Рецензия к фильму "Машина Джейн Мэнсфилд". Сага о Колдуэллах
Наконец-то Билли Боб Торнтон, актер, сценарист, режиссер, некоторым больше известный как второй муж Анджелины Джоли, осуществил благодаря продюсеру Александру Роднянскому свой режиссерский проект мечты, "лебединую песню", которым болел много лет. И спустя год после премьеры российские зрители также могут с ним познакомиться.
Фильм в первую очередь семейная сага с элементами биографии самого Торнтона, даже сага о двух драматическим образом связанных семьях, во вторую очередь антимилитаристский и патриотический памфлет, в третью эссе о национальных особенностях характера американцев и британцев. А по большому счету это размышление o традициях, преемственности поколений, о том как мы все в повседневной жизни далеки и изолированы друг от друга, но в трагический момент оказывается, что эти барьеры иллюзорны и не толще папиросной бумаги. И о бурном 1969-м, когда вся Америка курила травку, принимала вместо завтрака ЛСД и митинговала против войны во Вьетнаме.
Семья Колдуэллов — "традиционные" американские южане. Патриарх семьи Джим (Роберт Дюваль) ветеран первой мировой, крут, эмоционально замкнут, отец четырех детей. Сын Кэрролл (Кевин Бейкон), ветеран второй мировой, хиппи со всеми вытекающими, пацифист, отец 18-летнего отпрыска. Сын Скип (Б.Б.Торнтон), ветеран второй мировой, военный летчик, горел в самолете, довольно странный, своей семьи нет, коллекционирует машины и случайных девушек. Сын Джимбо (Роберт Патрик), служил в армии, но в боевых действиях не участвовал, завидует военным наградам братьев, женат, отец взрослого сына. Дочь Донна (Кэтрин ЛаНаса), эмансипе крайне свободных нравов, замужем, мать двух взрослых дочерей. Мать семейства Наоми (Типпи Хедрен) 20 лет назад оставила мужа и детей, уехала в Англию, там замужем за Кингсли Бедфордом (Джон Херт), ветераном первой мировой, истинным британцем. У Кингсли двое детей от первого брака — сын Филипп (Рэй Стивенсон), участник второй мировой, всю войну провел в японском плену, в разводе; дочь Камилла (Фрэнсис О`Коннор), эмансипе, не замужем.
В самом начале фильма Наоми Колдуэлл-Бедфорд умирает и британская семья, выполняя ее завещание, везет останки в Алабаму для захоронения. И вся эта большая разномастная компания собирается на несколько дней в доме Колдуэллов. Бэдфорды чужаки и "враги" по определению, но и Колдуэллы живут каждый своей жизнью и даже находятся в контрах друг с другом. Хотя уже из одного перечисления персонажей этой "пьесы" ясно, что помимо кровного родства у них масса поводов для общения. В результате общение оказывается весьма бурным и плодотворным и переворачивает все априорные представления о персонажах. Патриарх, оказывается, не так нетерпим, как представлялся; кровные узы значат больше, чем негласно установилось в последние годы; а британцы не чопорные, но даже более впечатлительные и взрывные, чем американцы.
Мотив "традиционности" и "преемственности" многократно подчеркивается разными мелочами. Джим Колдуэлл часто употребляет слово "янки", которым он себя противопоставляет. У английских гостей дом Колдуэллов вызывает ассоциации c "Унесенными ветром". К тому же у Колдуэллов, как и в романе, черная прислуга, которая как часть семьи и души не чает в бывшей хозяйке Наоми, а сама Наоми по рассказам такой же вулкан как Скарлетт О`Хара.
Что касается военной темы, Торнтон почти ставит знак равенства между "мужчиной" и "воином", поскольку два старших поколения прошли первую и вторую мировую соответственно, а младшее вот-вот отправится во Вьетнам. И хотя война страшная мясорубка, военная служба здесь становится частью семейных традиций и неизбежным этапом возмужания. Мужская доминанта так сильна в фильме, что граничит с мужским шовинизмом, что однако не мешает парочке скоротечных, но оттого не менее горячих англо-американских романов.
С Торнтоном знакома только в качестве актера, более всего ценю его работы в драме братьев Коэн "Человек, которого не было", черной комедии "Плохой Санта" Терри Цвигоффа, триллере "Ледяной урожай" Харольда Рэмиса. С Торнтоном-режиссером и сценаристом сталкиваюсь впервые. Сценарий, учитывая долгую историю фильма, писался давно. История довольно живая, с черным юмором и шуточками на грани фола — подлить деду ЛСД в чай; почитать голышом стихи, пока кто-то, глядя на тебя, мастурбирует.
Некоторые приколы кажутся уж совсем подростковыми, тем более, что самому шутнику уже без малого 60. Как режиссер он не обидел себя ролью, и его летчик Скип один из самых ярких и героических персонажей. Заслуга Торнтона как режиссера в том, что он не стесняется просто собрать в кадре хороших, даже легендарных, актеров и позволить зрителю без лишней суеты и диалогов ими полюбоваться. И вообще полюбоваться красивой природой, уютными интерьерами, послушать хорошую музыку. Но это и главный огрех фильма, потому что несколько нахально компенсирует вялый темп повествования. Из актеров наиболее органичным мне показался Кевин Бейкон, хиппарь, специалист по "расширению сознания" с помощью травки, лучший отец и образец лояльности и гуманности.
Название фильма - "Машина Джейн Мэнсфилд" - имеет косвенное отношение к истории. У Джима Колдуэлла странное хобби - ездить на место свежих автомобильных аварий, посмотреть на искореженные машины и изуродованные тела. И когда местные власти выставляют на обозрение в качестве платного аттракциона машину, в которой разбилась двумя годами раньше кинозвезда и секс-символ 1950-х Джейн Мэнсфилд, Джим не может удержать любопытства, хотя и машина уже наверняка не та, и история быльем поросла.
Автор: Татьяна Федотова
ClubStyle (Критик), постов: 17905
3 октября 2013, 22:49
| |
13 |
Человек которого не было, помню для меня было необычным опытом видеть Торнтона в данной роли. Шикарная статья, рецензией трудно назвать:) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
3 октября 2013, 22:32
| |
11 |
brune писал(а) 3 октября 2013, 17:40 Обилие имен в скобках обещает интересные образы, и, надеюсь, историю.
Если не видели Бандитов 2001-го, рекомендую. ... Да, Бандиты это хорошо. Кейт такая рыжая оторва, в Жасмин она бледная тень себя тогдашней. Машина Джейн Мэнсфилд будет поскучнее, пожалуй |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26151
3 октября 2013, 17:40
| |
15 |
Обилие имен в скобках обещает интересные образы, и, надеюсь, историю.
Если не видели Бандитов 2001-го, рекомендую. Потрясающее трио Торнтона, Бланшетт и Уиллиса (эх, Брюс, как ты хорош в таких ролях...) |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.36 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |