабря 2013, 17:53 Я кстати тоже всегда дергаюсь как определяется жанровая принадлежность фильма - похоже исключительно для увеличения ... есть весьма расплывчатое название криминал- драма, но и оно не совсем точно |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 31 января 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Пон Джун-хо |
В главных ролях: | Роберт Паттинсон, Марк Руффало |
1 | Меч короля | 8.14 |
---|---|---|
2 | Анора | 8.05 |
3 | Артур, ты король | 7.36 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
1 | Огниво | 8.17 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
3 | Мастер и Маргарита | 7.07 |
4 | Лед 3 | 6.71 |
5 | Сто лет тому вперед | 6.04 |
1 | Шрек 5 | 9.13 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.83 |
5 | Балерина | 8.73 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Пингвин | 9.00 |