px

Рецензия к фильму "Метро". Свет в конце тоннеля

22.02.2013
Рецензия к фильму Метро. Свет в конце тоннеля
Похоже, наш любимый кинематограф все-таки отыскал жанр, в котором не падает лицом в грязь. По крайней мере, не упал. Кажется, первый российский фильм-катастрофа – про затопление метрополитена – воодушевляет. Не благодаря чаяниям и устремлениям персонажей, которые – кто бы мог подумать – в конце концов, все-таки побеждают обстоятельства. А благодаря качеству продукта, как бы не было непривычно видеть подобное словосочетание при разговоре о российском кино. О, да, при всех своих недостатках, "Метро" обладает той главной отличительной чертой, которой лишены большинство "популярных" отечественных "блокбастеров" последних лет – его можно смотреть.

Прежде всего, перед нами лишнее подтверждение простого правила: любой степени режиссерский талант ничто без более-менее внятного сценария. Антон Мегердичев, на свою голову постановщик шедевральных боев с тенью в темных мирах, к нашему общему счастью, наконец-то получил в руки нормальный скрипт – и понеслась… не стану рассуждать о технических ляпах и недоработках, о том, насколько все происходящее возможно в реальной жизни и соответствует теории – тем более, что в вопросах знаменитого московского метро и не менее знаменитой точечной застройки ваш слуга, к своему стыду, профан. Посему отдаю увлекательный процесс высмеивания технической безграмотности на откуп вам.

Конечно, в фабуле есть неприятные места. К примеру, излишне затянутая завязка, которая в дальнейшем оказывается ничем не оправдана. Этот костыль – нетрогательный любовный треугольник – в дальнейшем совершенно бесполезен, исполняя роль такого себе рудимента: "во всех фильмах-катастрофах есть семейная драма, а мы хуже?!" Хотя бы тем, как эта драма реализована – топорно и безыдейно. Добрый врач-Иисус, эгоистичный бизнесмен-Сатана и бегающее по городу чудо, за которое они боролись, а еще невинное дитя, куда ж без дитя, и вуаля – маленькая трагедия на фоне большой готова, плевать, что коктейль прокис, главное – и у нас есть!

И еще одна особенность, которой сценаристы явно злоупотребили: всяческое оттягивание финала и неизбежного спасения от души испытало нервы зрителей не только на прочность, но и на терпеливость. То есть, пока могучая кучка собирается и договаривается на фоне толп бегущих по тоннелю людей – мы не против, но вот все люди повыбегали, все репортажи отсняты, в эпицентр направляются спасатели, а наши все никак не уймутся. То по тоннелю пройдутся, догоняя, то в "бункер" залезут (бесполезный такой бункер), то обратно по тоннелю, то снова… туда-сюда, мечутся и молятся, и каждый раз вот-вот, и облом. Сперва интересно, потом – когда ж вас уже спасут, или хотя бы окончательно затопят, для разнообразия?! Утомляет.

Тем не менее, сцены не представляют собой традиционное нагромождение кадров, словно пленку нарезали и склеивали, кидая кости. Все последовательно и грамотно, выглядит законченным и обоснованным. Никаких перегибов, и, несмотря на впечатляющий хронометраж – не так много излишков, как могло быть. Диалоги не вызывают подсознательного отторжения – что, впрочем, отчасти заслуга актеров. А главное – при всей надуманности катастрофы, смотрится интересно и захватывающе, так что по ходу просмотра повод не вызывает нареканий. Как бы крамольные мысли в голову не полезли, вроде "чего только в жизни не бывает?".

Отдельный несомненный плюс – массовые сцены, что во время столкновения, что во время лихорадочного кросса дружной толпы, что во время спасения. Даже при всех рапидах, которые здесь, право, никак – ни положительно, ни отрицательно – не влияют на восприятие, зрелище эффектное во всех сценах. Состав слетает с рельсов, люди летают по салонам, чтобы горой прилечь друг на друга, кореженный метал, кровь, бесконечный тоннель, все прибывающая вода и полная неразбериха, ад, хаос и потоп. Не говоря уже про масштаб самих съемок – в кои-то веке наши не поскупились на полноразмерные макеты, тоннель и состав – в полную величину. И в кои-то веке видно, куда ушел бюджет. Эй, светила русского кинематографа, узрите, кого надо приглашать снимать масштабные кадры с кучей статистов!

Под стать количеству участников массовки – количество персонажей главных, второ- и третьестепенных ролей. От непростительно! малоизвестных Сергея Пускепалиса, Анатолия Белого и Катерины Шпицы с Алексеем Бардуковым и Еленой Пановой, плюс юное дарование Анфиса Вистингаузен, до целой, не побоюсь этого слова, плеяды знакомых лиц из телевизора и кино. Светлана Ходченкова, Александр Яковлев, Кирилл Плетнев, Сергей Сосновский, Владимир Стержаков, Станислав Дужников, Дмитрий Орлов и даже выписанный из, простигосподи, последней Бригады сын Макареевича, и вряд ли те, кто хотя бы вполглаза видели "Универ", упустят из виду эпизодическую роль Алексея Гаврилова. На лица фильм богат, этого не отнять – Мегердичев использовал понятие "масштаб" не только на экране, но и "за кулисами", да и многие могли бы отказаться от участия в подобном проекте?

Считайте рекорд по количеству имен в отдельно взятом абзаце установленным.

А как они все играют! Уж извините, что всех скопом и по методу "средняя температура по больнице", но на рассмотрение каждого по отдельности уйдет немало текста. Где-то лучше, где-то хуже, само собой, но в целом – слаженный механизм, которым отточенными движениями управляет режиссер. Даже неоднозначные, даже бессмысленные, даже глупые образы они все добросовестно отыгрывают до конца, словно от этого и впрямь зависит спасение выживших. Как следствие – в отчаянную борьбу уцелевших за жизнь действительно начинаешь верить всеми глазами, сердцем, душой и даже разумом.

Чудеса случаются – все мыслимые опасения, которые вызывали трейлеры, оказались ложными. Претензии есть, недостатки – куда ж без них? Чай не Голливуд, да и в нем такого пруд пруди. И какими бы (возможно) ни были, кхм, оригинальными технически аспекты вымышленной трагедии, нельзя не признать – первый российский крупнобюджетный фильм-катастрофа получился. Это даже можно говорить смело, без опаски – наши сняли качественный, хороший блокбастер! Интригующий, увлекательный, по-настоящему – в который раз произношу это слово? – масштабный, который даже не грех пересмотреть. Наверное, это будет голословное и преждевременное заявление, но пока есть шанс…

Похоже, свет в конце тоннеля ведет русское кино все же к реинкарнации, а не смерти.

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 37
Misteri18 (Зритель), постов: 2546
27 февраля 2013, 15:48
Аватарка пользователя Misteri18
Больше 14 лет на сайте
14
Kitana писал(а) 27 февраля 2013, 11:54
Может ещё не все потеряно? Может действительно стоит сходить в кино?.. Стоит обдумать этот вариант. Спасибо.
однозначно стоит

Kitana (Зритель), постов: 69
27 февраля 2013, 11:54
Аватарка пользователя Kitana
Больше 12 лет на сайте
12
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Может ещё не все потеряно? Может действительно стоит сходить в кино?.. Стоит обдумать этот вариант. Спасибо.

Misteri18 (Зритель), постов: 2546
26 февраля 2013, 20:52
Аватарка пользователя Misteri18
Больше 14 лет на сайте
14
Только что пришел с кинотеатра. после просмотра да и во время просмотра я понимал только одно, это лучший российский фильм который я когда либо видел, наконец нормально и в тему начали вставлять саундтреки. в Общем для меня этот фильм шедеврсовременного Российского кинематографа!
надеюсь фильм соберёт много денег и смогут снять что-то подобное в таком же стиле.

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
25 февраля 2013, 19:25
Аватарка пользователя Балиан
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Почти ровно пол бюджета за первые выходные собрано (без учёта раскрутки). Так глядишь без крутых конкурентов и на следующей неделе будет собирать (отзывы то хорошие). От души хочется чтобы не в минус прошел.

Ya-nina (Новичок), постов: 10
25 февраля 2013, 19:07
Аватарка пользователя Ya-nina
Больше 13 лет на сайте
13
Раз в полгода русское стоящее кино - это оптимистичный прогноз. Хотя судя по "Метро", жалко, что русский кинематограф редко балует нас. Кино понравилось достоверностью, нервом и человечностью.


Kluef (Новичок), постов: 20
25 февраля 2013, 12:37
Аватарка пользователя Kluef
Больше 13 лет на сайте
13
Приятно было вчера в кои-то веки увидеть хороший фильм нашего производства. Не делая скидок на то, что снимают у нас за дешево, актерам приходится растрачивать силы на сериалы и проходные псевдо-комедии, толковых сценаристов нет как класса. Может, в "Метро" и не все гладко, но смотрится фильм очень хорошо. Было интересно и здорово. Вот так и стоит снимать кино. Боюсь только, этот пример так и останется единичным. Где-то раз в полгода-год у нас и выходит стоящее русское кино.

Ale$$andro (Критик), постов: 1095
25 февраля 2013, 0:15
Аватарка пользователя Ale$$andro
Больше 14 лет на сайте
14
Балиан писал(а) 24 февраля 2013, 21:25
Согласен.
И ещё особенно противно смотреть, что при рейтинге фильма "Метро" в "+12" показывают трейлер ...
Меня это тоже вымораживает! Причем вырезки как на зло "подобраны"!

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
24 февраля 2013, 21:25
Аватарка пользователя Балиан
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Ale$$andro писал(а) 24 февраля 2013, 21:03
Потрясающая картина! Давно так не нервничал за персонажей. Во многих отзывов пишут типа: "как это получилось?", ...
Согласен.
И ещё особенно противно смотреть, что при рейтинге фильма "Метро" в "+12" показывают трейлер с рейтингом "+16" или даже "+18" и полнейшим тупизмом. А в зале могут быть ДЕТИ.

Ale$$andro (Критик), постов: 1095
24 февраля 2013, 21:03
Аватарка пользователя Ale$$andro
Больше 14 лет на сайте
14
Потрясающая картина! Давно так не нервничал за персонажей. Во многих отзывов пишут типа: "как это получилось?", "как такое смогли снять?" - и я к ним присоединяюсь. До сих пор невиданный жанр дал толчок российским режиссерам снимать достойное кино, а нам гордится, что оно российское. Хотя процесс такого перехода будет очень не скоро (реклама "Что Творят Мужчины?" перед сеансом мне это ясно дала знать), надо просто поднять пятую точку и отправится в библиотеку - наверняка найдется книга, которую можно экранизировать.
Еще один жанр, где мы можем "бахнуть" - истории основанные на реальных событиях! (только не военная и не про бандитов с копами) - по-моему, ПирамМмида довольно не плохо снята.
Сходил с девушкой на сеанс - впервые мы были в одинаковом восторге от фильма. И вам советую - НЕ ПРОПУСТИТЕ! Возьмите кого угодно - они вам спасибо скажут!

Lexus (Новичок), постов: 16
23 февраля 2013, 17:13
Аватарка пользователя Lexus
Больше 13 лет на сайте
13
Фильм очень и очень даже. Не ожидал. И снято хорошо, и актеры свое отработали, и главное, вся драма не оставляет этого часто возникающего после подобных фильмов чувства "пережатости". Все четко. Молодцы ребята!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды