px

Рецензия к фильму "Метро". Свет в конце тоннеля

22.02.2013
Рецензия к фильму Метро. Свет в конце тоннеля
Похоже, наш любимый кинематограф все-таки отыскал жанр, в котором не падает лицом в грязь. По крайней мере, не упал. Кажется, первый российский фильм-катастрофа – про затопление метрополитена – воодушевляет. Не благодаря чаяниям и устремлениям персонажей, которые – кто бы мог подумать – в конце концов, все-таки побеждают обстоятельства. А благодаря качеству продукта, как бы не было непривычно видеть подобное словосочетание при разговоре о российском кино. О, да, при всех своих недостатках, "Метро" обладает той главной отличительной чертой, которой лишены большинство "популярных" отечественных "блокбастеров" последних лет – его можно смотреть.

Прежде всего, перед нами лишнее подтверждение простого правила: любой степени режиссерский талант ничто без более-менее внятного сценария. Антон Мегердичев, на свою голову постановщик шедевральных боев с тенью в темных мирах, к нашему общему счастью, наконец-то получил в руки нормальный скрипт – и понеслась… не стану рассуждать о технических ляпах и недоработках, о том, насколько все происходящее возможно в реальной жизни и соответствует теории – тем более, что в вопросах знаменитого московского метро и не менее знаменитой точечной застройки ваш слуга, к своему стыду, профан. Посему отдаю увлекательный процесс высмеивания технической безграмотности на откуп вам.

Конечно, в фабуле есть неприятные места. К примеру, излишне затянутая завязка, которая в дальнейшем оказывается ничем не оправдана. Этот костыль – нетрогательный любовный треугольник – в дальнейшем совершенно бесполезен, исполняя роль такого себе рудимента: "во всех фильмах-катастрофах есть семейная драма, а мы хуже?!" Хотя бы тем, как эта драма реализована – топорно и безыдейно. Добрый врач-Иисус, эгоистичный бизнесмен-Сатана и бегающее по городу чудо, за которое они боролись, а еще невинное дитя, куда ж без дитя, и вуаля – маленькая трагедия на фоне большой готова, плевать, что коктейль прокис, главное – и у нас есть!

И еще одна особенность, которой сценаристы явно злоупотребили: всяческое оттягивание финала и неизбежного спасения от души испытало нервы зрителей не только на прочность, но и на терпеливость. То есть, пока могучая кучка собирается и договаривается на фоне толп бегущих по тоннелю людей – мы не против, но вот все люди повыбегали, все репортажи отсняты, в эпицентр направляются спасатели, а наши все никак не уймутся. То по тоннелю пройдутся, догоняя, то в "бункер" залезут (бесполезный такой бункер), то обратно по тоннелю, то снова… туда-сюда, мечутся и молятся, и каждый раз вот-вот, и облом. Сперва интересно, потом – когда ж вас уже спасут, или хотя бы окончательно затопят, для разнообразия?! Утомляет.

Тем не менее, сцены не представляют собой традиционное нагромождение кадров, словно пленку нарезали и склеивали, кидая кости. Все последовательно и грамотно, выглядит законченным и обоснованным. Никаких перегибов, и, несмотря на впечатляющий хронометраж – не так много излишков, как могло быть. Диалоги не вызывают подсознательного отторжения – что, впрочем, отчасти заслуга актеров. А главное – при всей надуманности катастрофы, смотрится интересно и захватывающе, так что по ходу просмотра повод не вызывает нареканий. Как бы крамольные мысли в голову не полезли, вроде "чего только в жизни не бывает?".

Отдельный несомненный плюс – массовые сцены, что во время столкновения, что во время лихорадочного кросса дружной толпы, что во время спасения. Даже при всех рапидах, которые здесь, право, никак – ни положительно, ни отрицательно – не влияют на восприятие, зрелище эффектное во всех сценах. Состав слетает с рельсов, люди летают по салонам, чтобы горой прилечь друг на друга, кореженный метал, кровь, бесконечный тоннель, все прибывающая вода и полная неразбериха, ад, хаос и потоп. Не говоря уже про масштаб самих съемок – в кои-то веке наши не поскупились на полноразмерные макеты, тоннель и состав – в полную величину. И в кои-то веке видно, куда ушел бюджет. Эй, светила русского кинематографа, узрите, кого надо приглашать снимать масштабные кадры с кучей статистов!

Под стать количеству участников массовки – количество персонажей главных, второ- и третьестепенных ролей. От непростительно! малоизвестных Сергея Пускепалиса, Анатолия Белого и Катерины Шпицы с Алексеем Бардуковым и Еленой Пановой, плюс юное дарование Анфиса Вистингаузен, до целой, не побоюсь этого слова, плеяды знакомых лиц из телевизора и кино. Светлана Ходченкова, Александр Яковлев, Кирилл Плетнев, Сергей Сосновский, Владимир Стержаков, Станислав Дужников, Дмитрий Орлов и даже выписанный из, простигосподи, последней Бригады сын Макареевича, и вряд ли те, кто хотя бы вполглаза видели "Универ", упустят из виду эпизодическую роль Алексея Гаврилова. На лица фильм богат, этого не отнять – Мегердичев использовал понятие "масштаб" не только на экране, но и "за кулисами", да и многие могли бы отказаться от участия в подобном проекте?

Считайте рекорд по количеству имен в отдельно взятом абзаце установленным.

А как они все играют! Уж извините, что всех скопом и по методу "средняя температура по больнице", но на рассмотрение каждого по отдельности уйдет немало текста. Где-то лучше, где-то хуже, само собой, но в целом – слаженный механизм, которым отточенными движениями управляет режиссер. Даже неоднозначные, даже бессмысленные, даже глупые образы они все добросовестно отыгрывают до конца, словно от этого и впрямь зависит спасение выживших. Как следствие – в отчаянную борьбу уцелевших за жизнь действительно начинаешь верить всеми глазами, сердцем, душой и даже разумом.

Чудеса случаются – все мыслимые опасения, которые вызывали трейлеры, оказались ложными. Претензии есть, недостатки – куда ж без них? Чай не Голливуд, да и в нем такого пруд пруди. И какими бы (возможно) ни были, кхм, оригинальными технически аспекты вымышленной трагедии, нельзя не признать – первый российский крупнобюджетный фильм-катастрофа получился. Это даже можно говорить смело, без опаски – наши сняли качественный, хороший блокбастер! Интригующий, увлекательный, по-настоящему – в который раз произношу это слово? – масштабный, который даже не грех пересмотреть. Наверное, это будет голословное и преждевременное заявление, но пока есть шанс…

Похоже, свет в конце тоннеля ведет русское кино все же к реинкарнации, а не смерти.

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 37
ol12sem8 (Новичок), постов: 29
4 мая 2015, 16:51
Аватарка пользователя ol12sem8
Больше 10 лет на сайте
10
Shippy писал(а) 1 марта 2013, 15:52
В общем-то, с рецензией согласна. Годное кино. Особенно метро шикарно сняли, и массовку - вот вроде куча людей, лица ...
полностью согласна

dablik (Новичок), постов: 48
22 сентября 2013, 0:45
Аватарка пользователя dablik
фильм супер,мне понравился!

eneydos (Критик), постов: 2583
28 марта 2013, 11:18
Аватарка пользователя eneydos
Больше 13 лет на сайте
13
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Посмотрел только что фильм и очень, очень удивлен.. Метро не только достойно просмотра, но и обязательно к просмотру как пример удачного российского фильма))). Согласен с Ale$$andro, понервничать пришлось еще как. Семейная интрига проведена очень хорошо. Спецэффекты, постановка впечатляет. В общем отличное впечатление после просмотра фильма.

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
2 марта 2013, 18:39
Аватарка пользователя Балиан
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Celin_B писал(а) 2 марта 2013, 18:34
Кино - все-таки искусство, реализм не всегда связан с развороченными конечностями, я только хотела сказать, что ...
Фильм правильный, я тоже так думаю. Грамотно сделан он. И почитав интервью с создателями понимаю, как они реалистичны в подходе к кинопроизводству, работают с душой без лишнего оптимизма.

Celin_B (Новичок), постов: 25
2 марта 2013, 18:34
Аватарка пользователя Celin_B
Больше 13 лет на сайте
13
Балиан писал(а) 2 марта 2013, 18:27
Это чаще делают если стремятся к реализму или пытаются показать животный страх.
Кино - все-таки искусство, реализм не всегда связан с развороченными конечностями, я только хотела сказать, что "Метро" - щадящий фильм. Мне кстати, это понравилось. Хотя же нет понарошечных эмоций.


Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
2 марта 2013, 18:27
Аватарка пользователя Балиан
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Celin_B писал(а) 2 марта 2013, 18:26
По мне и не надо показывать, но это ж делают.
Это чаще делают если стремятся к реализму или пытаются показать животный страх.

Celin_B (Новичок), постов: 25
2 марта 2013, 18:26
Аватарка пользователя Celin_B
Больше 13 лет на сайте
13
Балиан писал(а) 2 марта 2013, 17:56
А зачем крупным планом показывать открытый перелом или лицо размолотое в кашу?
По мне и не надо показывать, но это ж делают.

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
2 марта 2013, 17:56
Аватарка пользователя Балиан
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Celin_B писал(а) 2 марта 2013, 17:50
Катастрофа катастрофой, но "Метро" удивил непривычной гуманностью. Такое, мне кажется, мы наблюдаем впервые.
А зачем крупным планом показывать открытый перелом или лицо размолотое в кашу?

Celin_B (Новичок), постов: 25
2 марта 2013, 17:50
Аватарка пользователя Celin_B
Больше 13 лет на сайте
13
Катастрофа катастрофой, но "Метро" удивил непривычной гуманностью. Такое, мне кажется, мы наблюдаем впервые.

Shippy (Новичок), постов: 14
1 марта 2013, 15:52
Аватарка пользователя Shippy
Больше 13 лет на сайте
13
В общем-то, с рецензией согласна. Годное кино. Особенно метро шикарно сняли, и массовку - вот вроде куча людей, лица мелькают, ничего не понятно, а все равно аж сердце сжимается. Сильно!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды