Рецензия к фильму "Жизнь Адель". Воспитание чувств по-французски

Нет, наверное, необходимости напоминать, что "Жизнь Адель" получила "Золотую пальмовую ветвь", главный приз Каннского кинофестиваля этого года. Режиссер Абделатиф Кешиш раздавал счастливые интервью. Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, исполнительницы главных ролей, давали противоречивые интервью, немного путаясь в том, сколь легко или, напротив, некомфортно было работать с Кешишем и дефилировать большую часть фильма ню.
Здесь не могу не напомнить, что весь 2012 год Франция выходила на уличные демонстрации в поддержку или, наоборот, в осуждение легализации однополых браков. Закон о легализации был все же принят 18 мая этого года и Франция присоединилась к передовым в этом вопросе Нидерландам, Бельгии, Дании, Швеции, Испании. Возможно, это обстоятельство, не меньше чем художественная ценность фильма, сыграло на его успех.
Лесбийский роман занимает изрядную часть экранного времени, однако фильм о жизни Адель и название соответствует истории буквально. Адель 15-летняя девочка "из низов", дома серенькие скучные родители и ежедневные спагетти под телевизор на ужин, единственная отдушина книги и школьные занятия литературой. Она и сама немного пишет, мечтает о карьере учителя, а пока ходит на студенческие демонстрации за увеличение социальных дотаций на образование. Адель красотка, переполненная жаждой жизни, любви, страстей, необычных ощущений и еще чем-то невыразимым. Случайно видит на улице яркую и необычную девушку с голубыми волосами, которая промелькнула как синяя птица счастья, но снится ей теперь ночами. Рядом с этой синей птицей меркнут хорошие школьные подружки, первые сексуальные опыты с симпатичным Тома и тем более родной дом.
Ей все-таки удается познакомиться со своим синеволосым кумиром художницей Эммой и она попадает в страстный роман, в котором больше спасения от одиночества и обыденности, чем восторгов запретной однополой любви, и на совсем иную богемную орбиту, "наверх". Здесь ужинают устрицами, терпимо относятся ко всему на свете, ратуют за любовь без пола, митингуют на гей-парадах, разговаривают о разных "ненужных предметах", которые, собственно, и называются культурой — о цветистости Климта и надломленности Шиле, противоположности мужской и женской сексуальности.
Сейду и Экзаркопулос обе красивые девочки, с безупречнми телами, хорошо и естественно смотрятся рядом и эстетично в предлагаемых обстоятельствах, чувствуется, что много времени провели вместе, готовясь к фильму. Сейду уже стажированная актриса с международным именем ("Полночь в Париже", "Миссия невыполнима: Протокол фантом"), Экзаркопулос впервые в главной роли. Она главное эмоциональное начало фильма, есть в ней что-то глубоко спрятанное от глаз. В способности красиво плакать, что она делает непрерывно, ей равных нет, а в любовном дуэте счастье и удовлетворение соседствует с надрывом.
Лейтмотив всей истории — трагедия одиночества и беспомощности. Адель переживает череду разочарований, не раз чувствует себя вещью — бесплотной музой или удобной домохозяйкой при своем идоле Эмме. В финале остается наедине с роковой безысходностью. Если бы не мрачноватый и жесткий финал, фильм можно было бы сравнить с британским хитом "Воспитание чувств" на ту же тему взросления и самоидентификации. Но англичане не позволили сентиментальности взять верх над конструктивностью, что сделало ленту приятно оптимистичной и, возможно, более выигрышной.
В трехчасовом фильме много повторов и довольно медленный темп, в более динамичном двухчасовом варианте он смотрелся бы лучше. Но его оригинальность заслуживает внимания.
Автор: Татьяна Федотова
Год выхода: | 1972 |
Страна: | США |
Жанр: | драма, триллер |
Режиссер: | Френсис Форд Коппола |
В главных ролях: | Аль Пачино, Марлон Брандо |
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.58 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.42 |
5 | Еретик | 7.23 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
3 | Огниво | 7.06 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Если бы Кешиш захотел бы взять за него Оскара,то фильм бы вне всякого сомнения вошёл бы в итоговый список, оставив "выкидыш" Бондарчука далеко-далеко позади