px

Рецензия к фильму "Грязь". Решил искоренить зло? - Нет, поучаствовать

28.11.2013
Рецензия к фильму Грязь. Решил искоренить зло? - Нет, поучаствовать

"Грязь" — экранизация романа современного культового шотландского писателя Ирвина Уэлша ("На игле", "Кислотный дом"), яркого представителя контркультуры, снятая шотландцем Джоном С. Бейрдом, режиссером остро социального фильма "Касс" о лидере антирасистского движения Британии и продюсером не менее острого фильма "Хулиганы" о ярых фанатах самого жесткого лондонского футбольного клуба Вэст-Хэм Юнайтед.

Для полного шотландского комплекта в главной роли Джеймс МакЭвой, стеснительный 33-летний голубоглазый шотландец, который в последние несколько лет упорно выбирает роли все более и более плохих парней, докатившись в "Грязи" до полного скотства. Его "нулевая профессиональная гипотеза" при разработке своего пресонажа: не спеть оду насилию, но заставить зрителя проникнуться симпатией к отъявленному мерзавцу.

С этой сложной задачей МакЭвой справляется виртуозно и с этузиазмом, и на нем держится фильм. Потому как его Брюс Робертсон — рассказчик. Герой нам достался "веселый" - наркоман, садист, извращенец, насильник, убийца, психопат, телефонный маньяк, одним словом подонок. На поверхности — история эдинбургского детектива, которого бросила любимая жена, единственный свет в окне. Чтобы вернуть ее и дочь и восстановить свою душевную целостность он должен, как ему преставляется, сделать важный шаг вверх по карьерной лестнице — ведь женщины любят крутых властных мужчин — обойдя энное количество конкурентов, претендующих на должность инспектора. Что он и делает всеми возможными грязными методами, подставляя и разводя всех по очереди окружающих. Объектам шуток не до смеха, но со стороны его розыгрыши выглядят по крайней мере забавно и, в общем, заслуженно. Люди всегда играют в игры, Брюс мечтает стать лучшим игроком и на этом пути к "совершенству" взрывает свой и наш мозг.

Поверхностный слой истории уже сам по себе великолепен, исполнен едкой сатиры и черного юмора. Но дна у истории нет. Потому что этот мерзкий подонок Брюс внутри раненая душа, адски одинокий "живой труп" и несчастный пациент психотерапевта с наркотически отравленным мозгом. В общем падший ангел, которого режиссер Бейрд беззастенчиво анатомирует, устраивая зрителю впечатляющую экскурсию по опасным лабиринтам мрачного сознания Брюса. Эта экзистенциальная реальность расширяет горизонты фильма и так перемешана с реальностью физической, что уже теряешься, что же имеет место на самом деле, а что только галлюцинация Брюса. Свое положительное обаяние МакЭвой совсем спрятать не может, но почти перерождается для роли. И полностью обнажается как буквально, так и метафорически. Несмотря на все совершаемые им мерзости, расставаться с ним не хочется. А все его мелкие и крупные подлости в некотором смысле тщетная попытка унять собственную душевную боль и потерянность.

Мгновениями кажется, что на месте МакЭвоя лучше смотрелись бы актеры постарше, Джейсон Стэйтэм или Дэниэл Крэйг в недельной щетине и своих "видавших виды" ипостасях, но "голубоглазое" положительное обаяние молодого МакЭвоя заставляет сочувствовать Брюсу, делает персонаж демонически привлекательным и добавляет истории оптимистических измерений.

На первый взгляд "стандартная" криминальная история о продажных копах на самом деле весьма едкая пародия на тему "величия героической шотландской нации" и впечатляющая экзистенциальная драма, дикая галлюцинация и где-то цирковой аттракцион в традициях британского черного юмора — "Дискосвиней" К. Шеридан, "Завтрака на Плутоне" Нила Джордана — и даже немного кубриковского "Заводного апельсина". Присутствие МакЭвоя невольно вызывает ассоциации с его последним не менее психоделическим фильмом "Транc" Денни Бойла, в котором также была размыта грань между физической и психической реальностью.

Компанию МакЭвою составляют лучшие британские профессионалы. Эдди Марсан в роли единственного друга, педантичного тоскливого финансиста в толстых очках, Ширли Хендерсон в роли его жены-домохозяйки, гремучая смесь невинности и порочности, Джейми Белл в роли молодого коллеги-наркомана, Джим Броудбент в роли психотерапевта, который сам нуждается в психологической помощи.

Фильм динамичный, легкий вопреки мрачности темы, эффектный, карикатурный, похож на сюрреалистической зоопарк, с акробатическим мастерством перемещается между комической и трагической реальностями. Главным и самым уместным коротким слоганом к нему было бы слово "жесть". Сложно сказать, затеян ли он ради морали. Тем более оказывается, что и главный подонок не так уж безнадежен.

Автор: Татьяна Федотова



Всего комментариев: 21
Sharlto (Критик), постов: 2464
28 ноября 2013, 20:39
Аватарка пользователя Sharlto
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Жесткого лондонского футбольного клуба Вэст-Хэм Юнайтед? Откуда знаешь?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды