px

Рецензия к фильму Хоббит: Нежданное путешествие". Долгая дорога в никуда

21.12.2012
Рецензия к фильму Хоббит: Нежданное путешествие. Долгая дорога в никуда
Знаете это чувство, когда экран кажется не полотном, но окном, настежь распахнутым в другой мир, так что еще чуть-чуть и, кажется, почувствуешь его запах, дуновение его ветра? Кожа покрывается мурашками от осознания масштаба этой параллельной вселенной, а мозг закипает от торжественности момента, пока малые начинания, под выбиваемую сердцем чечетку, превращаются в великие события. И вся картина постепенно, шаг за шагом, складывается в объемный, огромный, уникальный мир, который живет далеко за пределами экрана в нашем воображении, и продолжает жить после сеанса в нашей душе, смятенной и прельщенной его грандиозным величием. Безусловно, прекрасное чувство. А теперь поговорим о "Хоббите".

После таких фильмов орды конспирологов начинаешь воспринимать как-то не в пример более серьезно, чем раньше, а весь их бред вдруг обретает сакральный смысл. Например, предположение о том, что Питера Джексона похитили и подменили инопланетяне (с LV-223) внезапно перестает казаться невинным дурачеством и поселяет в голове мысли о рытье бункера под домом. В самом деле, как еще объяснить ту таинственную метаморфозу, что произошла с его талантом, превратив некогда грандиозный мир в театральную сцену? Ведь не в деньгах счастье! Да?

И 48-кадровая съемка здесь, увы, не причем, хотя откровенно трусливая реакция студийных боссов на ее критику, повлекшая за собой необходимость большинства зрителей смотреть фильм "по-старинке", не вызывает ничего, кроме раздражения. То, что "Хоббит" – произведение изначально рассчитанное на детей и на порядки менее эпическое, чем "Властелин Колец", никак не оправдывает Джексона, чье мастерство уже однажды доказало: дайте умелому фанату средства, и он мир сожжет, но шедевром вас обеспечит.

Трудно сразу сказать, что именно не так. Вроде и пейзажи те же – Новая Зеландия, благо, все стоит на месте (и пусть там миллиард лет еще простоит), и персонажи из той же когорты – некоторые и вовсе старые знакомые, и даже артефакты с музыкальным сопровождением лучше любого крема омолаживают тело и душу, возвращая нас в начало нулевых. В теории. А на практике – все вторично, хоть тресни, и линейная история чуть не разваливается на части.

Попытки откреститься от сравнения "Хоббита" с идейным, так сказать, прародителем (говорим о кино, а не литературе) абсолютно, совершенно, тотально бесполезны. Старина Питер позаботился о том, чтобы даже у самых ярых его защитников не осталось шансов отбиваться хотя бы в полсилы. Временами "Хоббит" напоминает пробную версию "Братства кольца". Тестовый прогон, бета-версия, заготовка, болванка – называйте, как хотите, но суть, увы, одна. С той лишь разницей, что замах загадочным образом опередил удар – такой вот временной парадокс по-джексоновски. Что ярче всего выражается в приеме, который, по отношению к Джексону, своим именем даже называть как-то неудобно. Так что давайте заменим уничижительное "автоплагиат" на какой-нибудь благозвучный эвфемизм – например, "верность традициям".

Джексон в этот раз оказался очень верен традициям, прям до умопомрачения. Вступление про падение Подгорного Царства, смутно напоминающее какую-то там историю про одного Темного Властелина, еще простить можно. Даже притом, что самого Смауга нам показать постеснялись – прием, который в фильмах подобного масштаба выглядит просто оскорбительно – сам Эребор и прилегающий Озерный город вселяют надежду, создавая обманчивое впечатление дальнейшего возвращения в Средиземье. В этих кадрах как нигде больше проявилось в полную мощь то, что могло стать атмосферой «Хоббита» – величественные города и пещерные дворцы посреди суровых северных пустошей, а за кадром – густые леса этого чудесного мира, и все это населено самобытными и своенравными народами. И лишь где-то вдалеке, за горизонтом, лежат знакомые нам Гондор и Мордор… уповаем на вторую часть?

Вот что простить никак не получается, так это битву Торина с Азогом, где от Исилдура с Сауроном их отделяла лишь дубовая ветвь. Подземелья Гоблинов, где только Балрога и не хватает. А способность ловить пальцами падающие кольца, похоже, в роду Бэггинсов переходит по наследству не хуже самих колец. Не говоря уже о Торине, короле Гондора, тьфу ты, Эребора! в изгнании. На фоне всего этого единственная адекватная "пасхалка" – Заветрь, с орками – просто теряется, особенно при наличии отдаленного аналога в виде Дол Гулдура. Этот эпизод, кстати, запросто мог бы стать в разы страшнее появления Балрога или призвания Короля Мертвецов, если не самым страшным вообще в джексоновском Средиземье. Однако зловещее открытие, к величайшему сожалению, довелось сделать, наверное, самом нелепому, бесполезному и одновременно несчастному персонажу за последние 6000 лет.

Санки, запряженные кроликами и управляемые свихнувшимся отшельником – это мило. А когда они еще и дружно улепетывают на всех порах от зачем-то мутировавших варгов – так и хочется пролепетать что-то вроде "мимими". Только вот засохший помет и гнездо на башке смущают, ну да ладно, нюансы. Ведь главное – даже не мозг, а душа. Красота, да и только. Обидно лишь, что потенциально могущественный чародей, представленный в оригинале вскользь, но без излишеств, здесь представляет собой живое доказательство цивилизованности Средиземья – у них там даже психбольницы есть, откуда, правда, иногда сбегают. Вопрос о том, почему же Джексон, в свое время безжалостно вырезавший из экранизации Бомбадила, теперь буквально запихнул в нее Радагаста, оставляю на ваше усмотрение.

Ну и, раз уж косвенно затронули тему хронометража, то проблема затянутости, в которой многие обвиняют "Хоббита" – и это после "Властелина колец", супостаты! – вполне ясна. Помимо общеизвестного решения растянуть короткую книжку на два – а с черновиками и на все три – фильма, есть еще более тонкий нюанс. Вспомните "Властелина…". Обилие первостепенных событий – назовем их макросценами – очень умело разбавлялось кучей деталей, на Первый взгляд незначительных, вроде подарков, пары мудрых слов или изучения семейных реликвий – микросцены. Совет в Ривенделле, например, сопровождали мифриловая кольчуга, осколки Нарсила и любовь Арвен и Арагорна. И тому подобное.

Самое главное – такие вот "микросцены" имеют каждая определенную ценность, интересны и очень органично вплетены в общее повествование, так что не вызывают никакого раздражения. Даже с расчетом на дальнейшую перспективу, развитие лишь в последующих частях. Стоит ли добавлять, что Белый Совет в "Хоббите" отдает встречей выпускников глубоко пенсионного возраста, которые на старость лет решили покуролесить тихонько, выдав на гора Мудрых Высказываний и преисполнив свои лица и умы Тяжкими Думами о Судьбах Мира – не больше и не меньше? Возможно, это будет необходимо для дальнейшего развития событий – насколько позволяет мне знание первоисточника загадывать, части так для третьей. Вот только в первой оно страшно мешает. И это проблема.

То ли благодаря этим деталям, то ли количеству души на метр пленки, вложенной Джексоном в проект, атмосфера "Хоббита" не просто отличается от атмосферы похождений Фродо сотоварищи. Север, как-никак. Здесь вообще Средиземье чувствуется слабо, несмотря на знакомые локации и расы, несмотря на эльфийское оружие и гномьи бороды, морды орков и божественные пейзажи – усиленные шикарной стереоскопией, каждый хоть в раму на стену вешать – возникает ощущение, будто попал в какой-то другой мир. Направлялся в воображение Толкина, украшенное силами Джексона, а попал куда-то в кривое Зазеркалье, где есть лишь отголоски и кальки.

И юмор с гномами лишь добивают. Ладно, Бог с ними, с гномами – они, конечно, все равноценные члены похода, но ведь кто-то должен брать на себя бремя массовки? Каждая шестеренка важна. Куда страшнее комедия, которая здесь встречается к месту и не к месту, и, увы, да-алеко не всегда удачно. Меткие, точные удары "Властелина…" в этом плане несравненно лучше и эффективнее шквалового потока кривляний и нарочитых отрыжек. А самое страшное – что несерьезным стал сам Гэндальф, что резко контрастирует с образом уставшего, но несгибаемого мага в оригинале. Учитывая его возраст – кажется, что действие происходит не за 60 лет до основания Братства, а лет так за 600. С хвостиком. В 12 000 месяцев.

Вообще Гэндальф стал жертвой то ли маркетологов, то ли продюсеров. Что, с одной стороны – разумно, а с другой – свинство высшей пробы, из-за которого этот волшебник не только выполняет роль тихого шута и наставника, но и персонального походного рояля в кустах (комплектация включает посох, шляпу и, опционально, меч древнего эльфийского короля). Так что поход превращается в повторение простой схемы: прибежали, посидели, попали, Гэндальф всех спас, побежали дальше. При всем уважении к Толкину и тому нежному возрасту, на который его сказка была рассчитана, здесь – явный перебор, и просто странно, что Джексон этого не заметил. Если, конечно, это был Джексон, хе-хе.

Но что мы все о плохом, да о плохом, да о плохом и плохом… давайте уж наконец о хорошем. Во-первых, Говард Шор, конечно, в целом схалтурил, но где надо выложился на все сто. Да, знакомые мотивы ласкают слух с обескураживающей регулярностью, навевая нехорошие мысли. Но одна только заглавная композиция, Одинокой Горы, все искупает. В ней все – и мощь Гномьего Царства, и масштаб, и величие, и сила; динамика и движение, навевающие несуществующие воспоминания о золотых эпохах и величии рода Дарина. Музыка подгорного народа, музыка кочевников и королей, музыка Средиземья. Что до песни гномов, то о ней имеет смысл сказать лишь одно – куплетов преступно мало! Ах да, что до нашей локализации – то слушать ее в переводе можно лишь с оторванными ушами.

Ричард Армитэдж, по капле выжимавший из своего Торина – хотя на язык просится имя совсем другого героя – сумел не только оформить его образ, но и, в определенном смысле, развить. Даже несмотря на то, что развитие прошло болезненно – как для актера, так и для героя. Куда проще пришлось Мартину Фриману, которого здесь с завидной – и оттого еще более парадоксальной – регулярностью старались отодвинуть на второй план. Но свое место под солнцем он отвоевал, так что по мере приближения финальных титров, играл все более убедительно, апогеем чего стала сцена в пещере, загадки в темноте. Бледный отголосок "Властелина…", и, тем не менее, один из немного светлых лучей – особенно если вспомнить второго участника действия, про которого бесполезно что-либо говорить. На Энди Серкиса надо смотреть.

Простите уж за примитивную аналогию, но на ум невольно приходят крестражи из Гарри Поттера. Если шедевры действительно включают в себя частичку их авторов – тем самым делая их бессмертными в понятном смысле – то, увы, на этот раз Джексон, похоже, пожадничал расставаться с кусочком своей души из, скажем, ключицы. Вот и получилось, грубо говоря, что целая мифология "ВК" уперлась в стену простенькой (читайте "плоской") сказки "Хоббита". Мифология и сказка – чувствуете разницу?

Интересно, конечно, что было бы, если Джексон снял сперва "Хоббита", а уж потом "Властелина", или как бы выглядел фильм, если бы он справился с поставленной задачей, наконец, если бы в кресле главного остался Дель Торо. Может, все-таки стоило пустить его за руль?

Но увы, пока нам лишь остается, скрестив пальцы в сжатых кулаках, молиться, чтобы к старине Питеру все же вернулось озарение и помогло достойно заверить начатое. Хотя там еще впереди пауки… и бочки… все равно надежда зажглась! Пусть и от керосиновой лампы. И если она разгорится, преисполненные величия чертоги Эребора, не уступающие в своем великолепии безднам Мории, наконец, займут достойное место в кинематографическом воплощении Средиземья. А пока…

Уходи "оттуда", Питер! Возвращайся "обратно".

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 287
Корвин (Зритель), постов: 143
25 декабря 2012, 19:14
Аватарка пользователя Корвин
Больше 12 лет на сайте
12
yanita_2508 писал(а) 25 декабря 2012, 18:19
Этот персонаж создан для того чтобы просто "поржать".
Орлы и большинство гномов - просто бессловесная массовка... ...
Да не переживайте вы так, все будет отлично, развели тут панику из пустого места))

yanita_2508 (Новичок), постов: 3
25 декабря 2012, 18:19
Аватарка пользователя yanita_2508
darkwhite писал(а) 25 декабря 2012, 17:58
Радагаст - большой минус фильма!!! Отвратительный персонаж или актер
Этот персонаж создан для того чтобы просто "поржать".
Орлы и большинство гномов - просто бессловесная массовка... что же будет дальше??

darkwhite (Критик), постов: 31657
25 декабря 2012, 17:58
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
yanita_2508 писал(а) 25 декабря 2012, 17:57
В том то и дело что я читала эту книгу и являюсь поклонников творчества Толкиена, но не помню чтобы там были бессловесные, ...
Радагаст - большой минус фильма!!! Отвратительный персонаж или актер

yanita_2508 (Новичок), постов: 3
25 декабря 2012, 17:57
Аватарка пользователя yanita_2508
Reise Reise писал(а) 24 декабря 2012, 19:43
*рукалицо*
Ты сам то книгу читал?Фильм снят для ценителей творчества Толкина всех возрастов,коих не мало.
Второй ...
В том то и дело что я читала эту книгу и являюсь поклонников творчества Толкиена, но не помню чтобы там были бессловесные, на своей волне орлы, сумасшедший Мазай с зайцами вместо Радагаста. А ты я вижу поклонник сценариста этого фильма, который до последнего не мог выбрать что снимать толь детскую сказку, то ли все таки продолжить в духе властелина колец.

lors33 (Новичок), постов: 15
25 декабря 2012, 16:56
Аватарка пользователя lors33
Stark999 писал(а) 25 декабря 2012, 15:42
"А самое страшное – что несерьезным стал сам Гэндальф, что резко контрастирует с образом уставшего, но несгибаемого ...
А где у меня написано про Гендальфа что я считаю его не серьезность в том что он спасает постоянно гномов?? Это вы начитались комментариев по поводу этого момента и уже начинаете мыслить как все!! меня совершенно не смутил этот факт и в фильме всё было логично с этой точки зрения! Я увидел его беспомощность как актера! Если вы не связаны с кино как я и являетесь просто любителем то этого не поймете и не увидите и конкретных фактов не могу привести, потому что это тонкая грань игры которая волнами проходит через персонажа на протяжение фильма! Это некий дух персонажа который создает актер, и в этот раз Йен не везде был убедителен. С чем это связано? я не знаю.....или актер устал от образа Гендальфа или провал в сценарии.


darkwhite (Критик), постов: 31657
25 декабря 2012, 16:00
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
Stark999 писал(а) 25 декабря 2012, 15:42
"А самое страшное – что несерьезным стал сам Гэндальф, что резко контрастирует с образом уставшего, но несгибаемого ...
Дело не в том что это было в оригинале) Гендальфу такое дали - спасать номов тем самым покорить сердца детей) Это Детский фильм же

Stark999 (Зритель), постов: 118
25 декабря 2012, 15:42
Аватарка пользователя Stark999
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
"А самое страшное – что несерьезным стал сам Гэндальф, что резко контрастирует с образом уставшего, но несгибаемого мага в оригинале"
Вы читали этот самый оригинал?
Гендальф занимается ровно тем, чем и должен. Спасает гномов. Причем в книге он это делает даже чаще, чем в фильме. Плюс он расследует квест с возродившимся Злом, что как раз очень серьезно.
В чем его несерьезность? В том, что он слушается главу своего ордена Сарумана или в том, что в тайне влюблен в Галадриэль? Хоть бы один аргумент привели, а то одни "вскрики" и "всхлипы".
Что касается подколки Бильбо, то она вполне в духе книги. Бильбо пытался высмеять волшебника в самом начале и сводил все его волшебства в основном к фейерверкам. Он не видел истинного могущества Гендальфа и имел все основания в нем сомневаться.

Stark999 (Зритель), постов: 118
25 декабря 2012, 14:48
Аватарка пользователя Stark999
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
"Старина Питер позаботился о том, чтобы даже у самых ярых его защитников не осталось шансов отбиваться хотя бы в полсилы"
Почитайте мои высказывания в рецензии господина Andrew " О вреде денег и грибов". Я не только в пол силы отбиваюсь, а разбиваю наголову все аргументы против Хоббита. Сразитесь-ка со мной!

lors33 (Новичок), постов: 15
25 декабря 2012, 6:52
Аватарка пользователя lors33
Ещё что порадовало в Хоббите, здесь нет атмосферы ВК!!! Хотя очень многие не довольны этим фактом!! Но это совершенно другая история, другие герои, другое время и слава богу что Джексон пытается создать другую атмосферу, атмосферу Хоббита!!! Но пока к сожалению именно – пытается…..ну дай бог он поймает нужную волну и в следующих двух фильмах укрепит этот дух Хоббита!! А мы пожелаем ему в этом удачи!)

lors33 (Новичок), постов: 15
25 декабря 2012, 6:51
Аватарка пользователя lors33
И последнее что мне не очень понравилось….как ни странно…. Гэндальф………..чему я был сам неприятно удивлён. В ВК это был действительно образ мудрого человека который знает что делает а в Хоббите у меня сложилось впечатление что это какой то потерянный маг который порой не знает что делает. Но здесь я считаю что вина – сценарная недоработка! А в целом актерская игра меня устроила- особенно порадовал Балин Торин и Бильбо! Из злодеев меня очень порадовал Азог, особенно в сцене при Мории. И совсем не понравился предводитель Гоблинов- очень не естественно сделан – графика напомнила Звездные войны = первый эпизод – короля подводного мира! Тока счас 2012й год!! Где та графика которая была в ВК, которая отличалась натуральностью фактур!! ......................продолжение выше.....05

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды