Рецензия к фильму "Сталинград". Прощайте, ребята
12.10.2013
Это неловкое ощущение, когда вроде бы получил удовольствие, но носом чуешь, что тебя где-то обвели вокруг пальца. Не знаешь, радоваться или выказывать свое недовольство. С одной стороны – интересно, динамично, в меру драматично, технически отлично и вообще сплошной капут всем недоброжелателям. С другой – что-то не то, перемудрили, недотянули, нафантазировали и перечеркнули все впечатление от увиденного. Вот уже Земфира поет песню Цоя – великолепные стихи, как нельзя лучше отражающие сюжет фильма – на душе скверно от произошедшего, но разум покрывается тонкой пеленой скептицизма, которая становится толще с каждым шагом до дома. И от нее уже никак не избавиться.
"Сталинград" – это не фильм, это одно сплошное противоречие, начиная с самого названия, которое при всем желании не вяжется с тем, что происходит в фильме. Всем нам прекрасно известно, что такое Сталинградская битва – одно из самых кровопролитных и крупномасштабных сухопутных сражений в истории, эвфемизм слова "Ад". Долгая война, которая, кажется, никогда не закончится; вечная смерть, которая рано или поздно настигнет каждого; место, после которого Преисподняя, куда отправляются павшие бойцы на перегруппировку, покажется Раем. И все это – в бьющих по мозгам, беспрецедентных масштабах.
Что видим в фильме? Знаменитый фонтан "Бармалей". И несколько примыкающих к нему домов. Все. "Сталинград", по сути, кино предельно камерное для военного жанра. Вся массовка здесь ушла в несколько минут пролога – зрелищных, надо заметить, которые, впрочем, не избежали тяжелой поступи совершенно бессмысленных и даже раздражающих рапид. Остальное – небольшая повесть о том, как считанные единицы советских солдат обороняли один-единственный дом, настолько ключевой и решающий для войны, что его никак не мог сравнять с землей Вермахт. Словом, с таким же успехом фильм можно было бы назвать в честь любого другого города-героя – мало что изменилось бы.
Но это камерное кино, спрятанное за столь одиозных названием, заслуживает внимания. Стоит лишь отбросить совершенно лишнюю чушь про Фукусиму и пятерых отцов (на качественную интригу можете не надеяться, все будет предельно просто и вполне себе в рамках возрастного рейтинг), как все вдруг загорается всепроникающей атмосферой разрухи и гибели, посреди которой пытаются выжить – и даже пожить – несколько братьев по оружию. В маленьком доме, прообразом которого, если верить слухам, послужил Дом Павлова. Трехэтажном, с чердаком и подвалом, просторными комнатами и крупными парадными – но все равно маленьком, крошечном, одиноком и держащимся из последних сил между молотом и наковальней, этими двумя исполинскими военными машинами.
Обидно, правда, что в какой-то момент между этими машинами проводят знак тождества – точнее, между их руководителями, что выглядит довольно таки подло в контексте как происходящего, так и истории. Но и не с таким сталкивались, не привыкать. Другое дело, что домик, несмотря ни на что, продолжает стоять. И в нем продолжают жить Герои, с большой буквы, которым сочувствуешь, за которых болеешь и переживаешь. Которым хочется лично помочь, шагнув на экран и взяв в руки хоть бы и простой нож. Кто-то, конечно, справляется хуже – не будет указывать на него пальцем, кто-то (вроде немого певца романсов) – просто блестяще, так что остальным хоть съемочную площадку покидай. Не говоря уже про воплощение трогательной милости, невинности и простой, без изысков, красоты, Марию Смольникову.
Не отстает и немецкая сторона в лице Томаса Кречманна, своеобразного ветерана Сталинграда, который уже "воевал" в нем двадцать с лишним лет назад. Вместе со своей русской спутницей, они здесь – вторая любовная линия (не многовато-ли для военной драмы?), которая призвана раскрыть сущность войны, превращающую лучших представителей человеческого рода в стадо озверевших тварей, несущихся без оглядки куда хозяин укажет. Так себе раскрыли, честно говоря, а уж пламенной речью, которой офицер напутствовал своих солдат, вовсе загубили. Но все равно при этом следить за их взаимоотношениями достаточно интересно.
Уж не меньше, чем за "пятью отцами". Даже не смотря на то, что временами действие скатывается чуть ли не в фарс на грани абсурда, за который в военное время расстреляли бы по статье, наверное, предательство, либо что-то связанное с подрывом боеспособности сослуживцев и армии в целом... так вот, даже не смотря на все это – интересно. Уровень уже достаточный для того, чтобы игнорировать ляпы и просто наслаждаться зрелищем, не только в плане драматургии – умеренно, но и в плане визуальном. Как-никак, первый российских фильм в IMAX 3D формате, который снимали на эти же камеры. Плохого в принципе не могло получиться!
Если бы кто-то не пересмотрел Снайдера с его "Запрещенным приемом". Одно slow-mo – терпимо, две сцены – нормально, весь фильм про войну, в котором яростная рукопашка и перестрелки перемежаются с замедленными взмахами пока еще целых конечностей – это, наверное, в теории очень круто, но в реальности выглядит скверно. Так что какими бы насыщенными ни были краски компьютерных планов, какими бы грозными ни были декорации, возведенные в немалом количестве и за немалые деньги, самое главное в этом сражении – бои – оставляют желать лучшего. Как ни печально.
"Сталинград" красен моментами. Взглядом старика на горящий город. Взглядом немца на последнее указание русского солдата. Наводкой, которую сопровождают горькие слова в телефонной трубке, произнесенные неизвестным офицером. Все остальное – просто достойно внимания, особенно если не вдаваться в детали, внимание к которым и отличает хороший продукт ремесленника от превосходного творения сына искусства. Потому что с деталями, коих великое множество, здесь просто беда.
Автор: Роман Волохов
"Сталинград" – это не фильм, это одно сплошное противоречие, начиная с самого названия, которое при всем желании не вяжется с тем, что происходит в фильме. Всем нам прекрасно известно, что такое Сталинградская битва – одно из самых кровопролитных и крупномасштабных сухопутных сражений в истории, эвфемизм слова "Ад". Долгая война, которая, кажется, никогда не закончится; вечная смерть, которая рано или поздно настигнет каждого; место, после которого Преисподняя, куда отправляются павшие бойцы на перегруппировку, покажется Раем. И все это – в бьющих по мозгам, беспрецедентных масштабах.
Что видим в фильме? Знаменитый фонтан "Бармалей". И несколько примыкающих к нему домов. Все. "Сталинград", по сути, кино предельно камерное для военного жанра. Вся массовка здесь ушла в несколько минут пролога – зрелищных, надо заметить, которые, впрочем, не избежали тяжелой поступи совершенно бессмысленных и даже раздражающих рапид. Остальное – небольшая повесть о том, как считанные единицы советских солдат обороняли один-единственный дом, настолько ключевой и решающий для войны, что его никак не мог сравнять с землей Вермахт. Словом, с таким же успехом фильм можно было бы назвать в честь любого другого города-героя – мало что изменилось бы.
Но это камерное кино, спрятанное за столь одиозных названием, заслуживает внимания. Стоит лишь отбросить совершенно лишнюю чушь про Фукусиму и пятерых отцов (на качественную интригу можете не надеяться, все будет предельно просто и вполне себе в рамках возрастного рейтинг), как все вдруг загорается всепроникающей атмосферой разрухи и гибели, посреди которой пытаются выжить – и даже пожить – несколько братьев по оружию. В маленьком доме, прообразом которого, если верить слухам, послужил Дом Павлова. Трехэтажном, с чердаком и подвалом, просторными комнатами и крупными парадными – но все равно маленьком, крошечном, одиноком и держащимся из последних сил между молотом и наковальней, этими двумя исполинскими военными машинами.
Обидно, правда, что в какой-то момент между этими машинами проводят знак тождества – точнее, между их руководителями, что выглядит довольно таки подло в контексте как происходящего, так и истории. Но и не с таким сталкивались, не привыкать. Другое дело, что домик, несмотря ни на что, продолжает стоять. И в нем продолжают жить Герои, с большой буквы, которым сочувствуешь, за которых болеешь и переживаешь. Которым хочется лично помочь, шагнув на экран и взяв в руки хоть бы и простой нож. Кто-то, конечно, справляется хуже – не будет указывать на него пальцем, кто-то (вроде немого певца романсов) – просто блестяще, так что остальным хоть съемочную площадку покидай. Не говоря уже про воплощение трогательной милости, невинности и простой, без изысков, красоты, Марию Смольникову.
Не отстает и немецкая сторона в лице Томаса Кречманна, своеобразного ветерана Сталинграда, который уже "воевал" в нем двадцать с лишним лет назад. Вместе со своей русской спутницей, они здесь – вторая любовная линия (не многовато-ли для военной драмы?), которая призвана раскрыть сущность войны, превращающую лучших представителей человеческого рода в стадо озверевших тварей, несущихся без оглядки куда хозяин укажет. Так себе раскрыли, честно говоря, а уж пламенной речью, которой офицер напутствовал своих солдат, вовсе загубили. Но все равно при этом следить за их взаимоотношениями достаточно интересно.
Уж не меньше, чем за "пятью отцами". Даже не смотря на то, что временами действие скатывается чуть ли не в фарс на грани абсурда, за который в военное время расстреляли бы по статье, наверное, предательство, либо что-то связанное с подрывом боеспособности сослуживцев и армии в целом... так вот, даже не смотря на все это – интересно. Уровень уже достаточный для того, чтобы игнорировать ляпы и просто наслаждаться зрелищем, не только в плане драматургии – умеренно, но и в плане визуальном. Как-никак, первый российских фильм в IMAX 3D формате, который снимали на эти же камеры. Плохого в принципе не могло получиться!
Если бы кто-то не пересмотрел Снайдера с его "Запрещенным приемом". Одно slow-mo – терпимо, две сцены – нормально, весь фильм про войну, в котором яростная рукопашка и перестрелки перемежаются с замедленными взмахами пока еще целых конечностей – это, наверное, в теории очень круто, но в реальности выглядит скверно. Так что какими бы насыщенными ни были краски компьютерных планов, какими бы грозными ни были декорации, возведенные в немалом количестве и за немалые деньги, самое главное в этом сражении – бои – оставляют желать лучшего. Как ни печально.
"Сталинград" красен моментами. Взглядом старика на горящий город. Взглядом немца на последнее указание русского солдата. Наводкой, которую сопровождают горькие слова в телефонной трубке, произнесенные неизвестным офицером. Все остальное – просто достойно внимания, особенно если не вдаваться в детали, внимание к которым и отличает хороший продукт ремесленника от превосходного творения сына искусства. Потому что с деталями, коих великое множество, здесь просто беда.
Автор: Роман Волохов
Всего комментариев: 47
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
12 октября 2013, 16:19
| |
11 |
Andrew писал(а) 12 октября 2013, 15:41 На все фильмы стоит Заядлые киношники так и делают. Но я сегодня с бОльшим удовольствием посмотрела "Гонку". Это о-б-а-л-д-е-н-н-о прекрасно. Весь адреналин Формулы плюс много-много-много бонусов. Не зря Вы вспоминали Аполлон 13. Ховард гений. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74998
12 октября 2013, 15:41
| |
|
HUNTERX писал(а) 12 октября 2013, 13:55 Стоит идти? На все фильмы стоит |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
12 октября 2013, 15:21
| |
11 |
303 писал(а) 12 октября 2013, 14:02 Сдается мне, мы опять не тот фильм на Оскар отправили... Хотели удивить Голливуд, что и мы тоже не лыком шиты и доки в технологиях. Но их это вряд ли заденет. А до пронзительности наших старых военных фильмов дотянуть сложно, и по трейлеру чувствуется, что и не дотянули. |
303 (Зритель), постов: 510
12 октября 2013, 14:02
| |
13 |
Сдается мне, мы опять не тот фильм на Оскар отправили... |
Текстолит (Критик), постов: 62432
12 октября 2013, 13:55
| |
14 |
Стоит идти? |
Andrew (Главный редактор), постов: 74998
12 октября 2013, 12:46
| |
|
Guest писал(а) 12 октября 2013, 12:31 Не спорю, мощный оригинальный саундтрек всегда лучше. Но "Легенда" все равно чрезвычайно хороша :) Не знаю, чем хорошо то что не порождает никаких эмоциональных привязок? Когда вы слышите "Я прошу, хоть ненадолго, боль моя, ты покинь меня", у вас сразу масса ассоциаций с прекрасным фильмом. Когда вы услышите "Легенду", никаких ассоциаций, кроме Цоя, у вас сне будет. Музыка - это ж важнейшая составляющая эмоционального фона фильма. Как последняя нота в запахе хорошего парфюма. |
Guest (Критик), постов: 3426
12 октября 2013, 12:31
| |
14 |
Andrew писал(а) 12 октября 2013, 12:23 На мой взгляд, нет ничего хуже "перепетых" современных песен в фильмах о событиях минувшего, тем более о войне. ... Не спорю, мощный оригинальный саундтрек всегда лучше. Но "Легенда" все равно чрезвычайно хороша :) |
Andrew (Главный редактор), постов: 74998
12 октября 2013, 12:31
| |
|
Mr.Aufiderze писал(а) 12 октября 2013, 12:24 так изначально фильм позиционировал себя как камерная драма, без масштабных сражений. Я уже это комментировал. Смотрите ниже |
Mr.Aufiderze (Критик), постов: 8543
12 октября 2013, 12:24
| |
12 |
Andrew писал(а) 12 октября 2013, 11:21 Скажем так. В "Сталинграде" нет главного - Сталинграда. История о "пяти отцах", может, и трогательная сама ... так изначально фильм позиционировал себя как камерная драма, без масштабных сражений. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74998
12 октября 2013, 12:23
| |
|
Guest писал(а) 12 октября 2013, 12:12 Слава богу, там этой песни не звучит, при всей моей любви к ней :) Композитор - именитый Анджело Бадаламенти. Музыка ... На мой взгляд, нет ничего хуже "перепетых" современных песен в фильмах о событиях минувшего, тем более о войне. Это лишь говорит о полной неспособности создать уникальный и запоминающийся саундтрек для фильма. А ведь когда-то у нас был Таравердиев, который сочинил такой саундтрек к "17 мгновениям весны", который до сих пор слушаешь с придыханием. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды