"Грязь" — экранизация романа современного культового шотландского писателя Ирвина Уэлша ("На игле", "Кислотный дом"), яркого представителя контркультуры, снятая шотландцем Джоном С. Бейрдом, режиссером остро социального фильма "Касс" о лидере антирасистского движения Британии и продюсером не менее острого фильма "Хулиганы" о ярых фанатах самого жесткого лондонского футбольного клуба Вэст-Хэм Юнайтед.
Для полного шотландского комплекта в главной роли Джеймс МакЭвой, стеснительный 33-летний голубоглазый шотландец, который в последние несколько лет упорно выбирает роли все более и более плохих парней, докатившись в "Грязи" до полного скотства. Его "нулевая профессиональная гипотеза" при разработке своего пресонажа: не спеть оду насилию, но заставить зрителя проникнуться симпатией к отъявленному мерзавцу.
С этой сложной задачей МакЭвой справляется виртуозно и с этузиазмом, и на нем держится фильм. Потому как его Брюс Робертсон — рассказчик. Герой нам достался "веселый" - наркоман, садист, извращенец, насильник, убийца, психопат, телефонный маньяк, одним словом подонок. На поверхности — история эдинбургского детектива, которого бросила любимая жена, единственный свет в окне. Чтобы вернуть ее и дочь и восстановить свою душевную целостность он должен, как ему преставляется, сделать важный шаг вверх по карьерной лестнице — ведь женщины любят крутых властных мужчин — обойдя энное количество конкурентов, претендующих на должность инспектора. Что он и делает всеми возможными грязными методами, подставляя и разводя всех по очереди окружающих. Объектам шуток не до смеха, но со стороны его розыгрыши выглядят по крайней мере забавно и, в общем, заслуженно. Люди всегда играют в игры, Брюс мечтает стать лучшим игроком и на этом пути к "совершенству" взрывает свой и наш мозг.
Поверхностный слой истории уже сам по себе великолепен, исполнен едкой сатиры и черного юмора. Но дна у истории нет. Потому что этот мерзкий подонок Брюс внутри раненая душа, адски одинокий "живой труп" и несчастный пациент психотерапевта с наркотически отравленным мозгом. В общем падший ангел, которого режиссер Бейрд беззастенчиво анатомирует, устраивая зрителю впечатляющую экскурсию по опасным лабиринтам мрачного сознания Брюса. Эта экзистенциальная реальность расширяет горизонты фильма и так перемешана с реальностью физической, что уже теряешься, что же имеет место на самом деле, а что только галлюцинация Брюса. Свое положительное обаяние МакЭвой совсем спрятать не может, но почти перерождается для роли. И полностью обнажается как буквально, так и метафорически. Несмотря на все совершаемые им мерзости, расставаться с ним не хочется. А все его мелкие и крупные подлости в некотором смысле тщетная попытка унять собственную душевную боль и потерянность.
Мгновениями кажется, что на месте МакЭвоя лучше смотрелись бы актеры постарше, Джейсон Стэйтэм или Дэниэл Крэйг в недельной щетине и своих "видавших виды" ипостасях, но "голубоглазое" положительное обаяние молодого МакЭвоя заставляет сочувствовать Брюсу, делает персонаж демонически привлекательным и добавляет истории оптимистических измерений.
На первый взгляд "стандартная" криминальная история о продажных копах на самом деле весьма едкая пародия на тему "величия героической шотландской нации" и впечатляющая экзистенциальная драма, дикая галлюцинация и где-то цирковой аттракцион в традициях британского черного юмора — "Дискосвиней" К. Шеридан, "Завтрака на Плутоне" Нила Джордана — и даже немного кубриковского "Заводного апельсина". Присутствие МакЭвоя невольно вызывает ассоциации с его последним не менее психоделическим фильмом "Транc" Денни Бойла, в котором также была размыта грань между физической и психической реальностью.
Компанию МакЭвою составляют лучшие британские профессионалы. Эдди Марсан в роли единственного друга, педантичного тоскливого финансиста в толстых очках, Ширли Хендерсон в роли его жены-домохозяйки, гремучая смесь невинности и порочности, Джейми Белл в роли молодого коллеги-наркомана, Джим Броудбент в роли психотерапевта, который сам нуждается в психологической помощи.
Фильм динамичный, легкий вопреки мрачности темы, эффектный, карикатурный, похож на сюрреалистической зоопарк, с акробатическим мастерством перемещается между комической и трагической реальностями. Главным и самым уместным коротким слоганом к нему было бы слово "жесть". Сложно сказать, затеян ли он ради морали. Тем более оказывается, что и главный подонок не так уж безнадежен.
Автор: Татьяна Федотова