px

Рецензия к фильму "Джобс: Империя соблазна". Думай иначе

20.09.2013
Рецензия к фильму Джобс: Империя соблазна. Думай иначе
Если не самим фильмом, то работой, которая была над ним проделана, Джобс бы наверняка остался доволен. Потому что думать как все ему было противно. Слишком скучно, слишком неэффективно, бесмысленно, вредно. Надо было всегда искать новые пути решения, которые приведут к единственно возможному результату, идеальному результату, плодами которого сможет воспользоваться совершенно любой – от хакера и программиста до дворника и домохозяйки. Чтобы стать первым, чтобы стать лучшим, всегда приходилось думать иначе. И он думал. И становился.

Независимый байопик Джошуа Майкла Штерна, "Джобс: Империя соблазна", охватывая время от начала работы двух Стивов в гараже над первым Apple’ом и до вынесенной в пролог презентации iPod’а, повествует о становлении Стива Джобса в качестве не просто одного из пионеров информационных технологий, но их локомотива, который вечно стремится не просто попасть на острие прогресса, а самому это острие должным образом наточить. Становлении человека, который, верный завету Алана Кэя, не прогнозировал будущее, а изобретал его.

И на фигуре этого человека фильм максимально сосредоточен. Все здесь вращается вокруг него, камера боится оставить его лицо или тело за кадром дольше, чем на несколько мгновений, персонажи если не говорят о нем, то говорят о его идеях, на всем подряд лежит его отпечаток и временами разве что закадрового голоса не хватает. Впрочем, он здесь совершенно и не нужен – характер и помыслы Стива, а также их эволюция, прекрасно раскрываются через его отношение к окружающим и к работе. И оно продемонстрированно совершенно без прикрас.

Даже, пожалуй, местами утрированно. Не один лишь перфекционизм и трудолюбие были ему ведомы, обратные стороны медали качественной работы – деспотия, несдержанность, гипертрофированная самоуверенность на грани самовлюбленности, нежелание считаться с чужим мнением, которое он не разделяет – всему этому времени уделяют ничуть не меньше. Более того, его положительные и отрицательные качества тасуют между собой, переплетают и смешивают, словно экспериментируя, стараясь показать как можно более реального, правдоподобного человека – и у сценариста-дебютанта Мэтта Уайтели это неплохо получается.

Стив обожает работу, стремиться все сделать максимально качественно, удержать все в своих руках и распространить свое влияние как можно дальше – и из-за этого ему приходится срываться на крик, игнорировать идеи, которые он считает глупымм, грубо отвергать все лишнее, в том числе и людей, которые стали мешаться его пути, воевать против тех, кто его пытается ограничить, устранять тех, кто не разделяет его философию, и делать что-то, очень похожее на месть, но что по сути является лишь естественным ходом событий. Он готов долгие годы работать над своими детищами, делая их все лучше и лучше, но без особых потрясений – если не считать небольшой сцены в комнате – отказывается от собственного дитя при подтвержденном экспертизой отцовстве.

И если по последнему пункту он вскоре исправляется – правда, его личной жизни вообще очень мало места уделено, но то, что есть, очень меткими и точными штрихами достаточно хорошо описывает его отношение и к биологическим родителям, и к биологическим детям – то в остальном он остается упрямым, бестактным и бескомпромиссным творцом до самого конца. У него нет времени растрачиваться на бессмысленные сантименты, обдумывая, как бы поделикатнее сообщить человеку о том, что он теперь за бортом – надо еще слишком много, невероятно много успеть сделать.

Все это становится еще реалистичнее благодаря Эштону Катчеру, который не только внешне невероятно похож на настоящего Стива, но и здорово потрудился над тем, чтобы полностью в него превратиться. Перекопав тонны видео-материала и различных интервью, он полностью воссоздавал Джобса на экране не только в чертах лица, но и в походке, в жестах, в мимике, даже, наверное, в интонации, а еще – во взгляде, источающим нечеловеческие дозы уверенности и непоколебимости в окружающих. Актер прекрасно понимает, что на нем волей-неволей держится практически весь фильм, как Apple держалась на своем основателе, и потому выкладывается не просто по полной, а на пределе сил – работа над образом даже привела его к проблемам с поджелудочной железой, так как он стал питаться как Стив. Но, пожалуй, первое и самое важное, что он сделал, чтобы стать похожим на Джобса – это стал работать, как он. И у него получилось.

Увы, по иронии судьбы, главное, от чего страдает фильм – то, с чем Джобс всю жизнь боролся: он, при всем своем качестве, совершенно выхолощенный. Авторы явно стремились, подражая Стиву, сделать все единственно верным способом, расставить все на свои места и превратить картину в образец того, чем должен быть байопик. И вроде все очень грамотно и последовательно, упорядоченно, продуманно, чуть ли не структурировано... но лишено какой-то искры. То ли эмоциональной, несмотря на всю вдохновляющую музыку и выразительные речи, то ли атмосферы не хватает, при всех этих кампусах, гаражах и офисах, в которых люди дружно творят будущее.

Авторы аккуратно, почти с трепетом воспроизводят факты из биографии Стива (вплоть до положенных на стол босых ног), лепят из создаваемого образа оригинал, стараются разнообразить действие и вплести мелкие детали, не говоря уже о непростых взаимоотношениях между персонажами, выходящими за рамки сотрудничества и субординации. Но все в итоге сводиться к простому повторению схемы "загорелся идеей – проявил волю – убрал лишнее/лишних – реализовал идею – пришел к бешеному успеху" несколько раз в течение фильма. И не приходится сомневаться, что все так и было в реальной жизни, но вряд ли настолько бесхитростно, если не сказать топорно, как это представляют.

И все же надо отдать должное создателям картины. Хоть в оригинале – "jOBS" название и отдает не столько почтением, сколько ехидством (очевидно вопреки желанию авторов), над самим фильмом они потрудились на славу. Кто ж виноват, что они – не Стивы Джобсы, чтобы сделать все идеально, а потом усовершенствовать до еще более идеального варианта? Зато все, что лично они могли, они сделали. И если не самим фильмом, то работой, которая была над ним проделана, Джобс бы наверняка остался доволен.

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 20
Constance (Киноакадемик), постов: 17003
20 сентября 2013, 20:51
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Guest писал(а) 20 сентября 2013, 20:39
Это противоречие будет, по понятным причинам, сопровождать любой байопик о Джобсе, какой бы нетрадиционной постановка ...
Да, фильм вполне добротный. Очень рада, помимо прочего, присутствию в нем Дермота Малруни и Мэтью Модайна. Оба Мужики, смотреть приятно, но держатся на расстоянии от мейнтрима (третьего Бэтмана с Модайном не считаю - это исключение). То ли по принципиальным соображениям, то ли агентов нужно менять.

Guest (Критик), постов: 3426
20 сентября 2013, 20:39
Аватарка пользователя Guest
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 20 сентября 2013, 19:13
Эштон действительно молодец. Лучшая часть фильма. В какие-то моменты тянет на двойника Джобса, похож до слез. Хотя ...
Это противоречие будет, по понятным причинам, сопровождать любой байопик о Джобсе, какой бы нетрадиционной постановка ни была. И авторы на этот счет иллюзий не питали, так что не стали экспериментировать, сняв все по известным лекалам, более полно раскрыв другие стороны его характера.

Guest (Критик), постов: 3426
20 сентября 2013, 20:33
Аватарка пользователя Guest
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 20 сентября 2013, 17:32
Слушай, по роликам вообще не вдохновил меня Катчер. Говоришь, молодец?... Может в "длинном" метре по-другому ...
Местами выглядит чуть гротескно - в основном походка и, иногда, жесты - но в целом отлично. Да и совсем без гримеров, мне кажется, не обошлось - сходство невероятное. Ну, разве что в прологе его состарить толком не удалось :)

Constance (Киноакадемик), постов: 17003
20 сентября 2013, 19:13
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Эштон действительно молодец. Лучшая часть фильма. В какие-то моменты тянет на двойника Джобса, похож до слез. Хотя иногда у него получается утрированный Джобс, но не суть важно. Что касается "духа Джобса" в фильме - Джобс весь был в завтрашнем дне, а фильм неизбежно о вчерашнем. Это противоречие просто невозможно было преодолеть.

Kinohero (Киноман), постов: 5403
20 сентября 2013, 17:45
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
brune писал(а) 20 сентября 2013, 17:32
Слушай, по роликам вообще не вдохновил меня Катчер. Говоришь, молодец?... Может в "длинном" метре по-другому ...
Не, я уже знаком с критикой, там указано что конкретно не понравилось... тут ...


brune (Глава Киноакадемии), постов: 26066
20 сентября 2013, 17:34
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
eneydos писал(а) 20 сентября 2013, 17:06
А вот и рецензия от Романа. Я уж забеспокоился и начал думать, что рецензии будет писать только Татьяна Федотова ...
Ребят, ну неэтично такие вопросы на людях задавать... Личка для этого есть

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26066
20 сентября 2013, 17:32
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Guest писал(а) 20 сентября 2013, 16:22
Катчер молодец. Не стал злоупотреблять своим сходством с Джобсом, работал от души.
Слушай, по роликам вообще не вдохновил меня Катчер. Говоришь, молодец?... Может в "длинном" метре по-другому смотреться будет...

Kinohero (Киноман), постов: 5403
20 сентября 2013, 17:10
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
Guest писал(а) 20 сентября 2013, 16:22
Катчер молодец. Не стал злоупотреблять своим сходством с Джобсом, работал от души.
Скажи мне честно. Почему... тебе нравится ужасные фильмы и гадишь хорошие?

eneydos (Критик), постов: 2582
20 сентября 2013, 17:06
Аватарка пользователя eneydos
Больше 13 лет на сайте
13
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
А вот и рецензия от Романа. Я уж забеспокоился и начал думать, что рецензии будет писать только Татьяна Федотова (не в осуждение Татьяны).

Guest (Критик), постов: 3426
20 сентября 2013, 16:22
Аватарка пользователя Guest
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Катчер молодец. Не стал злоупотреблять своим сходством с Джобсом, работал от души.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Гладиатор 2
Дата выхода: 22 ноября 2024
Страна: США, Великобритания
Жанр:боевик, драма, исторический, приключения
Режиссер:Ридли Скотт
В главных ролях:Педро Паскаль, Дензел Вашингтон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Стало известно место нового сериала во временной шкале франшизы "Чужой"
Фильм "Злая: Сказка о ведьме Запада" стартует значительно лучше, чем ожидалось
Фильм Ридли Скотта собирает на старте меньше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды