Рецензия к фильму "Линкольн". Основатель нации
27.01.2013
Что бывает, когда легендарный человек снимает фильм о легендарном человеке? Получается, как правило, "Линкольн". Пардон столь торжественное вступление, но по-другому об этом сказать никак не получится. Спилберг оживляет на экране Линкольна, легенда рассказывает о легенде! Такое даже в Голливуде встречается не часто. Без преувеличения великий режиссер, мастер сентиментальной прозы в кадре, дарит нам возможность увидеть шестнадцатого президента Соединенных Штатов с нового ракурса – а тем, кто с ним мало знаком, возможность узреть, насколько простыми в реальной жизни могут быть те, кто творит историю.
Знакомьтесь: не самый честный Эйб. Таким вы его ни в одном учебнике, ни в одной энциклопедии не увидите. По его велению подкупают конгрессменов, с его легкой подачи эти необходимые голоса обеспечиваются обещанными постами и заманчивыми вакансиями. Он использует свое положение главнокомандующего, чтобы спасти сына от армии и утаить семейные секреты от публики и просто посторонних лиц. Про то, какие моральные дилеммы ему приходится решать – и в сторону каких решений – лучше вообще не говорить – целая история, о которой можно не один час вести жаркие дебаты, заодно поминая принципы демократии. Даже несмотря на то, что время расставило все по своим местам.
Также хотелось бы представить вам еще одного человека: простой американец Эйб Линкольн. Беседующий с женой у семейного очага, лежа на диване в шерстяных носках. Ползающий на четвереньках перед камином в кабинете, чтобы подкинуть поленьев. Ложащийся на пол к сыну, уснувшему за игрой в солдатиков – чтобы поднять его на плечах и отнести в спальню. Внешне будто бы вечно оптимистичный, неунывающий политик с некоторой долей флегматизма в голосе и поведении. Внутренне стареющий на десять лет за десять месяцев – опытные глаза генерала Гранта не дадут соврать. А главное – знатный любитель рассказывать истории, по меркам того времени, среди высшего света, должно быть, не самые пристойные.
Да-а, истории хоть куда, особенно про портрет Вашингтона в туалете одного британского сэра. В окружении как кабинета министров, так и телеграфистов, и солдат он ведет себя одинаково достойно и, что называется, душевно. Человек, которому сложно не поверить и не довериться. Лишь в несчастном семейном кругу позволяет он себе изредка, через себя проявлять чувства другие, вроде гнева и печали. Временами просто бесцеремонный со своей женой, он, тем не менее, о ней старается заботиться. А еще ведь надо вразумить упрямого сына, пусть даже видами инвалидов и гор их мертвых конечностей. И нескольких не менее упрямых демократов. Чтобы после всего, после тяжести бремени и связанного с этим стресса, ответственности и уловок, хитростей и убеждения, победить сперва верных граждан страны, а затем и мятежников – блудных овец, и, восседая на лошади, проехать по остывающему полю брани.
Все это – Дэниел Дей-Льюис. Пока в Нью-Йорке развлекается и воюет бунтарь Мясник Билл, в Вашингтоне мистер президент позволяет наконец-то увидеть себя словно вживую. Он бесподобен. И слава Богу, что Спилберг с ДиКаприо на пару его все-таки уговорили взять на себя эту роль! Нам, увы, остается лишь дожидаться выхода дисковых носителей – или зарубежных цифровых копий, если вы понимаете, о чем я – чтобы оценить по достоинству не только его мимику и жесты, но и голос. Который он долго и упорно оттачивал до совершенства, до стопроцентной реализации того, как в воображении актера должен был звучать голос самого Президента, и который, к слову, первым услышал сразу сам Спилберг.
Что ж, чем гадать, остается лишь дождаться, как этот голос произносит, к примеру, отрывок из Геттисбергской речи. Или один из тех многочисленных афоризмов, что сыплются из уст Линкольна на протяжении всего фильма. Как этот голос, поддерживаемый роскошной игрой, сопровождает Президента в минуты принятия самых ответственных решений в жизни. Когда ради справедливости приходится жертвовать законом, когда ради блага истинного, внимая интуиции и озарению, преодолевая внутренне сопротивление, приходится идти до конца и бороться с самим собой, меняя судьбы не людей, но сразу нации, которую они составляют, этот кипящий котел.
Спилберг не рассказывает о том, какое рабство – зло (для этого в соседнем зале идет "Джанго"), и лишь вскользь – но очень метко – говорит о том, почему так оно и есть. Основное внимание сосредоточено именно на процессе его отмены, тяжелом, сопровождавшимся вышеупомянутыми интригами и махинациями, поистине ослиной упорностью демократов, перебранками и сомнениями, и непрерывными устремлениями все сорвать. Да, изначальная задумка описать всю жизнь Линкольна, которой Спилберг загорелся больше десяти лет назад, в конечном итоге вылилась в описание принятия 13 поправки. Но зато каков результат! Никакого распыления, только суть – включая детали и мелочи, без которых картина сложилась бы неполной.
И не важно что было взято за основу – книга ли ("Команда Соперников"), какие иные документы и письма по мелочи (наверняка). Главное, что стоит из полученного результата убрать всевозможные титры и заголовки, и останется лишь поверить, что в XIX веке в США уже были камеры. Что, в общем-то, несложно, учитывая бережное отношение самого Спилберга к деталям и полученный визуальный результат. Так что даже открывающее ленту бескровное сражение пугает своей откровенностью – честное слово, описывать его нет никакого желания, воспоминания и без того слишком свежи. Всего пара минут – а отдача как от пары часов. Натуральная мистика.
Напоследок, грех не упомянуть про блистательные выступления актеров второстепенных, и даже почти что эпизодических ролей. Прежде всего – Томми Ли Джонс, словно бриллиант украсивший ленту, герою которого пришлось идти в обход собственных принципов ради достижения благородной цели, к которой он подбирался не один десяток лет. Шикарная партия внешне черствого, беспардонного и даже грубого, резкого прямо политика, который на поверку оказывается чуть ли не лучшим человеком, из сидящих в Капитолии. Что до его условного противовеса, Джеймса Спэйдера, то уроки Льюиса, которые тот ему давал, не прошли даром – персонаж вышел воистину настолько мерзким, насколько это вообще возможно.
Сэлли Филд, буквально отвоевавшая возможность сыграть эту роль у Спилберга, пугающе достоверно превратилась в сходящую с ума, бедную Мэрри Тодд, первую леди, наверное, самую несчастную из известных истории. Зато какие у нее дети! Юное дарование Гулливер МакГрат и Джозеф Гордон-Левитт, присутствие которого в рядах почтенных в годах коллегах на площадке и господ в фильме будто бы привнесло свежести, такого себе морского бриза в жаркий летний день. Из массы прочих – не менее достойных – исключительно для себя позвольте выделить Джареда Харриса, экранного генерала Гранта. Его Улисс достоин Одиссея: стоит ему только появиться на экране – жаль, что всего пару раз – тут же понимаешь, как должен выглядеть Настоящий генерал. Удивительна энергия, исходящая от одного лишь внешнего вида, просто не оставляет выбора, кроме как проникнуться к этому человеку глубокими уважением и симпатией. Всего пара минут в разных частях фильма – и уже готовый, мощный персонаж. Это серьезно впечатляет.
Конечно, как и всякая биография, "Линкольн" – картина строго на любителей, причем не важно чего: байопиков, истории, Соединенных Штатов, Спилберга или Дэй-Льюиса. Важно то, что они останутся в восторге – это же Спилберг! Человек, который даже неудачи снимает красиво и монументально, что уж говорить о фильме, в который он вложил долгий труд и особенно увесистый кусок души? Да больше, собственно, и ничего – хватит разговоров, пора смотреть!
Автор: Роман Волохов
Знакомьтесь: не самый честный Эйб. Таким вы его ни в одном учебнике, ни в одной энциклопедии не увидите. По его велению подкупают конгрессменов, с его легкой подачи эти необходимые голоса обеспечиваются обещанными постами и заманчивыми вакансиями. Он использует свое положение главнокомандующего, чтобы спасти сына от армии и утаить семейные секреты от публики и просто посторонних лиц. Про то, какие моральные дилеммы ему приходится решать – и в сторону каких решений – лучше вообще не говорить – целая история, о которой можно не один час вести жаркие дебаты, заодно поминая принципы демократии. Даже несмотря на то, что время расставило все по своим местам.
Также хотелось бы представить вам еще одного человека: простой американец Эйб Линкольн. Беседующий с женой у семейного очага, лежа на диване в шерстяных носках. Ползающий на четвереньках перед камином в кабинете, чтобы подкинуть поленьев. Ложащийся на пол к сыну, уснувшему за игрой в солдатиков – чтобы поднять его на плечах и отнести в спальню. Внешне будто бы вечно оптимистичный, неунывающий политик с некоторой долей флегматизма в голосе и поведении. Внутренне стареющий на десять лет за десять месяцев – опытные глаза генерала Гранта не дадут соврать. А главное – знатный любитель рассказывать истории, по меркам того времени, среди высшего света, должно быть, не самые пристойные.
Да-а, истории хоть куда, особенно про портрет Вашингтона в туалете одного британского сэра. В окружении как кабинета министров, так и телеграфистов, и солдат он ведет себя одинаково достойно и, что называется, душевно. Человек, которому сложно не поверить и не довериться. Лишь в несчастном семейном кругу позволяет он себе изредка, через себя проявлять чувства другие, вроде гнева и печали. Временами просто бесцеремонный со своей женой, он, тем не менее, о ней старается заботиться. А еще ведь надо вразумить упрямого сына, пусть даже видами инвалидов и гор их мертвых конечностей. И нескольких не менее упрямых демократов. Чтобы после всего, после тяжести бремени и связанного с этим стресса, ответственности и уловок, хитростей и убеждения, победить сперва верных граждан страны, а затем и мятежников – блудных овец, и, восседая на лошади, проехать по остывающему полю брани.
Все это – Дэниел Дей-Льюис. Пока в Нью-Йорке развлекается и воюет бунтарь Мясник Билл, в Вашингтоне мистер президент позволяет наконец-то увидеть себя словно вживую. Он бесподобен. И слава Богу, что Спилберг с ДиКаприо на пару его все-таки уговорили взять на себя эту роль! Нам, увы, остается лишь дожидаться выхода дисковых носителей – или зарубежных цифровых копий, если вы понимаете, о чем я – чтобы оценить по достоинству не только его мимику и жесты, но и голос. Который он долго и упорно оттачивал до совершенства, до стопроцентной реализации того, как в воображении актера должен был звучать голос самого Президента, и который, к слову, первым услышал сразу сам Спилберг.
Что ж, чем гадать, остается лишь дождаться, как этот голос произносит, к примеру, отрывок из Геттисбергской речи. Или один из тех многочисленных афоризмов, что сыплются из уст Линкольна на протяжении всего фильма. Как этот голос, поддерживаемый роскошной игрой, сопровождает Президента в минуты принятия самых ответственных решений в жизни. Когда ради справедливости приходится жертвовать законом, когда ради блага истинного, внимая интуиции и озарению, преодолевая внутренне сопротивление, приходится идти до конца и бороться с самим собой, меняя судьбы не людей, но сразу нации, которую они составляют, этот кипящий котел.
Спилберг не рассказывает о том, какое рабство – зло (для этого в соседнем зале идет "Джанго"), и лишь вскользь – но очень метко – говорит о том, почему так оно и есть. Основное внимание сосредоточено именно на процессе его отмены, тяжелом, сопровождавшимся вышеупомянутыми интригами и махинациями, поистине ослиной упорностью демократов, перебранками и сомнениями, и непрерывными устремлениями все сорвать. Да, изначальная задумка описать всю жизнь Линкольна, которой Спилберг загорелся больше десяти лет назад, в конечном итоге вылилась в описание принятия 13 поправки. Но зато каков результат! Никакого распыления, только суть – включая детали и мелочи, без которых картина сложилась бы неполной.
И не важно что было взято за основу – книга ли ("Команда Соперников"), какие иные документы и письма по мелочи (наверняка). Главное, что стоит из полученного результата убрать всевозможные титры и заголовки, и останется лишь поверить, что в XIX веке в США уже были камеры. Что, в общем-то, несложно, учитывая бережное отношение самого Спилберга к деталям и полученный визуальный результат. Так что даже открывающее ленту бескровное сражение пугает своей откровенностью – честное слово, описывать его нет никакого желания, воспоминания и без того слишком свежи. Всего пара минут – а отдача как от пары часов. Натуральная мистика.
Напоследок, грех не упомянуть про блистательные выступления актеров второстепенных, и даже почти что эпизодических ролей. Прежде всего – Томми Ли Джонс, словно бриллиант украсивший ленту, герою которого пришлось идти в обход собственных принципов ради достижения благородной цели, к которой он подбирался не один десяток лет. Шикарная партия внешне черствого, беспардонного и даже грубого, резкого прямо политика, который на поверку оказывается чуть ли не лучшим человеком, из сидящих в Капитолии. Что до его условного противовеса, Джеймса Спэйдера, то уроки Льюиса, которые тот ему давал, не прошли даром – персонаж вышел воистину настолько мерзким, насколько это вообще возможно.
Сэлли Филд, буквально отвоевавшая возможность сыграть эту роль у Спилберга, пугающе достоверно превратилась в сходящую с ума, бедную Мэрри Тодд, первую леди, наверное, самую несчастную из известных истории. Зато какие у нее дети! Юное дарование Гулливер МакГрат и Джозеф Гордон-Левитт, присутствие которого в рядах почтенных в годах коллегах на площадке и господ в фильме будто бы привнесло свежести, такого себе морского бриза в жаркий летний день. Из массы прочих – не менее достойных – исключительно для себя позвольте выделить Джареда Харриса, экранного генерала Гранта. Его Улисс достоин Одиссея: стоит ему только появиться на экране – жаль, что всего пару раз – тут же понимаешь, как должен выглядеть Настоящий генерал. Удивительна энергия, исходящая от одного лишь внешнего вида, просто не оставляет выбора, кроме как проникнуться к этому человеку глубокими уважением и симпатией. Всего пара минут в разных частях фильма – и уже готовый, мощный персонаж. Это серьезно впечатляет.
Конечно, как и всякая биография, "Линкольн" – картина строго на любителей, причем не важно чего: байопиков, истории, Соединенных Штатов, Спилберга или Дэй-Льюиса. Важно то, что они останутся в восторге – это же Спилберг! Человек, который даже неудачи снимает красиво и монументально, что уж говорить о фильме, в который он вложил долгий труд и особенно увесистый кусок души? Да больше, собственно, и ничего – хватит разговоров, пора смотреть!
Автор: Роман Волохов
Всего комментариев: 69
Steve Austin (Критик), постов: 5854
28 января 2013, 9:29
| |
12 |
AleX писал(а) 28 января 2013, 8:31 За то как я погляжу, вы за словом в карман не лезете. И кого следующего собираетесь очернять и принижать его заслуги. Я реалист, не делаю героев, и никого не принижаю. При чем я оперирую общеизвестными фактами, а вы, не зная даже их, какой-то известной только вам теории. Есть разница, не так ли? |
AleX (Критик), постов: 9467
28 января 2013, 8:31
| |
15 |
Steve Austin писал(а) 28 января 2013, 0:06 Ну да, если сказать нечего, то самое время понести какой-нибудь бред, пытаясь неудачно пошутить) Продолжайте, я ... За то как я погляжу, вы за словом в карман не лезете. И кого следующего собираетесь очернять и принижать его заслуги. |
OlegD (Критик), постов: 12066
28 января 2013, 0:19
| |
12 |
Уже выбрал сеанс и день, когда пойду, осталось только дождаться) |
Steve Austin (Критик), постов: 5854
28 января 2013, 0:06
| |
12 |
AleX писал(а) 28 января 2013, 0:01 У вас там на Украине все такие злые до России, или вы там американских учебников по истории начитались. Ну да, если сказать нечего, то самое время понести какой-нибудь бред, пытаясь неудачно пошутить) Продолжайте, я вас внимательно слушаю (читайте, как "читаю"). |
AleX (Критик), постов: 9467
28 января 2013, 0:01
| |
15 |
Steve Austin писал(а) 27 января 2013, 23:51 ных, давая им, тем самым, в кредит) на внуков, а может быть и правнуков живущих тогда крестьян. В результате этой ... У вас там на Украине все такие злые до России, или вы там американских учебников по истории начитались. |
Steve Austin (Критик), постов: 5854
27 января 2013, 23:51
| |
12 |
ных, давая им, тем самым, в кредит) на внуков, а может быть и правнуков живущих тогда крестьян. В результате этой реформы получилась и какая никакая рабочая сила (меньше 10% населения) для фабрик. Но эта реформа была всего лишь вынужденной мерой, никак не инициативой доблестного героя Александра II. |
Steve Austin (Критик), постов: 5854
27 января 2013, 23:49
| |
12 |
AleX писал(а) 27 января 2013, 23:40 Ух ты молодой да ранний и наивный. Вы считает, что всё реформы в России должны происходить сразу же пока чернила ... Ну да, а история это всего лишь набор слов и дат, которые мне надо выучить, чтобы сдать экзамен. Я не так наивен, как вы думаете. Александр не для того столько эксплуатировал простой народ пока Россия имела некий авторитет в Европе, и его престолу ничего не угрожало. В его идеях явно отсутствовала идея о мире во всем мире и свободных гражданах. Отмена крепостного права была вынужденная мера, для которой сложились определенные обстоятельства, и только в том заслуга Александра, что он предотвратил вооруженное народно движение со всеми его вытекающими. И Александр все равно сделал все для того, чтобы помещики остались довольны. Все что возможно было сделать для помещиков в ходе аграрной реформы, все было сделано. Главной целью было дать народу свободу, пусть и видимую, от которой бы он успокоился. И да, в какой-то мере, это была прогрессивная реформа, которая была рассчитана (с учетом все того же громадного выкупа, из которого Александр выжал еще и немыслимые проценты, заплатив за крепост |
AleX (Критик), постов: 9467
27 января 2013, 23:40
| |
15 |
Steve Austin писал(а) 27 января 2013, 22:30 Да нет, скорее вам. Выкуп (пока не выплатишь - ходи на барщину; что чрезвычайно напоминает оброк), все еще помещицкое ... Ух ты молодой да ранний и наивный. Вы считает, что всё реформы в России должны происходить сразу же пока чернила не высохли на указе.И все сразу будут счастливы и довольны.Сейчас этого не происходит и чего вы хотели тогда.А то,что крестьянскую реформу будут пытаться саботировать помещики, всячески пытаясь с выгодой давать крестьянам свободу Александр это прекрасно понимал,что реформа затянется на многие десятилетия, будут не довольные,будут бунты,будут искажать его идеи, но с чего то начинать было надо, его заслуга, что он начал. Но по ходу спорить и дискутировать с вами бесполезно. |
Steve Austin (Критик), постов: 5854
27 января 2013, 22:36
| |
12 |
А мне, чтобы в кино попасть, нужно больше часа по заснеженной дороге до города, где есть этот кинотеатр, а потом еще на маршрутке до этого кинотеатра. Ох, редко там бываю( |
Steve Austin (Критик), постов: 5854
27 января 2013, 22:30
| |
12 |
AleX писал(а) 27 января 2013, 20:39 Значит вам тоже пора поправить пробелы в истории))) Да нет, скорее вам. Выкуп (пока не выплатишь - ходи на барщину; что чрезвычайно напоминает оброк), все еще помещицкое землевладение, обрезки и т.п. И то эта "свобода" - вынужденная мера, когда проиграли в Крымской войне, потеряли авторитет в Европе и, наконец-таки, поняли, что крепостное право тормозит развитие. Вот это боролся, ничего не скажешь. Ну если вы считаете, что если он к каждому району посылал войско, чтобы объявить об этой "свободе", и то не лично, то это значит, что он боролся, то да.
И все это, чтобы не ждать пока начнутся еще более крупные восстания, под угрозой уничтожения абсолютной монархии в Росии, как таковой. Как говорится, лучше уничтожить крепостное право сверху, чем ждать этого снизу, грубо перефразируя самого Александра. Герой. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Фильм месяца
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Пингвин | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Фильм "Злая: Сказка о ведьме Запада" стартует значительно лучше, чем ожидалось
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации
Награждения
Наши рекорды