px

Рецензия к фильму "Тайна перевала Дятлова". Эхо мертвых

01.03.2013
Рецензия к фильму Тайна перевала Дятлова. Эхо мертвых

Приятно, что мир кино потихоньку добирается и до нашей родины, со всеми ее мистическими тайнами, от запретных зон Чернобыля и до перевалов на Урале. Пусть и не так качественно, как хотелось, но хоть какое-то движение. Однако все равно удивительно, как столь интригующая и жуткая тема, как гибель тургруппы Дятлова, до сих пор оставалась без внимания фильмоделов. Полвека прошло, но ничего, кроме документальных лент, кинематограф на эту тему не видел – до сего момента. Ренни Харлин, человек-скалолаз и просто крепкий орешек, наткнувшись на эту загадочную историю, сумел по достоинству оценить ее потенциал, пригласил сценаристов Энди Бриггса и Викрама Вита, и все завертелось… на месте. Потенциал оказался реализован, но в какую-то не ту сторону, так что получилось беспардонное нагромождение безумных идей одна на другую.

Не бойтесь опоздать на сеанс, даже на целый час. Пропустите вы лишь сказочный рассказ о поездке в далекую волшебную страну, где даже в самых отдаленных деревнях каждый врач психбольницы и хозяин забегаловки, не говоря уже про простого российского работягу и его мать-пенсионерку, без труда балакают на буржуйской мове. Где вас подбросят в горы за "спасибо" и напоят настоящим самогоном, где можно поснимать танцующих под рэп ребятишек и выживших из ума стариков, выглядывающих из окон. Где вам вроде бы не рады, но не прочь и помочь, а поезда РЖД самые… комфортные, уютные и, вообще, красота. Простите, увлекся.

Натужные кривляния американских студентов на камеру вызывают то странное чувство стыда, которое обычно испытываешь, глядя на откровенно халтурную работу другого человека. Как когда он пытается выдать за конечный продукт полусырой полуфабрикат, от одного запаха которого может ненароком произойти заворот кишок. Все это усугубляется уже ровно тысячу раз набившей оскомину псевдодокументалистикой, правда, не совсем понятно, то ли ее тут продвинули на шаг вперед, то ли над ней просто потешаются. Профессиональный оператор, готовый жениться на своей камере, и фигуристая девчушка со звукозаписывающим микрофоном наперевес, бегающие по российским захолустьям в поисках сенсации для диссертации – наверное, все-таки добрый такой стеб над коллегами по жанру. Будем надеяться.

А потом сошла лавина, и понеслась ересь по сугробам. Ересь в хорошем смысле этого слова, да простят меня Ожегов, Даль и прочие святые русского языка. Держу пари, Харлин сперва повыписывал половину сценаристов из "Остаться в живых" – наверняка даже без Линделофа дело не обошлось, чтобы они ему наклепали каркас сюжета, со всеми его страшными тайнами и прочими шалостями. А потом, то ли прогнал, нехороший дядька, то ли на кошмарных, неразглашаемых условиях повычеркивал их имена из титров, взяв Бриггса и Вита только для того, чтобы они подчистили фабулу на предмет нестыковок. И начал снимать получившуюся кучу мистических, конспирологических и прочих явлений разной степени адекватности.

О, поверьте, одной только Огромной Железной Дверью, мелькнувшей в трейлере, дело не обошлось. Сикрет Совьет Бункер лишь продолжает череду локаций, представляя из себя очередное место действия, в котором разворачивается ужасная вымышленная трагедия. О, это только начало. Вас с героями ждет увлекательное путешествие в лучших традициях одной известной игры про Чернобыль и его обитателей, бегающих за артефактами по всяким лабораториям в свободное от отстрела мутантов время. Дорогие товарищи Бриггс и Вит умудрились приплести сюда Филадельфийский эксперимент (Боже, даже не спрашивайте как), упомянули и Снежного человека, и человека-мотылька, а под конец так вовсе разошлись на полную катушку, отыскав причину всех необъяснимых явлений в мире, устроив для этого… это просто надо видеть.

И вроде развязка чем-то сверхоригинальным похвастаться не может – такое видели, и не по разу, в несметной туче других фильмов. Вот только в антураже Уральских гор и советской тайны это все выглядит, мягко говоря, нетривиально, особенно связанное друг с другом и практически не вызывающее логических нареканий. Конечно, придется додумывать некоторые вещи, вроде спуска лавины и вооруженных незнакомцев, каким-то образом найденной спасателями камеры (тут концовка вступает в прямое противостояние с завязкой), а за двадцать минут до конца уже примерно начинаешь догадываться, чем все для героев обернется. И самое главное – по сути, так до конца и не ответили, что стало причиной гибели девятерых советских студентов в далеком 59-ом. Да, можно включить фантазию и доработать версию сценаристов, правда, все равно останется несколько странностей. Это не очень приятно. Но во время сеанса об этом мало задумываешься – практически не бросается в глаза.

Да не до того, глаза и мозг другим заняты: тут еле успеваешь прикалываться над очередным сюжетным вывертом. Да, еще один фильм ужасов, превратившийся в сверхчерную комедию, увы и ах. Нет, конечно, в конце некоторые вещи задевают нервы, в основном за счет бесстыдного мелькания вплотную перед камерой, но напряжение так и не перерастает в страх. А еще графика местами прихрамывает, что в наше время просто непростительно. Да и сами актеры, которые хоть и оживают лишь тогда, когда начинают умирать, просто вписываются в обстановку, никак особенно ее не скрашивая. Хотя гибель первой жертвы – зрелище занятное и прям по-своему забавное, особенно стремительный проезд в камеру, ха-ха. (Господи, за смех над такими вещами я попаду в Ад).

Ренни Харлин, конечно, сдал с тех славных времен, когда у него в фильмах снимались будущие ветераны боевиков и хранители мирового порядка. Измельчал, если хотите. Разрушил надежды на сколько-нибудь вменяемое рассмотрение с художественной стороны тайны гибели группы Дятлова, выдал на-гора очередной ужастик (именно так, с уменьшительно-ласкательным суффиксом) про расходных студентов, снимающих очень страшное хоум видео. Но пошел по этому пути до конца, превратив Страшную Тайну в полный и кромешный ад, авангард и коммунизм, обыграв добрую половину официальных и неофициальных версий, от души добавив перцу собственной фантазии и сдобрив все это нео-клюквенным колоритом.

Пожалуй, единственное, что не вызывает противоречивых ощущений – это титры, в которых под грустную англоязычную песню демонстрируют реальные снимки похода группы. Пусть в фильме их тела распихали как попало в пределах одного склона, глядя на эти фотографии полувековой давности, сопровождаемые тонким английским голоском, внутри становится как-то грустно. Что бы там, той ночью ни случилось, у каждого из них впереди могла быть целая жизнь, а вместо этого она оборвалась, да еще таким жутким образом. Жалко их.

Автор: Роман Волохов



Всего комментариев: 11
OlegD (Критик), постов: 12066
1 марта 2013, 23:47
Аватарка пользователя OlegD
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Я так и думал)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Гладиатор 2
Дата выхода: 22 ноября 2024
Страна: США, Великобритания
Жанр:боевик, драма, исторический, приключения
Режиссер:Ридли Скотт
В главных ролях:Педро Паскаль, Дензел Вашингтон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Фильм "Злая: Сказка о ведьме Запада" стартует значительно лучше, чем ожидалось
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации
Награждения
Наши рекорды