Главная » Элизиум: Рай не на Земле » Все редакционные рецензии » Рецензия к фильму "Элизиум: Рай не на Земле". Штурмуя небеса
Рецензия к фильму "Элизиум: Рай не на Земле". Штурмуя небеса
10.08.2013
Вот и ускользнул Нил Бломкэмп из под опеки Питера Джексона, отправившись в сольное плавание по волнам кинематографа – и сразу же заприметил себе островок аккурат в фантастических владениях Дж. Дж. Абрамса. Только построить он на нем решил не парк развлечений, а трущобный городок с королевской резиденцией, в котором безжалостно проводит свои социальные эксперименты – даром, что в его распоряжении оказались куда большие средства, чем раньше. Вот только вместе с возросшим бюджетом возросла и ответственность, в первую очередь перед продюсерами, которые вложились в этот рай (в)неземной. Так что остается лишь гадать, что именно не самым лучшим образом повлияло на Бломкэмпа – творческая свобода, или давление инвесторов.
Но, увы, "Элизиум", после "Района №9" – это шаг назад. Прежде всего – в плане затрагиваемых Бломкэмпом проблем. Место ярко выраженного апартеида, со всеми его негативными последствиями, заняла спорная история об изоляции богатеев на стэнфордском торе (Джерард О’Нил был бы в восторге) от запертых на Земле бедняков. Оставляя в стороне связанные с ней логические промахи, можно лишь удивляться необычному решению превратить протагониста в антигероя – стоит только немного задуматься о его мотивах, как все сочувствие к этой эгоистичной натуре улетучивается, возвращаясь лишь в самом финале. Не сказать, что это плохо или хорошо, но для крупнобюджетного проекта, рассчитанного на массовую аудиторию и явно выставляющего главного героя с его окружением условно положительными персонажами... по меньшей мере непривычно.
В то же время, судя по акцентам и темпу повествования, Бломкэмп над этой составляющей особенно и не работал. Либо же его творческий запал остудили те же люди, на деньги которых и снимался фильм – очевидно, им по горло хватило нещадного возрастного рейтинга, чтобы рисковать еще больше, делая "Элизиум" фантастикой... не простой. Скажем, в лучших традициях Азимова или Брэдбери. Зато смотрится фильм легко и интересно. Вступление с прелюдией могут показаться затянутыми, но как только Мэтт Дэймон примеряет на себя экзоскелет, действие разгоняется до космических скоростей: локации сменяют друг друга быстрее, чем вращается Элизиум, а развитие событий планомерно заставляет персонажей искать новые и новые пути выхода из сложившейся ситуации.
Прямолинейность здесь очень условная: события сплетаются, расходятся, наслаиваются друг на друга и просто идут рука об руку, чтобы в один прекрасный – или ужасный – момент столкнуться, подарив всем участникам процесса новые проблемы. Предсказать, куда сюжет повернет в следующий раз, мягко говоря непросто, да и не возникает никакого желания. И пусть конечная цель ясна с самого начала, герои идут к ней самыми дремучими тропами – не искать же им легких путей, в самом деле! Это было бы слишком скучно. Здесь же времени на тоску просто не остается, но главное – при всех хитросплетениях, у героев не возникает никаких проблем с мотивацией! Вот что самое удивительно, что выгодно отличает "Элизиум" от многих фантастических – да и не только – лент. Даже антагонист в исполнении Шарлто Копли не вызывает особых вопросов – нам достаточно ясно дают понять, что он из себя представляет, чтобы он спокойно мог... поразвлечься.
Раз уж речь зашла о нем, то сложно поверить, что это тот самый Викус из "Района", рядовой работник госслужб, который, волею судьбы, был вынужден всеми силами бороться за свою жизнь, преодолевая бешеный страх и беспощадные гонения. Может, все дело в бороде, но он стал, во-первых, брутальной и огромной машиной для убийства, а во-вторых – чертовски харизматичной и жуткой, двуличной и безумной маньячиной. Причем отыгрывает все это Шарлто Копли на высшем уровне – что, если вспомнить еще и его комедийную роль из "Команды "А"", резко поднимает его актерские способности на новый уровень, уж никак не ниже уровня Мэтта Дэймона.
С которым, в свою очередь, не все так однозначно. Начать хотя бы с того, что ему досталась эта роль только после отказа от нее рэпера из Die Antwood и Эминема. Этот третий претендент, которому, в конечном итоге, и досталась роль, выглядит в ней несколько гротескно. Лысина ему идет, да и татуировки ничего, но, глядя здесь на него, первым делом вспоминается даже не бессмертный Джейсон Борн, а Уилл Хантинг. И хотя он эту проблему быстро преодолевает, начиная крушить и резать все на своем пути, периодически переводя дыхание от страха, какой-то незримый осадочек все же остается...
Кстати о резать и крушить – наблюдать за поединками этих двух терминаторов, особенно когда они в экзоскелетах – исключительно приятно. Было бы, если бы не оператор Трент Опалок. Про него вообще отдельный разговор – практически весь фильм он снял прекрасно, уверенно взирая сквозь объектив на панорамы как орбитального рая, так и милых сердцу Бломкампа трущоб и свалок (сложно не заметить любовь, которую тот к ним питает). Даже перестрелки его камера разглядывает чертовски увлекательно, грамотно используя рапиды, не говоря уже о более масштабных сценах, вроде различных крушений техники и захватов плацдармов.
Но стоит кому-то с кем-то начать драться – и все умения Опалока разом атрофируются, вместе с руками, которые начинают изгибаться под совершенно фантастическими углами и болтаться из стороны в сторону. Что особенно бесит в финале, когда интереснейший бой оказывается безбожно убит достигшим апогея операторским мандражом. Местами все становится и вовсе несмотрибельно, так что хочется взять... и отобрать камеру, установив на штатив в двух метрах от места схватки. Бедняга Дэймон будто кем-то проклят – операторы, по всей видимости, свято уверены, что экшен сцены с этим актером в принципе нельзя снимать как-то по-другому! Мистика.
Еще жаль, что самому Элизиуму внимания уделили откровенно мало. Показали его красоты, его обитателей, но что там к чему – не совсем понятно, и вызывает больше вопросов, чем ответов. Не говоря уже о несвойственных богатым людям глупостях, которые, похоже, нужны лишь чтобы оттенять героиню Джоди Фостер. Наверное, утрированный, но чертовски мощный персонаж, которого она также чертовски мощно сыграла – ее мотивация обоснованна и не вызывает особого отторжения, а небольшое развитие в самом конце ей идет лишь на пользу. Примерно в таком же ключе выступил и Уильям Фихтнер, разве что чуть менее ярко, но все равно отлично.
Впрочем, даже при таком раскладе с раем за небесами, картинка в фильме просто превосходная. На фоне многих прочих блокбастеров, здесь, по крайней мере, видно, куда ушли сто миллионов, хотя Бломкэмп себя малость разбаловал, если вспомнить бюджет и внешний вид "Района", даже при всем при этом он, пожалуй, один из немногих режиссеров в наше время, который, очевидно, аккуратно обращается с вверенными ему деньгами, не разбазаривает ими почем зря. Отчего не вызывает удивления рейтинг, подкрепленный достаточно кровавыми моментами – этот южноафриканец не стеснятся даже крупным планом показывать развороченное гранатой лицо, равно как и процесс, который к этому результату привел.
Так что, пожалуй, возвращаясь к главной проблеме "Элизиума", все-таки не продюсеры помешали Бломкэмпу, а он сам, точнее, отсутсвие направляющей руки. Джексон, может, и растерял былую хватку в своем "Хоббите", но "Район №9", теперь это уже очевидно, курировал умело. Из-за чего Нил теперь напоминает ребенка, который только учится ходить – стоило родителю перестать его поддерживать, как он стал падать, но не забывая при этом подниматься. Теперь остается лишь надеяться, что он научится не только ходить, но и бегать быстрее всех. И тогда кинофантастика, быть может, заиграет новыми красками.
Автор: Роман Волохов
Но, увы, "Элизиум", после "Района №9" – это шаг назад. Прежде всего – в плане затрагиваемых Бломкэмпом проблем. Место ярко выраженного апартеида, со всеми его негативными последствиями, заняла спорная история об изоляции богатеев на стэнфордском торе (Джерард О’Нил был бы в восторге) от запертых на Земле бедняков. Оставляя в стороне связанные с ней логические промахи, можно лишь удивляться необычному решению превратить протагониста в антигероя – стоит только немного задуматься о его мотивах, как все сочувствие к этой эгоистичной натуре улетучивается, возвращаясь лишь в самом финале. Не сказать, что это плохо или хорошо, но для крупнобюджетного проекта, рассчитанного на массовую аудиторию и явно выставляющего главного героя с его окружением условно положительными персонажами... по меньшей мере непривычно.
В то же время, судя по акцентам и темпу повествования, Бломкэмп над этой составляющей особенно и не работал. Либо же его творческий запал остудили те же люди, на деньги которых и снимался фильм – очевидно, им по горло хватило нещадного возрастного рейтинга, чтобы рисковать еще больше, делая "Элизиум" фантастикой... не простой. Скажем, в лучших традициях Азимова или Брэдбери. Зато смотрится фильм легко и интересно. Вступление с прелюдией могут показаться затянутыми, но как только Мэтт Дэймон примеряет на себя экзоскелет, действие разгоняется до космических скоростей: локации сменяют друг друга быстрее, чем вращается Элизиум, а развитие событий планомерно заставляет персонажей искать новые и новые пути выхода из сложившейся ситуации.
Прямолинейность здесь очень условная: события сплетаются, расходятся, наслаиваются друг на друга и просто идут рука об руку, чтобы в один прекрасный – или ужасный – момент столкнуться, подарив всем участникам процесса новые проблемы. Предсказать, куда сюжет повернет в следующий раз, мягко говоря непросто, да и не возникает никакого желания. И пусть конечная цель ясна с самого начала, герои идут к ней самыми дремучими тропами – не искать же им легких путей, в самом деле! Это было бы слишком скучно. Здесь же времени на тоску просто не остается, но главное – при всех хитросплетениях, у героев не возникает никаких проблем с мотивацией! Вот что самое удивительно, что выгодно отличает "Элизиум" от многих фантастических – да и не только – лент. Даже антагонист в исполнении Шарлто Копли не вызывает особых вопросов – нам достаточно ясно дают понять, что он из себя представляет, чтобы он спокойно мог... поразвлечься.
Раз уж речь зашла о нем, то сложно поверить, что это тот самый Викус из "Района", рядовой работник госслужб, который, волею судьбы, был вынужден всеми силами бороться за свою жизнь, преодолевая бешеный страх и беспощадные гонения. Может, все дело в бороде, но он стал, во-первых, брутальной и огромной машиной для убийства, а во-вторых – чертовски харизматичной и жуткой, двуличной и безумной маньячиной. Причем отыгрывает все это Шарлто Копли на высшем уровне – что, если вспомнить еще и его комедийную роль из "Команды "А"", резко поднимает его актерские способности на новый уровень, уж никак не ниже уровня Мэтта Дэймона.
С которым, в свою очередь, не все так однозначно. Начать хотя бы с того, что ему досталась эта роль только после отказа от нее рэпера из Die Antwood и Эминема. Этот третий претендент, которому, в конечном итоге, и досталась роль, выглядит в ней несколько гротескно. Лысина ему идет, да и татуировки ничего, но, глядя здесь на него, первым делом вспоминается даже не бессмертный Джейсон Борн, а Уилл Хантинг. И хотя он эту проблему быстро преодолевает, начиная крушить и резать все на своем пути, периодически переводя дыхание от страха, какой-то незримый осадочек все же остается...
Кстати о резать и крушить – наблюдать за поединками этих двух терминаторов, особенно когда они в экзоскелетах – исключительно приятно. Было бы, если бы не оператор Трент Опалок. Про него вообще отдельный разговор – практически весь фильм он снял прекрасно, уверенно взирая сквозь объектив на панорамы как орбитального рая, так и милых сердцу Бломкампа трущоб и свалок (сложно не заметить любовь, которую тот к ним питает). Даже перестрелки его камера разглядывает чертовски увлекательно, грамотно используя рапиды, не говоря уже о более масштабных сценах, вроде различных крушений техники и захватов плацдармов.
Но стоит кому-то с кем-то начать драться – и все умения Опалока разом атрофируются, вместе с руками, которые начинают изгибаться под совершенно фантастическими углами и болтаться из стороны в сторону. Что особенно бесит в финале, когда интереснейший бой оказывается безбожно убит достигшим апогея операторским мандражом. Местами все становится и вовсе несмотрибельно, так что хочется взять... и отобрать камеру, установив на штатив в двух метрах от места схватки. Бедняга Дэймон будто кем-то проклят – операторы, по всей видимости, свято уверены, что экшен сцены с этим актером в принципе нельзя снимать как-то по-другому! Мистика.
Еще жаль, что самому Элизиуму внимания уделили откровенно мало. Показали его красоты, его обитателей, но что там к чему – не совсем понятно, и вызывает больше вопросов, чем ответов. Не говоря уже о несвойственных богатым людям глупостях, которые, похоже, нужны лишь чтобы оттенять героиню Джоди Фостер. Наверное, утрированный, но чертовски мощный персонаж, которого она также чертовски мощно сыграла – ее мотивация обоснованна и не вызывает особого отторжения, а небольшое развитие в самом конце ей идет лишь на пользу. Примерно в таком же ключе выступил и Уильям Фихтнер, разве что чуть менее ярко, но все равно отлично.
Впрочем, даже при таком раскладе с раем за небесами, картинка в фильме просто превосходная. На фоне многих прочих блокбастеров, здесь, по крайней мере, видно, куда ушли сто миллионов, хотя Бломкэмп себя малость разбаловал, если вспомнить бюджет и внешний вид "Района", даже при всем при этом он, пожалуй, один из немногих режиссеров в наше время, который, очевидно, аккуратно обращается с вверенными ему деньгами, не разбазаривает ими почем зря. Отчего не вызывает удивления рейтинг, подкрепленный достаточно кровавыми моментами – этот южноафриканец не стеснятся даже крупным планом показывать развороченное гранатой лицо, равно как и процесс, который к этому результату привел.
Так что, пожалуй, возвращаясь к главной проблеме "Элизиума", все-таки не продюсеры помешали Бломкэмпу, а он сам, точнее, отсутсвие направляющей руки. Джексон, может, и растерял былую хватку в своем "Хоббите", но "Район №9", теперь это уже очевидно, курировал умело. Из-за чего Нил теперь напоминает ребенка, который только учится ходить – стоило родителю перестать его поддерживать, как он стал падать, но не забывая при этом подниматься. Теперь остается лишь надеяться, что он научится не только ходить, но и бегать быстрее всех. И тогда кинофантастика, быть может, заиграет новыми красками.
Автор: Роман Волохов
Всего комментариев: 31
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
10 августа 2013, 19:40
| |
11 |
Jay писал(а) 10 августа 2013, 19:29 а Наносят ответный удар и Красный штат? ;) Ответный ударный ДААА, а Штат я проигнорировала. |
Jay (Киноман), постов: 7609
10 августа 2013, 19:30
| |
14 |
Mr.Aufiderze писал(а) 10 августа 2013, 19:27 Про Кевина Смита вообще вопросов не должно быть))) та да, только вроде он решил завязать с кино(((((( |
Jay (Киноман), постов: 7609
10 августа 2013, 19:29
| |
14 |
Constance писал(а) 10 августа 2013, 19:27 Люблю его и его тусовку. Догма, Тусовщики, Клерки - в таком порядке, наверное. а Наносят ответный удар и Красный штат? ;) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
10 августа 2013, 19:27
| |
11 |
Jay писал(а) 10 августа 2013, 19:18 Бломкамп молодец, Эмерих красава...а что вы думаете о режиссере Кевине Смите, который месяц проучился на режа в ... Люблю его и его тусовку. Догма, Тусовщики, Клерки - в таком порядке, наверное. |
Mr.Aufiderze (Критик), постов: 8543
10 августа 2013, 19:27
| |
12 |
Jay писал(а) 10 августа 2013, 19:18 Бломкамп молодец, Эмерих красава...а что вы думаете о режиссере Кевине Смите, который месяц проучился на режа в ... Про Кевина Смита вообще вопросов не должно быть))) |
Jay (Киноман), постов: 7609
10 августа 2013, 19:18
| |
14 |
Constance писал(а) 10 августа 2013, 19:10 В защиту Бломкампа, хотя он в ней и не особо нуждается, напомню, что в этот фильм он вложил много собственных впечатлений ... Бломкамп молодец, Эмерих красава...а что вы думаете о режиссере Кевине Смите, который месяц проучился на режа в Канаде и для своего первого фильма продал свою коллекцию комиксов за 27 тыщ и снял на них Клерки? ;) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
10 августа 2013, 19:10
| |
11 |
В защиту Бломкампа, хотя он в ней и не особо нуждается, напомню, что в этот фильм он вложил много собственных впечатлений и размышлений. Он вырос в Южной Африке в далеко не привилегированных условиях, если не сказать на помойке, а в 18 лет переехал в Канаду и по контрасту попал в рай. И история в Элизиуме из разряда "не могу молчать". Ее собственно и фантастикой не назовешь, это доведенные до логического завершения болезни сегодняшнего цивилизованного общества. |
Fortis (Киноман), постов: 341
10 августа 2013, 18:06
| |
11 |
Весьма годный фильм. Для меня в одном ряду с "Обливионом" и "Звездным Путем" теперь. Порадовал сюжет, социальная тематика да и общая зрелищность. Кроме того этот фильм довольно брутальный, в сравнении с многими блокбастерами. Здесь находится место крови, бедности и действительно суровым злодеям. |
Moriarty (Зритель), постов: 907
10 августа 2013, 18:00
| |
11 |
Просто своим дебютным фильмом Нил поднял планку слишком высоко )) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26151
10 августа 2013, 17:39
| |
15 |
Тебе бы я десятку поставила, лучшее, что я читала про Элизиум)) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.36 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды