px

Рецензия к фильму "Метро". Свет в конце тоннеля

22.02.2013
Рецензия к фильму Метро. Свет в конце тоннеля
Похоже, наш любимый кинематограф все-таки отыскал жанр, в котором не падает лицом в грязь. По крайней мере, не упал. Кажется, первый российский фильм-катастрофа – про затопление метрополитена – воодушевляет. Не благодаря чаяниям и устремлениям персонажей, которые – кто бы мог подумать – в конце концов, все-таки побеждают обстоятельства. А благодаря качеству продукта, как бы не было непривычно видеть подобное словосочетание при разговоре о российском кино. О, да, при всех своих недостатках, "Метро" обладает той главной отличительной чертой, которой лишены большинство "популярных" отечественных "блокбастеров" последних лет – его можно смотреть.

Прежде всего, перед нами лишнее подтверждение простого правила: любой степени режиссерский талант ничто без более-менее внятного сценария. Антон Мегердичев, на свою голову постановщик шедевральных боев с тенью в темных мирах, к нашему общему счастью, наконец-то получил в руки нормальный скрипт – и понеслась… не стану рассуждать о технических ляпах и недоработках, о том, насколько все происходящее возможно в реальной жизни и соответствует теории – тем более, что в вопросах знаменитого московского метро и не менее знаменитой точечной застройки ваш слуга, к своему стыду, профан. Посему отдаю увлекательный процесс высмеивания технической безграмотности на откуп вам.

Конечно, в фабуле есть неприятные места. К примеру, излишне затянутая завязка, которая в дальнейшем оказывается ничем не оправдана. Этот костыль – нетрогательный любовный треугольник – в дальнейшем совершенно бесполезен, исполняя роль такого себе рудимента: "во всех фильмах-катастрофах есть семейная драма, а мы хуже?!" Хотя бы тем, как эта драма реализована – топорно и безыдейно. Добрый врач-Иисус, эгоистичный бизнесмен-Сатана и бегающее по городу чудо, за которое они боролись, а еще невинное дитя, куда ж без дитя, и вуаля – маленькая трагедия на фоне большой готова, плевать, что коктейль прокис, главное – и у нас есть!

И еще одна особенность, которой сценаристы явно злоупотребили: всяческое оттягивание финала и неизбежного спасения от души испытало нервы зрителей не только на прочность, но и на терпеливость. То есть, пока могучая кучка собирается и договаривается на фоне толп бегущих по тоннелю людей – мы не против, но вот все люди повыбегали, все репортажи отсняты, в эпицентр направляются спасатели, а наши все никак не уймутся. То по тоннелю пройдутся, догоняя, то в "бункер" залезут (бесполезный такой бункер), то обратно по тоннелю, то снова… туда-сюда, мечутся и молятся, и каждый раз вот-вот, и облом. Сперва интересно, потом – когда ж вас уже спасут, или хотя бы окончательно затопят, для разнообразия?! Утомляет.

Тем не менее, сцены не представляют собой традиционное нагромождение кадров, словно пленку нарезали и склеивали, кидая кости. Все последовательно и грамотно, выглядит законченным и обоснованным. Никаких перегибов, и, несмотря на впечатляющий хронометраж – не так много излишков, как могло быть. Диалоги не вызывают подсознательного отторжения – что, впрочем, отчасти заслуга актеров. А главное – при всей надуманности катастрофы, смотрится интересно и захватывающе, так что по ходу просмотра повод не вызывает нареканий. Как бы крамольные мысли в голову не полезли, вроде "чего только в жизни не бывает?".

Отдельный несомненный плюс – массовые сцены, что во время столкновения, что во время лихорадочного кросса дружной толпы, что во время спасения. Даже при всех рапидах, которые здесь, право, никак – ни положительно, ни отрицательно – не влияют на восприятие, зрелище эффектное во всех сценах. Состав слетает с рельсов, люди летают по салонам, чтобы горой прилечь друг на друга, кореженный метал, кровь, бесконечный тоннель, все прибывающая вода и полная неразбериха, ад, хаос и потоп. Не говоря уже про масштаб самих съемок – в кои-то веке наши не поскупились на полноразмерные макеты, тоннель и состав – в полную величину. И в кои-то веке видно, куда ушел бюджет. Эй, светила русского кинематографа, узрите, кого надо приглашать снимать масштабные кадры с кучей статистов!

Под стать количеству участников массовки – количество персонажей главных, второ- и третьестепенных ролей. От непростительно! малоизвестных Сергея Пускепалиса, Анатолия Белого и Катерины Шпицы с Алексеем Бардуковым и Еленой Пановой, плюс юное дарование Анфиса Вистингаузен, до целой, не побоюсь этого слова, плеяды знакомых лиц из телевизора и кино. Светлана Ходченкова, Александр Яковлев, Кирилл Плетнев, Сергей Сосновский, Владимир Стержаков, Станислав Дужников, Дмитрий Орлов и даже выписанный из, простигосподи, последней Бригады сын Макареевича, и вряд ли те, кто хотя бы вполглаза видели "Универ", упустят из виду эпизодическую роль Алексея Гаврилова. На лица фильм богат, этого не отнять – Мегердичев использовал понятие "масштаб" не только на экране, но и "за кулисами", да и многие могли бы отказаться от участия в подобном проекте?

Считайте рекорд по количеству имен в отдельно взятом абзаце установленным.

А как они все играют! Уж извините, что всех скопом и по методу "средняя температура по больнице", но на рассмотрение каждого по отдельности уйдет немало текста. Где-то лучше, где-то хуже, само собой, но в целом – слаженный механизм, которым отточенными движениями управляет режиссер. Даже неоднозначные, даже бессмысленные, даже глупые образы они все добросовестно отыгрывают до конца, словно от этого и впрямь зависит спасение выживших. Как следствие – в отчаянную борьбу уцелевших за жизнь действительно начинаешь верить всеми глазами, сердцем, душой и даже разумом.

Чудеса случаются – все мыслимые опасения, которые вызывали трейлеры, оказались ложными. Претензии есть, недостатки – куда ж без них? Чай не Голливуд, да и в нем такого пруд пруди. И какими бы (возможно) ни были, кхм, оригинальными технически аспекты вымышленной трагедии, нельзя не признать – первый российский крупнобюджетный фильм-катастрофа получился. Это даже можно говорить смело, без опаски – наши сняли качественный, хороший блокбастер! Интригующий, увлекательный, по-настоящему – в который раз произношу это слово? – масштабный, который даже не грех пересмотреть. Наверное, это будет голословное и преждевременное заявление, но пока есть шанс…

Похоже, свет в конце тоннеля ведет русское кино все же к реинкарнации, а не смерти.

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 37
Misteri18 (Зритель), постов: 2546
27 февраля 2013, 15:48
Аватарка пользователя Misteri18
Больше 14 лет на сайте
14
Kitana писал(а) 27 февраля 2013, 11:54
Может ещё не все потеряно? Может действительно стоит сходить в кино?.. Стоит обдумать этот вариант. Спасибо.
однозначно стоит

Kitana (Зритель), постов: 69
27 февраля 2013, 11:54
Аватарка пользователя Kitana
Больше 11 лет на сайте
11
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Может ещё не все потеряно? Может действительно стоит сходить в кино?.. Стоит обдумать этот вариант. Спасибо.

Misteri18 (Зритель), постов: 2546
26 февраля 2013, 20:52
Аватарка пользователя Misteri18
Больше 14 лет на сайте
14
Только что пришел с кинотеатра. после просмотра да и во время просмотра я понимал только одно, это лучший российский фильм который я когда либо видел, наконец нормально и в тему начали вставлять саундтреки. в Общем для меня этот фильм шедеврсовременного Российского кинематографа!
надеюсь фильм соберёт много денег и смогут снять что-то подобное в таком же стиле.

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
25 февраля 2013, 19:25
Аватарка пользователя Балиан
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Почти ровно пол бюджета за первые выходные собрано (без учёта раскрутки). Так глядишь без крутых конкурентов и на следующей неделе будет собирать (отзывы то хорошие). От души хочется чтобы не в минус прошел.

Ya-nina (Новичок), постов: 10
25 февраля 2013, 19:07
Аватарка пользователя Ya-nina
Больше 13 лет на сайте
13
Раз в полгода русское стоящее кино - это оптимистичный прогноз. Хотя судя по "Метро", жалко, что русский кинематограф редко балует нас. Кино понравилось достоверностью, нервом и человечностью.


Kluef (Новичок), постов: 20
25 февраля 2013, 12:37
Аватарка пользователя Kluef
Больше 13 лет на сайте
13
Приятно было вчера в кои-то веки увидеть хороший фильм нашего производства. Не делая скидок на то, что снимают у нас за дешево, актерам приходится растрачивать силы на сериалы и проходные псевдо-комедии, толковых сценаристов нет как класса. Может, в "Метро" и не все гладко, но смотрится фильм очень хорошо. Было интересно и здорово. Вот так и стоит снимать кино. Боюсь только, этот пример так и останется единичным. Где-то раз в полгода-год у нас и выходит стоящее русское кино.

Ale$$andro (Критик), постов: 1095
25 февраля 2013, 0:15
Аватарка пользователя Ale$$andro
Больше 14 лет на сайте
14
Балиан писал(а) 24 февраля 2013, 21:25
Согласен.
И ещё особенно противно смотреть, что при рейтинге фильма "Метро" в "+12" показывают трейлер ...
Меня это тоже вымораживает! Причем вырезки как на зло "подобраны"!

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
24 февраля 2013, 21:25
Аватарка пользователя Балиан
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Ale$$andro писал(а) 24 февраля 2013, 21:03
Потрясающая картина! Давно так не нервничал за персонажей. Во многих отзывов пишут типа: "как это получилось?", ...
Согласен.
И ещё особенно противно смотреть, что при рейтинге фильма "Метро" в "+12" показывают трейлер с рейтингом "+16" или даже "+18" и полнейшим тупизмом. А в зале могут быть ДЕТИ.

Ale$$andro (Критик), постов: 1095
24 февраля 2013, 21:03
Аватарка пользователя Ale$$andro
Больше 14 лет на сайте
14
Потрясающая картина! Давно так не нервничал за персонажей. Во многих отзывов пишут типа: "как это получилось?", "как такое смогли снять?" - и я к ним присоединяюсь. До сих пор невиданный жанр дал толчок российским режиссерам снимать достойное кино, а нам гордится, что оно российское. Хотя процесс такого перехода будет очень не скоро (реклама "Что Творят Мужчины?" перед сеансом мне это ясно дала знать), надо просто поднять пятую точку и отправится в библиотеку - наверняка найдется книга, которую можно экранизировать.
Еще один жанр, где мы можем "бахнуть" - истории основанные на реальных событиях! (только не военная и не про бандитов с копами) - по-моему, ПирамМмида довольно не плохо снята.
Сходил с девушкой на сеанс - впервые мы были в одинаковом восторге от фильма. И вам советую - НЕ ПРОПУСТИТЕ! Возьмите кого угодно - они вам спасибо скажут!

Lexus (Новичок), постов: 16
23 февраля 2013, 17:13
Аватарка пользователя Lexus
Больше 13 лет на сайте
13
Фильм очень и очень даже. Не ожидал. И снято хорошо, и актеры свое отработали, и главное, вся драма не оставляет этого часто возникающего после подобных фильмов чувства "пережатости". Все четко. Молодцы ребята!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Моана 2
Дата выхода: 27 ноября 2024
Страна: США
Жанр:комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер:Дэна Леду Миллер
В главных ролях:Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Фильм "Злая: Сказка о ведьме Запада" стартует значительно лучше, чем ожидалось
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации
Награждения
Наши рекорды