Рецензия к фильму "Жасмин". Американская трагедия 2013
Вуди Аллен после 10-летнего европейского турне вернулся в Штаты к домашним американским трагедиям. В большинстве комментариев к фильму отмечается сходство истории, рассказанной им в "Жасмин", с пьесой Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание" 1947 года с поправкой, соответственно, на социальный контекст 2013. Если принять эту версию, то Вуди Аллен предстает плагиатором и неловким интерпретатором, закамуфлировав оригинальную пьесу, в которой драматическое напряжение звенит как сильно натянутая струна, под свой обычный фарс, добавив суеты и умножив число персонажей. Примерно то же было с "Матч поинт", переложением романа "Американская трагедия" Теодора Драйзера. Получит ли новый опыт признание академиков и статус авторского оригинального сценария?
Все зрители и рецензенты очень комплиментарно отзываются об игре Кейт Бланшетт в фильме, и этот факт неоспорим. Почти все с сочувствием или по крайней мере снисхождением воспринимают также и ее героиню, которая лишается привычно роскошного образа жизни, а вслед за этим и рассудка, оказываясь недостаточно выносливой для жизни "на дне", хотя до настоящего дна ей еще далеко. Однако никто даже вскользь не упоминает, что своего мужа (Алек Болдуин), крупного финансового махинатора, она сама сдала ФБР в отместку за измену. Так что сочувствуем мы, если сочувствуем, не мягкотелой, изнеженной, беспомощной интеллигентке, но довольно мстительной и весьма прагматичной во многих отношениях особе. Алкогольная и лекарственная, чтобы не сказать наркотическая, зависимость и пребывание в сфере собственных грез не мешают ей адекватно и быстро реагировать на появление на горизонте перспективного политика с неограниченными финансовыми возможностями (Питер Сарсгаард).
И все же персонаж Кейт Бланшетт плохо встраивается в обыденность, она вещь в себе, с романтическим ореолом, даже ее псевдоним Жасмин дышит духами и ночными туманами. И сама Кейт, к счастью, не растворилась в вудиалленовском фарсе, а играет свою драму. Изысканная, роковая, таинственная и талантливая, она придала фильму "Жасмин" космического сияния и вывела его, и вместе с ним имидж самого Аллена, на новую драматическую высоту. Что не удалось в такой мере другим роковым и талантливым блондинкам, ангажированным Вуди хотя бы в последние годы — Скарлетт Йоханссон ("Матч пойнт", "Сенсация", "Вики Кристина Барселона"), Эван Рэйчел Вуд ("Будь что будет"), Наоми Уоттс ("Ты встретишь таинственного незнакомца"), Рэйчел МакАдамс ("Полночь в Париже"), Грета Гервиг ("Римские приключения").
Тяжелый период своей жизни Жасмин переживает в доме сестры (Салли Хокинс). Салли создает хороший контраст для Жасмин, она открыта, общительна, не делает из жизни драму, беззаботна как у Майка Ли ("Беззаботная"), хрупка как подросток, но справляется одновременно с бывшим мужем (Эндрю Дайс Клэй), постоянным бойфрендом (Бобби Каннавале) и временным партнером ( Луис С.К.). Приглашение последнего, стендап-комика, хорошо укладывается в контекст видения Алленом своих фильмов как непрерывного скетч-шоу. Вуди оставляет актерам много пространства для импровизаций на площадке и сочные образы, особенно второго плана, результат не только и не столько его директив, сколько актерской спонтанности. Здесь Бобби Каннавале особенно ярок, колоритен в стиле Адриано Челентано и пострижен по последней моде 2013, как Гордон-Левитт в своем режиссерском дебюте и Джилленхол в "Пленницах".
Вуди Аллен десятилетиями твердо придерживается принципа один фильм в год. Это, возможно, несколько ремесленный подход к творчеству, впрочем, он всю жизнь снимает один и тот же фильм в разных декорациях, в разных жанрах от интеллектуального авторского кино до комедии абсурда, с разной степенью психологизма, с разными актерами, в последние годы на разных континентах. Фильм об интеллигентском самокопании на обочине "большой" жизни, вдали от катастроф, революций, поступков и волевых решений. Иногда, кажется, до сих пор приглашает зрителей на своеобразный капустник в стиле "Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить", хотя большинство уже давно переболели даже стадией горячего порно.
Тем не менее бренд "Вуди Аллен" по-прежнему актуален, и в свою интеллектуальную паутину Вуди затягивает все новых и новых актеров, которые воспринимают этот опыт как честь и почти необходимое крещение, и зрителей, которые, даже не являясь его горячими поклонниками, обязательно найдут что-то интригующее и свое среди его фильмов.
В "Жасмин", как и обычно у Аллена, шедевральный саундтрек, классика и джаз, который забирает едва ли не больше самой истории. Фильм по формату жанровый, но совершенно авторский и полный комизма. И, повторюсь, с хорошими актерскими работами.
Автор: Татьяна Федотова
karamazov (Киноман), постов: 159
30 сентября 2013, 23:01
| |
vudi genii. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
30 сентября 2013, 22:47
| |
14 |
-читал бы это и Теодор Драйзер. В заключение хочется спросить, за что вы так невзлюбили этого человека кино - Вуди Аллена?
P.S. Следующий раз, можно написать тоже, о (моём) новом лучшем фильме "Лучшее предложение" - 2013 года, где также ввести в сплошной парафин Джужеппе Торнаторе. Он тоже как и Аллен и режиссёр и сценарист и продюсер. Всё-же, хотелось о фильме отдельно, а о какой нибудь личности отдельно. Надеюсь за высказанное мнение не расстреляют. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
30 сентября 2013, 22:26
| |
14 |
Как провокация - эта статья очень понравилась. Можно бы было ещё дёгтя вылить на старичка Аллена. Я думаю, он бы сам в свои 78 лет достойно ответил.
Рецензия не понравилась по многим причинам. И не потому, что у меня этот Вуди Аллен входит в тройку самых лучших и смысловых режиссёров мира. А потому, что вы слишком много уделили времени, а верней наклёпу на бедного старичка Вуди, причём очень недостойно и напрасно. И следовательно самому фильму, как и идее, не дали никаких шансов. Соответственно, как статья - имеет место быть. Рецензия заставляет желать лучшего. По прочитке, становится очевидно только гениальная игра феминизма, одной женской роли. Да вот ещё музыка, которая оказывается вытянула весь фильм. Как и до небес преподнесённая Кейт Бланшетт. Оказывается это она "сделала" весь фильм. В следующий раз, так и пишите, что Вуди Аллен здесь вообще не причём, а так послужил как ворчливый старик. Ваши сравнения начинают пугать меня всё больше, особенно "Американская трагедия". Проч |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.07 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |