Рецензия к фильму "Гонка". Прекрасное торжество безумия над рассудочностью
Болельщики Формулы-1 знают, что от зеленого света до клетчатого флага (старт — финиш) гонки ты полностью поглощен происходящим и не рискуешь оторваться даже на мгновение, потому что при скоростях от 270 км/час до 320 км/час за это мгновение вся структура гонки может измениться до неузнаваемости. Они наверняка оценят работу Рона Ховарда, потому что вся соль этого вида спорта, лучше сказать, этого образа жизни, передана Ховардом великолепно. Он снял потрясающий фильм о людях, которые ходят по краю пропасти и каждый день живут как последний. О сумасшедших героях и гениальных спортсменах мирового класса. О виртуозах, не имеющих права на ошибку. О бешеных скоростях и дьявольских амбициях. В меньшей степени о Формуле как бизнесе и политике, спонсорах, внутренних трениях, интригах, но и это тоже.
Формула-1 1970-х держалась не на техническом совершенстве болидов, которые сами гонщики называли гробами на колесах, но на мастерстве пилота, его кураже и интуитивности; войны электроники начались позднее. В симбиозе человека и машины пилоту принадлежали, может быть, 20 %, но они были решающими, потому что пилоты выжимали из машины невозможное. Весь адреналин гонок Формулы воспроизведен на экране дословно. Операторская работа (Энтони Дод Мэнтл) ювелирна, если уместно говорить о ювелирности, когда все вокруг ревет и дрожит, камера буквально бросает нас под колеса или ныряет под капот, принимает на себя веер гравия, когда болид соскальзывает с трассы, "ввинчивает" колесо на пит-стопе, потеет вместе со шлемом пилота. "Размывает" все окружение трассы как лишнюю декорацию, проходящую по краю сознания гонщика, потому что темп гонки превышает возможности полностью сознательного восприятия. В дождь движется по трассе почти вслепую в густом тумане брызг из-под широких колес лидера гонки. И фиксирует волшебные мгновения перед стартом, когда воздух вокруг болидов становится плотным из-за концентрации энергии и воли. Конечно, без цифровых технологий не обошлось — кто пустит съемочную группу на трассу? Но это нисколько не снижает реалистичности и великолепия происходящего. Все настолько мощно и стремительно, как бывает только в живой Формуле-1.
Фильм кружит вокруг личного противостояния двух топовых пилотов второй половины 1970-х Джеймса Ханта (Крис Хемсворт), чемпиона мира 1976, и Ники Лауды (Даниэль Брюль), чемпиона мира 1975. Английский плейбой и австрийский педант, материализованная спонтанность и крутизна одного и крайняя взвешенность и дисциплина другого, соперники и заклятые друзья ("для умного человека враг значит больше, чем для глупого друг"). Заводят, подначивают, даже подставляют друг друга, успех соперника вызов и мотивация для собственного совершенствования. Оба одиночки, отвергнутые респектабельными семьями, одиночки и в спорте, потому что на трассе ты всегда один, а команда лишь группа поддержки издалека. С возрастом и числом оставленных позади гонок "рыцари болидов" проникаются друг к другу уважением и довольно тепло общаются. Картина сделана с не меньшим проникновением в мир Формулы и ее героев, чем документальный фильм об Айртоне Сенне "Сенна" 2010, легендарном бразильце, погибшем на взлете карьеры в 1994 во время гонки из-за неисправности болида.
Ховард вместе в молодыми актерами создает на основе документальных свидетельств и рассказов людей из мира Формулы подробные и живые портреты Ханта и Лауды в молодости. Хант смесь дьявольского шарма и такого же дьявольского тщеславия, представителен, с обволакивающим низким баритоном, говорит всегда что думает, в манерах артистически небрежен, неумерен во всем — алкоголь, сигареты, наркотики, секс. Эмоциональная составляющая отношений для Ханта остается заповедной территорией. А все попытки пиарщиков втиснуть его в благопристойные рамки терпят крах. Перед стартом его выворачивает от переизбытка адреналина, на трассе он король скорости и самый жесткий и взрывной соперник.
Лауда человек-компьютер, к гонкам относится как к бизнесу, уже потом как к экстремальному спорту, перед каждой гонкой просчитывает риски, гений доводки болидов, мучающий механиков до белого каления, характер неуживчивый и натура не менее тщеславная, чем у Ханта, при всем при этом очень ироничен. Не блещет мужским шармом, особенно после аварии 1976 года в Нюрбургринге, когда он 80 секунд находится в горящем болиде и получает ожоги лица и легких.
Последний эпизод - драматическая кульминация всей истории. Лауда чудом выживает после аварии и через 6 недель весь в шрамах возвращается на трассу продолжить сезон. Мобилизоваться ему помогают успехи Ханта: едва выйдя из комы, Лауда смотрит гонки по ТВ, пока врачи мучают его тяжелыми болезненными манипуляциями. Эта часть истории, однако, не имеет трагической окраски, потому что речь идет о людях, которые со смертью на ты, это часть бизнеса, близость смерти обостряет инстинкт выживания. И фильм в целом о прекрасном торжестве безумия на рассудочностью.
Все это с воодушевлением и талантливо воспроизводят на экране Хемсворт и Брюль. Выбор актеров на главные роли безупречен. Ближе к финальным титрам есть короткие нарезки видео Лауды и Ханта, сходство актеров со своими прототипами почти как у двойников. И по психологическому типу они близки своим персонажам. Брюль человек довольно закрытый и не публичный. А "божественный" и популярный Хемсворт признан журналом Empire человеком года 2012, как и Хант в 1976 спортсменом года. Крис сейчас стал семейным и более "ручным", а какое-то время назад братья Хемсворты имели репутацию весьма взрывных мачо. Актерская карьера Брюля связана в первую очередь с хорошим авторским кино ("Гуд бай, Ленин!", "Дамы в лиловом", "К чему помыслы о любви"), поэтому к сложному психологическому бэкграунду персонажa он готов. Крис до сих пор снимался в мейнстримовых блокбастерах, но здесь выглядит очень профессионально. Отличный эпизод, когда Хант дает интервью на пресске перед очередной гонкой — лицо безмятежно, улыбка сияет спокойной уверенностью, а в это время под столом, скрытая от посторонних глаз, нервически постукивает нога и рука непрерывно щелкает зажигалкой.
Фильм заводит не только адреналином гонки, но и свободой 1970-х, волшебной музыкой от Ханса Циммера, красивой декорацией из девушек, в их числе горячие Натали Дормер и Оливия Уайлд, и всем антуражем тех лет. А гонщики вполне вписываются в имидж рок-звезд. Пожалуй, не воспринимается как голливудский, возможно потому, что Формула-1 — в основном "игры" Старого Света.
Буквального исторического соответствия фактам в фильме нет. Но 64-летний Ники Лауда консультировал сценариста Питера Моргана и готовым фильмом остался доволен. Ханта нет в живых, он умер в возрасте 45 лет от сердечного приступа, к тому времени давно оставив гонки. Рон Ховард говорит, что этим фильмом хотел "почтить историю", порадовать фанатов Формулы и завербовать новых болельщиков. Не знаю, как с третьим пунктом программы, но первые два удались!
Фильм о Формуле-1 2001 года "Гонщик" Ренни Харлина по сценарию Сталлоне провалился в прокате и собрал энное количество "Золотых малин". За неимением других лучшим остается "Гран при", снятый в 1966 году Джоном Франкенхаймером, который получил три технических "Оскара" за звук, монтаж, звуковые эффекты. Очень надеюсь, что "Гонка" заработает больше. Это один из лучших блокбастеров года, спортивная драма близкая к документальности, байопик с богатой психологической канвой, не уступающий по уровню "Играм разума" и "Фрост против Никсона", и очередной мастер-класс от Рона Ховарда.
Автор: Татьяна Федотова
Текстолит (Критик), постов: 62432
30 октября 2013, 23:15
| |
14 |
кроха23 писал(а) 30 октября 2013, 23:12 Смотрела фильм, позже прочла рецензию и поняла, что снова хочу его посмотреть :) Спасибо автору, замечательная ... А пересмотреть из-за чего хотите?Что вас зацепило? |
кроха23 (Новичок), постов: 5
30 октября 2013, 23:12
| |
11 |
Смотрела фильм, позже прочла рецензию и поняла, что снова хочу его посмотреть :) Спасибо автору, замечательная рецензия!! |
Siktantic (Зритель), постов: 2494
20 октября 2013, 23:54
| |
12 |
После такой рецензии захотелось посмотреть фильм, к которому ранее ставился иронично. |
Maxxx (Критик), постов: 5250
20 октября 2013, 20:47
| |
11 |
Constance писал(а) 19 октября 2013, 20:10 Так Вы прочитайте внимательно, и найдете Брюля и все остальное я не за рецензию...в информации о фильме его нет!!рецензия отличная!) |
Steve Austin (Критик), постов: 5856
20 октября 2013, 14:24
| |
12 |
Просто замечательная рецензия. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17035
19 октября 2013, 20:10
| |
11 |
Maxxx писал(а) 18 октября 2013, 20:44 та что ж такое,что ни фильм то супер!!Гонка ну это вообще сумасшедший обалденный фильм!!Ховард блестящий режиссёр!!Хемсворт ... Так Вы прочитайте внимательно, и найдете Брюля и все остальное |
Maxxx (Критик), постов: 5250
18 октября 2013, 20:44
| |
11 |
та что ж такое,что ни фильм то супер!!Гонка ну это вообще сумасшедший обалденный фильм!!Ховард блестящий режиссёр!!Хемсворт и Брюль отменно сыграли!!да а вписывать не надо Брюля в актёры этого фильма? |
sunnygold (Критик), постов: 1957
18 октября 2013, 19:10
| |
12 |
надеюсь, вырвусь....а то.. были другие планы...впрочем, оказалось, в нашу Нору-дыру ни Пленниц, ни Металлику не соизволили привезти, рррр(( |
Stariy Bars (Зритель), постов: 343
18 октября 2013, 0:27
| |
12 |
Я после трейлера порылся в архивах, узнал что да как там было даже думал посмотреть парочку гонок 76-го, ненадолго правда меня хватило, но фильм обязательно посмотрю. |
Hasanov (Критик), постов: 13885
17 октября 2013, 22:07
| |
12 |
Сходить думаю стоит) |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |