Рецензия к фильму "Сталинград". Прощайте, ребята
12.10.2013
Это неловкое ощущение, когда вроде бы получил удовольствие, но носом чуешь, что тебя где-то обвели вокруг пальца. Не знаешь, радоваться или выказывать свое недовольство. С одной стороны – интересно, динамично, в меру драматично, технически отлично и вообще сплошной капут всем недоброжелателям. С другой – что-то не то, перемудрили, недотянули, нафантазировали и перечеркнули все впечатление от увиденного. Вот уже Земфира поет песню Цоя – великолепные стихи, как нельзя лучше отражающие сюжет фильма – на душе скверно от произошедшего, но разум покрывается тонкой пеленой скептицизма, которая становится толще с каждым шагом до дома. И от нее уже никак не избавиться.
"Сталинград" – это не фильм, это одно сплошное противоречие, начиная с самого названия, которое при всем желании не вяжется с тем, что происходит в фильме. Всем нам прекрасно известно, что такое Сталинградская битва – одно из самых кровопролитных и крупномасштабных сухопутных сражений в истории, эвфемизм слова "Ад". Долгая война, которая, кажется, никогда не закончится; вечная смерть, которая рано или поздно настигнет каждого; место, после которого Преисподняя, куда отправляются павшие бойцы на перегруппировку, покажется Раем. И все это – в бьющих по мозгам, беспрецедентных масштабах.
Что видим в фильме? Знаменитый фонтан "Бармалей". И несколько примыкающих к нему домов. Все. "Сталинград", по сути, кино предельно камерное для военного жанра. Вся массовка здесь ушла в несколько минут пролога – зрелищных, надо заметить, которые, впрочем, не избежали тяжелой поступи совершенно бессмысленных и даже раздражающих рапид. Остальное – небольшая повесть о том, как считанные единицы советских солдат обороняли один-единственный дом, настолько ключевой и решающий для войны, что его никак не мог сравнять с землей Вермахт. Словом, с таким же успехом фильм можно было бы назвать в честь любого другого города-героя – мало что изменилось бы.
Но это камерное кино, спрятанное за столь одиозных названием, заслуживает внимания. Стоит лишь отбросить совершенно лишнюю чушь про Фукусиму и пятерых отцов (на качественную интригу можете не надеяться, все будет предельно просто и вполне себе в рамках возрастного рейтинг), как все вдруг загорается всепроникающей атмосферой разрухи и гибели, посреди которой пытаются выжить – и даже пожить – несколько братьев по оружию. В маленьком доме, прообразом которого, если верить слухам, послужил Дом Павлова. Трехэтажном, с чердаком и подвалом, просторными комнатами и крупными парадными – но все равно маленьком, крошечном, одиноком и держащимся из последних сил между молотом и наковальней, этими двумя исполинскими военными машинами.
Обидно, правда, что в какой-то момент между этими машинами проводят знак тождества – точнее, между их руководителями, что выглядит довольно таки подло в контексте как происходящего, так и истории. Но и не с таким сталкивались, не привыкать. Другое дело, что домик, несмотря ни на что, продолжает стоять. И в нем продолжают жить Герои, с большой буквы, которым сочувствуешь, за которых болеешь и переживаешь. Которым хочется лично помочь, шагнув на экран и взяв в руки хоть бы и простой нож. Кто-то, конечно, справляется хуже – не будет указывать на него пальцем, кто-то (вроде немого певца романсов) – просто блестяще, так что остальным хоть съемочную площадку покидай. Не говоря уже про воплощение трогательной милости, невинности и простой, без изысков, красоты, Марию Смольникову.
Не отстает и немецкая сторона в лице Томаса Кречманна, своеобразного ветерана Сталинграда, который уже "воевал" в нем двадцать с лишним лет назад. Вместе со своей русской спутницей, они здесь – вторая любовная линия (не многовато-ли для военной драмы?), которая призвана раскрыть сущность войны, превращающую лучших представителей человеческого рода в стадо озверевших тварей, несущихся без оглядки куда хозяин укажет. Так себе раскрыли, честно говоря, а уж пламенной речью, которой офицер напутствовал своих солдат, вовсе загубили. Но все равно при этом следить за их взаимоотношениями достаточно интересно.
Уж не меньше, чем за "пятью отцами". Даже не смотря на то, что временами действие скатывается чуть ли не в фарс на грани абсурда, за который в военное время расстреляли бы по статье, наверное, предательство, либо что-то связанное с подрывом боеспособности сослуживцев и армии в целом... так вот, даже не смотря на все это – интересно. Уровень уже достаточный для того, чтобы игнорировать ляпы и просто наслаждаться зрелищем, не только в плане драматургии – умеренно, но и в плане визуальном. Как-никак, первый российских фильм в IMAX 3D формате, который снимали на эти же камеры. Плохого в принципе не могло получиться!
Если бы кто-то не пересмотрел Снайдера с его "Запрещенным приемом". Одно slow-mo – терпимо, две сцены – нормально, весь фильм про войну, в котором яростная рукопашка и перестрелки перемежаются с замедленными взмахами пока еще целых конечностей – это, наверное, в теории очень круто, но в реальности выглядит скверно. Так что какими бы насыщенными ни были краски компьютерных планов, какими бы грозными ни были декорации, возведенные в немалом количестве и за немалые деньги, самое главное в этом сражении – бои – оставляют желать лучшего. Как ни печально.
"Сталинград" красен моментами. Взглядом старика на горящий город. Взглядом немца на последнее указание русского солдата. Наводкой, которую сопровождают горькие слова в телефонной трубке, произнесенные неизвестным офицером. Все остальное – просто достойно внимания, особенно если не вдаваться в детали, внимание к которым и отличает хороший продукт ремесленника от превосходного творения сына искусства. Потому что с деталями, коих великое множество, здесь просто беда.
Автор: Роман Волохов
"Сталинград" – это не фильм, это одно сплошное противоречие, начиная с самого названия, которое при всем желании не вяжется с тем, что происходит в фильме. Всем нам прекрасно известно, что такое Сталинградская битва – одно из самых кровопролитных и крупномасштабных сухопутных сражений в истории, эвфемизм слова "Ад". Долгая война, которая, кажется, никогда не закончится; вечная смерть, которая рано или поздно настигнет каждого; место, после которого Преисподняя, куда отправляются павшие бойцы на перегруппировку, покажется Раем. И все это – в бьющих по мозгам, беспрецедентных масштабах.
Что видим в фильме? Знаменитый фонтан "Бармалей". И несколько примыкающих к нему домов. Все. "Сталинград", по сути, кино предельно камерное для военного жанра. Вся массовка здесь ушла в несколько минут пролога – зрелищных, надо заметить, которые, впрочем, не избежали тяжелой поступи совершенно бессмысленных и даже раздражающих рапид. Остальное – небольшая повесть о том, как считанные единицы советских солдат обороняли один-единственный дом, настолько ключевой и решающий для войны, что его никак не мог сравнять с землей Вермахт. Словом, с таким же успехом фильм можно было бы назвать в честь любого другого города-героя – мало что изменилось бы.
Но это камерное кино, спрятанное за столь одиозных названием, заслуживает внимания. Стоит лишь отбросить совершенно лишнюю чушь про Фукусиму и пятерых отцов (на качественную интригу можете не надеяться, все будет предельно просто и вполне себе в рамках возрастного рейтинг), как все вдруг загорается всепроникающей атмосферой разрухи и гибели, посреди которой пытаются выжить – и даже пожить – несколько братьев по оружию. В маленьком доме, прообразом которого, если верить слухам, послужил Дом Павлова. Трехэтажном, с чердаком и подвалом, просторными комнатами и крупными парадными – но все равно маленьком, крошечном, одиноком и держащимся из последних сил между молотом и наковальней, этими двумя исполинскими военными машинами.
Обидно, правда, что в какой-то момент между этими машинами проводят знак тождества – точнее, между их руководителями, что выглядит довольно таки подло в контексте как происходящего, так и истории. Но и не с таким сталкивались, не привыкать. Другое дело, что домик, несмотря ни на что, продолжает стоять. И в нем продолжают жить Герои, с большой буквы, которым сочувствуешь, за которых болеешь и переживаешь. Которым хочется лично помочь, шагнув на экран и взяв в руки хоть бы и простой нож. Кто-то, конечно, справляется хуже – не будет указывать на него пальцем, кто-то (вроде немого певца романсов) – просто блестяще, так что остальным хоть съемочную площадку покидай. Не говоря уже про воплощение трогательной милости, невинности и простой, без изысков, красоты, Марию Смольникову.
Не отстает и немецкая сторона в лице Томаса Кречманна, своеобразного ветерана Сталинграда, который уже "воевал" в нем двадцать с лишним лет назад. Вместе со своей русской спутницей, они здесь – вторая любовная линия (не многовато-ли для военной драмы?), которая призвана раскрыть сущность войны, превращающую лучших представителей человеческого рода в стадо озверевших тварей, несущихся без оглядки куда хозяин укажет. Так себе раскрыли, честно говоря, а уж пламенной речью, которой офицер напутствовал своих солдат, вовсе загубили. Но все равно при этом следить за их взаимоотношениями достаточно интересно.
Уж не меньше, чем за "пятью отцами". Даже не смотря на то, что временами действие скатывается чуть ли не в фарс на грани абсурда, за который в военное время расстреляли бы по статье, наверное, предательство, либо что-то связанное с подрывом боеспособности сослуживцев и армии в целом... так вот, даже не смотря на все это – интересно. Уровень уже достаточный для того, чтобы игнорировать ляпы и просто наслаждаться зрелищем, не только в плане драматургии – умеренно, но и в плане визуальном. Как-никак, первый российских фильм в IMAX 3D формате, который снимали на эти же камеры. Плохого в принципе не могло получиться!
Если бы кто-то не пересмотрел Снайдера с его "Запрещенным приемом". Одно slow-mo – терпимо, две сцены – нормально, весь фильм про войну, в котором яростная рукопашка и перестрелки перемежаются с замедленными взмахами пока еще целых конечностей – это, наверное, в теории очень круто, но в реальности выглядит скверно. Так что какими бы насыщенными ни были краски компьютерных планов, какими бы грозными ни были декорации, возведенные в немалом количестве и за немалые деньги, самое главное в этом сражении – бои – оставляют желать лучшего. Как ни печально.
"Сталинград" красен моментами. Взглядом старика на горящий город. Взглядом немца на последнее указание русского солдата. Наводкой, которую сопровождают горькие слова в телефонной трубке, произнесенные неизвестным офицером. Все остальное – просто достойно внимания, особенно если не вдаваться в детали, внимание к которым и отличает хороший продукт ремесленника от превосходного творения сына искусства. Потому что с деталями, коих великое множество, здесь просто беда.
Автор: Роман Волохов
Всего комментариев: 47
Sharlto (Критик), постов: 2464
12 октября 2013, 20:21
| |
Так и знал. Скукатище |
Ольчик (Киноман), постов: 291
12 октября 2013, 20:21
| |
13 |
согласна с рецензией! моментами брало за душу, даже слеза накатилась, а моментами так скучно было... ожидала большего... но все равно фильм заслуживает внимания и времени, потраченного на просмотр, не жалко)) |
Dean24 (Критик), постов: 4636
12 октября 2013, 20:10
| |
12 |
Constance писал(а) 12 октября 2013, 20:08 Кое-где., основной старт 17-го Пойду 100%
После "Гравитации" самый ожидаемый фильм осени) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
12 октября 2013, 20:08
| |
11 |
Dean24 писал(а) 12 октября 2013, 18:23 Она разве уже вышла? О_о Кое-где., основной старт 17-го |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
12 октября 2013, 20:07
| |
11 |
darkwhite писал(а) 12 октября 2013, 18:19 Давайте будем использовать слово "профессионал", а то от гениев уже живот крутит. То Нолан, то Куарон Договорились |
Dean24 (Критик), постов: 4636
12 октября 2013, 18:23
| |
12 |
Constance писал(а) 12 октября 2013, 16:19 Заядлые киношники так и делают. Но я сегодня с бОльшим удовольствием посмотрела "Гонку". Это о-б-а-л-д-е-н-н-о ... Она разве уже вышла? О_о |
darkwhite (Критик), постов: 31657
12 октября 2013, 18:19
| |
13 |
Andrew писал(а) 12 октября 2013, 18:17 Однозначно:) Давайте будем использовать слово "профессионал", а то от гениев уже живот крутит. То Нолан, то Куарон |
Andrew (Главный редактор), постов: 74998
12 октября 2013, 18:17
| |
|
Constance писал(а) 12 октября 2013, 16:19 Заядлые киношники так и делают. Но я сегодня с бОльшим удовольствием посмотрела "Гонку". Это о-б-а-л-д-е-н-н-о ... Однозначно:) |
darkwhite (Критик), постов: 31657
12 октября 2013, 16:27
| |
13 |
s338 писал(а) 12 октября 2013, 16:24 Блин все настроение испортили, а я только фильм собрался посмотреть.Нах... вообще все это читал. Спокуха - ит из мэйд ин раша:)) |
s338 (Киноман), постов: 286
12 октября 2013, 16:24
| |
14 |
Блин все настроение испортили, а я только фильм собрался посмотреть.Нах... вообще все это читал. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды