Рецензия к фильму Хоббит: Нежданное путешествие". Долгая дорога в никуда

21.12.2012
Рецензия к фильму Хоббит: Нежданное путешествие. Долгая дорога в никуда
Знаете это чувство, когда экран кажется не полотном, но окном, настежь распахнутым в другой мир, так что еще чуть-чуть и, кажется, почувствуешь его запах, дуновение его ветра? Кожа покрывается мурашками от осознания масштаба этой параллельной вселенной, а мозг закипает от торжественности момента, пока малые начинания, под выбиваемую сердцем чечетку, превращаются в великие события. И вся картина постепенно, шаг за шагом, складывается в объемный, огромный, уникальный мир, который живет далеко за пределами экрана в нашем воображении, и продолжает жить после сеанса в нашей душе, смятенной и прельщенной его грандиозным величием. Безусловно, прекрасное чувство. А теперь поговорим о "Хоббите".

После таких фильмов орды конспирологов начинаешь воспринимать как-то не в пример более серьезно, чем раньше, а весь их бред вдруг обретает сакральный смысл. Например, предположение о том, что Питера Джексона похитили и подменили инопланетяне (с LV-223) внезапно перестает казаться невинным дурачеством и поселяет в голове мысли о рытье бункера под домом. В самом деле, как еще объяснить ту таинственную метаморфозу, что произошла с его талантом, превратив некогда грандиозный мир в театральную сцену? Ведь не в деньгах счастье! Да?

И 48-кадровая съемка здесь, увы, не причем, хотя откровенно трусливая реакция студийных боссов на ее критику, повлекшая за собой необходимость большинства зрителей смотреть фильм "по-старинке", не вызывает ничего, кроме раздражения. То, что "Хоббит" – произведение изначально рассчитанное на детей и на порядки менее эпическое, чем "Властелин Колец", никак не оправдывает Джексона, чье мастерство уже однажды доказало: дайте умелому фанату средства, и он мир сожжет, но шедевром вас обеспечит.

Трудно сразу сказать, что именно не так. Вроде и пейзажи те же – Новая Зеландия, благо, все стоит на месте (и пусть там миллиард лет еще простоит), и персонажи из той же когорты – некоторые и вовсе старые знакомые, и даже артефакты с музыкальным сопровождением лучше любого крема омолаживают тело и душу, возвращая нас в начало нулевых. В теории. А на практике – все вторично, хоть тресни, и линейная история чуть не разваливается на части.

Попытки откреститься от сравнения "Хоббита" с идейным, так сказать, прародителем (говорим о кино, а не литературе) абсолютно, совершенно, тотально бесполезны. Старина Питер позаботился о том, чтобы даже у самых ярых его защитников не осталось шансов отбиваться хотя бы в полсилы. Временами "Хоббит" напоминает пробную версию "Братства кольца". Тестовый прогон, бета-версия, заготовка, болванка – называйте, как хотите, но суть, увы, одна. С той лишь разницей, что замах загадочным образом опередил удар – такой вот временной парадокс по-джексоновски. Что ярче всего выражается в приеме, который, по отношению к Джексону, своим именем даже называть как-то неудобно. Так что давайте заменим уничижительное "автоплагиат" на какой-нибудь благозвучный эвфемизм – например, "верность традициям".

Джексон в этот раз оказался очень верен традициям, прям до умопомрачения. Вступление про падение Подгорного Царства, смутно напоминающее какую-то там историю про одного Темного Властелина, еще простить можно. Даже притом, что самого Смауга нам показать постеснялись – прием, который в фильмах подобного масштаба выглядит просто оскорбительно – сам Эребор и прилегающий Озерный город вселяют надежду, создавая обманчивое впечатление дальнейшего возвращения в Средиземье. В этих кадрах как нигде больше проявилось в полную мощь то, что могло стать атмосферой «Хоббита» – величественные города и пещерные дворцы посреди суровых северных пустошей, а за кадром – густые леса этого чудесного мира, и все это населено самобытными и своенравными народами. И лишь где-то вдалеке, за горизонтом, лежат знакомые нам Гондор и Мордор… уповаем на вторую часть?

Вот что простить никак не получается, так это битву Торина с Азогом, где от Исилдура с Сауроном их отделяла лишь дубовая ветвь. Подземелья Гоблинов, где только Балрога и не хватает. А способность ловить пальцами падающие кольца, похоже, в роду Бэггинсов переходит по наследству не хуже самих колец. Не говоря уже о Торине, короле Гондора, тьфу ты, Эребора! в изгнании. На фоне всего этого единственная адекватная "пасхалка" – Заветрь, с орками – просто теряется, особенно при наличии отдаленного аналога в виде Дол Гулдура. Этот эпизод, кстати, запросто мог бы стать в разы страшнее появления Балрога или призвания Короля Мертвецов, если не самым страшным вообще в джексоновском Средиземье. Однако зловещее открытие, к величайшему сожалению, довелось сделать, наверное, самом нелепому, бесполезному и одновременно несчастному персонажу за последние 6000 лет.

Санки, запряженные кроликами и управляемые свихнувшимся отшельником – это мило. А когда они еще и дружно улепетывают на всех порах от зачем-то мутировавших варгов – так и хочется пролепетать что-то вроде "мимими". Только вот засохший помет и гнездо на башке смущают, ну да ладно, нюансы. Ведь главное – даже не мозг, а душа. Красота, да и только. Обидно лишь, что потенциально могущественный чародей, представленный в оригинале вскользь, но без излишеств, здесь представляет собой живое доказательство цивилизованности Средиземья – у них там даже психбольницы есть, откуда, правда, иногда сбегают. Вопрос о том, почему же Джексон, в свое время безжалостно вырезавший из экранизации Бомбадила, теперь буквально запихнул в нее Радагаста, оставляю на ваше усмотрение.

Ну и, раз уж косвенно затронули тему хронометража, то проблема затянутости, в которой многие обвиняют "Хоббита" – и это после "Властелина колец", супостаты! – вполне ясна. Помимо общеизвестного решения растянуть короткую книжку на два – а с черновиками и на все три – фильма, есть еще более тонкий нюанс. Вспомните "Властелина…". Обилие первостепенных событий – назовем их макросценами – очень умело разбавлялось кучей деталей, на Первый взгляд незначительных, вроде подарков, пары мудрых слов или изучения семейных реликвий – микросцены. Совет в Ривенделле, например, сопровождали мифриловая кольчуга, осколки Нарсила и любовь Арвен и Арагорна. И тому подобное.

Самое главное – такие вот "микросцены" имеют каждая определенную ценность, интересны и очень органично вплетены в общее повествование, так что не вызывают никакого раздражения. Даже с расчетом на дальнейшую перспективу, развитие лишь в последующих частях. Стоит ли добавлять, что Белый Совет в "Хоббите" отдает встречей выпускников глубоко пенсионного возраста, которые на старость лет решили покуролесить тихонько, выдав на гора Мудрых Высказываний и преисполнив свои лица и умы Тяжкими Думами о Судьбах Мира – не больше и не меньше? Возможно, это будет необходимо для дальнейшего развития событий – насколько позволяет мне знание первоисточника загадывать, части так для третьей. Вот только в первой оно страшно мешает. И это проблема.

То ли благодаря этим деталям, то ли количеству души на метр пленки, вложенной Джексоном в проект, атмосфера "Хоббита" не просто отличается от атмосферы похождений Фродо сотоварищи. Север, как-никак. Здесь вообще Средиземье чувствуется слабо, несмотря на знакомые локации и расы, несмотря на эльфийское оружие и гномьи бороды, морды орков и божественные пейзажи – усиленные шикарной стереоскопией, каждый хоть в раму на стену вешать – возникает ощущение, будто попал в какой-то другой мир. Направлялся в воображение Толкина, украшенное силами Джексона, а попал куда-то в кривое Зазеркалье, где есть лишь отголоски и кальки.

И юмор с гномами лишь добивают. Ладно, Бог с ними, с гномами – они, конечно, все равноценные члены похода, но ведь кто-то должен брать на себя бремя массовки? Каждая шестеренка важна. Куда страшнее комедия, которая здесь встречается к месту и не к месту, и, увы, да-алеко не всегда удачно. Меткие, точные удары "Властелина…" в этом плане несравненно лучше и эффективнее шквалового потока кривляний и нарочитых отрыжек. А самое страшное – что несерьезным стал сам Гэндальф, что резко контрастирует с образом уставшего, но несгибаемого мага в оригинале. Учитывая его возраст – кажется, что действие происходит не за 60 лет до основания Братства, а лет так за 600. С хвостиком. В 12 000 месяцев.

Вообще Гэндальф стал жертвой то ли маркетологов, то ли продюсеров. Что, с одной стороны – разумно, а с другой – свинство высшей пробы, из-за которого этот волшебник не только выполняет роль тихого шута и наставника, но и персонального походного рояля в кустах (комплектация включает посох, шляпу и, опционально, меч древнего эльфийского короля). Так что поход превращается в повторение простой схемы: прибежали, посидели, попали, Гэндальф всех спас, побежали дальше. При всем уважении к Толкину и тому нежному возрасту, на который его сказка была рассчитана, здесь – явный перебор, и просто странно, что Джексон этого не заметил. Если, конечно, это был Джексон, хе-хе.

Но что мы все о плохом, да о плохом, да о плохом и плохом… давайте уж наконец о хорошем. Во-первых, Говард Шор, конечно, в целом схалтурил, но где надо выложился на все сто. Да, знакомые мотивы ласкают слух с обескураживающей регулярностью, навевая нехорошие мысли. Но одна только заглавная композиция, Одинокой Горы, все искупает. В ней все – и мощь Гномьего Царства, и масштаб, и величие, и сила; динамика и движение, навевающие несуществующие воспоминания о золотых эпохах и величии рода Дарина. Музыка подгорного народа, музыка кочевников и королей, музыка Средиземья. Что до песни гномов, то о ней имеет смысл сказать лишь одно – куплетов преступно мало! Ах да, что до нашей локализации – то слушать ее в переводе можно лишь с оторванными ушами.

Ричард Армитэдж, по капле выжимавший из своего Торина – хотя на язык просится имя совсем другого героя – сумел не только оформить его образ, но и, в определенном смысле, развить. Даже несмотря на то, что развитие прошло болезненно – как для актера, так и для героя. Куда проще пришлось Мартину Фриману, которого здесь с завидной – и оттого еще более парадоксальной – регулярностью старались отодвинуть на второй план. Но свое место под солнцем он отвоевал, так что по мере приближения финальных титров, играл все более убедительно, апогеем чего стала сцена в пещере, загадки в темноте. Бледный отголосок "Властелина…", и, тем не менее, один из немного светлых лучей – особенно если вспомнить второго участника действия, про которого бесполезно что-либо говорить. На Энди Серкиса надо смотреть.

Простите уж за примитивную аналогию, но на ум невольно приходят крестражи из Гарри Поттера. Если шедевры действительно включают в себя частичку их авторов – тем самым делая их бессмертными в понятном смысле – то, увы, на этот раз Джексон, похоже, пожадничал расставаться с кусочком своей души из, скажем, ключицы. Вот и получилось, грубо говоря, что целая мифология "ВК" уперлась в стену простенькой (читайте "плоской") сказки "Хоббита". Мифология и сказка – чувствуете разницу?

Интересно, конечно, что было бы, если Джексон снял сперва "Хоббита", а уж потом "Властелина", или как бы выглядел фильм, если бы он справился с поставленной задачей, наконец, если бы в кресле главного остался Дель Торо. Может, все-таки стоило пустить его за руль?

Но увы, пока нам лишь остается, скрестив пальцы в сжатых кулаках, молиться, чтобы к старине Питеру все же вернулось озарение и помогло достойно заверить начатое. Хотя там еще впереди пауки… и бочки… все равно надежда зажглась! Пусть и от керосиновой лампы. И если она разгорится, преисполненные величия чертоги Эребора, не уступающие в своем великолепии безднам Мории, наконец, займут достойное место в кинематографическом воплощении Средиземья. А пока…

Уходи "оттуда", Питер! Возвращайся "обратно".

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 287
Kanaff (Зритель), постов: 2222
23 декабря 2012, 20:18
Аватарка пользователя Kanaff
Больше 13 лет на сайте
13
Guest писал(а) 23 декабря 2012, 19:43
Конечно не запомнить, потому что их нет. А "непохожесть, возраст, габариты..." - это, пардон, характеристики ...
Наверно, каждый гном должен был сесть и рассказать историю своего трудного детства, чтобы мы прониклись и запомнили) Вся проблема в том, что их 13 и мебелью они, в принципе, были в книге. Это не один маг, один эльф, один гном, два человека и 4 хоббита, чтобы напрямую сравнивать с раскрытостью братства. Они скорее как Мерри с Пиппином, кто где - фиг знает. Много ли народа их различало после первого ВК? Да и рано про это судить, может раскрытие будет дальше. Однако больше половины гномов уже запомнились. Конечно же, величественный Торин, грозно-боевой Двалин, смышленый Балин, молодые и горячие Фили с Кили. В меньшей степени, самый молодой и наивный Ори, кулинарный эстет Дори, простоватый и болтливый Бифур. Вот про остальных пока практически нечего сказать, но и история еще не закончена)

Guest (Критик), постов: 3426
23 декабря 2012, 20:08
Аватарка пользователя Guest
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Babylon писал(а) 23 декабря 2012, 19:54
"А способность ловить пальцами падающие кольца, похоже, в роду Бэггинсов переходит по наследству не хуже самих ...
Допускаю. Однако на фоне всех прочих потуг это смотрелось не естественно, а неуместно, увы. Вместо "Классная отсылка" получилось "Еще одна пародия на "Братство", совсем уж бесстыдная, тьфу!"

Летописец (Критик), постов: 63299
23 декабря 2012, 20:02
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
algoritn писал(а) 23 декабря 2012, 20:01
Саруман уже был под влиянием Саурона,хотя и сам не догадывался.Да он до последнего думал,что он сам по себе
Он же самый мудрый маг)

algoritn (Критик), постов: 9094
23 декабря 2012, 20:01
Аватарка пользователя algoritn
Больше 12 лет на сайте
12
Forest gamer писал(а) 23 декабря 2012, 19:41
Логично предположить, что Хоббит-2 будет похож на "Две твердыни"))
По поводу Совета. Саруман ещё на светлой ...
Саруман уже был под влиянием Саурона,хотя и сам не догадывался.Да он до последнего думал,что он сам по себе

Guest (Критик), постов: 3426
23 декабря 2012, 19:59
Аватарка пользователя Guest
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Forest gamer писал(а) 23 декабря 2012, 19:41
Логично предположить, что Хоббит-2 будет похож на "Две твердыни"))
По поводу Совета. Саруман ещё на светлой ...
Победили Короля-чародея, хотя, в принципе, это одно и тоже. Но вот надменны и величественны - это ведь не простые правители. Эльфийские вожди, которым тысячи и десятки тысяч лет, которые уже сталкивались не только с Сауроном - неоднократно - но и с его хозяином. И выдерживали второго, и побеждали первого. Хотите сказать, они даже не попытались возразить? По Толкину там были споры и даже легкие подковерные интрижки со стороны Истари. А тут вдруг дружно молчали в тряпочку, рекордно короткое время. И, разу уж мы вышли за рамки фильма, Саруман уже тогда хотел прибрать Кольцо к руками и стать местным Сталиным. Так что должно быть совершенно не так.

Увы, второй "Хоббит" будет скорее "Возвращением короля", а вот третий - "Двумя Башнями". И все потому, что Джексон, в суматохе создания многострадального "Хоббита", планировал не заранее, а на ходу.


Babylon (Новичок), постов: 7
23 декабря 2012, 19:54
Аватарка пользователя Babylon
"А способность ловить пальцами падающие кольца, похоже, в роду Бэггинсов переходит по наследству не хуже самих колец"
Так дело же не в том, что и тот и другой Бэггинсы, а в том что Кольцо одно и то же. ;) И оно в нужный момент отработанным движением скользнуло на палец и тому и другому - Фродо чтобы раскрыть его перед врагами, Бильбо чтобы защитить его от Голлума (раз уж оно решило сменить владельца, чтобы выбраться наконец из-под Мглистых гор).

Guest (Критик), постов: 3426
23 декабря 2012, 19:43
Аватарка пользователя Guest
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Арагорн писал(а) 23 декабря 2012, 19:34
все реплики не запомнить, да и оригинальность их явно не в репликах выражается, а в их непохожести, возрасте, душе, ...
Конечно не запомнить, потому что их нет. А "непохожесть, возраст, габариты..." - это, пардон, характеристики мебели, не персонажей. И если именно в них, по-вашему, выражается "душа" (почему не характер?), то я готов номинировать шляпу Гэндальфа на Оскар за лучшую женскую роль второго плана. А посох - мужскую.

Forest gamer (Киноман), постов: 1711
23 декабря 2012, 19:41
Аватарка пользователя Forest gamer
Больше 14 лет на сайте
14
Guest писал(а) 23 декабря 2012, 19:15
Спасибо. Совет мне не угодил дутой и надрывной торжественностью, которая совершенно не соответствует самому процессу. ...
Логично предположить, что Хоббит-2 будет похож на "Две твердыни"))
По поводу Совета. Саруман ещё на светлой стороне, Саурона победили 400 лет назад, правители надменны и величественны, как и должны быть.
Цитата: " И так весь фильм - что ни сцена, то слабый отголосок трилогии, точнее ее первого фильма." Питер Джексон жестоко просчитался:(

Guest (Критик), постов: 3426
23 декабря 2012, 19:39
Аватарка пользователя Guest
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Арагорн писал(а) 23 декабря 2012, 19:29
ничего не с выражением лица аля решаем судьбы мира, а Саруман если вы не забыли всегда имел предрасположенность ...
Надрывная торжественность к месту не бывает, потому что она надрывная. Обсуждали так горячо, что никто ничего так толком и не возразил, а порешили на том... на чем там порешили? Чего-то я не могу вспомнить вердикт... ах да, Галадриэль шепнула Гэндальфу в мозг, что гномы в спешном порядке эвакуировались. Дол Гулдур? Какой Дол Гулдур, ведь Радагаст - наркоман. На том и закончим. Согласны? Молчим? Значит, единогласно.

Шикарный Совет. Зато теперь ясно, почему Саурон чуть не поставил на колени весь Запад.

Арагорн (Зритель), постов: 573
23 декабря 2012, 19:34
Аватарка пользователя Арагорн
Больше 13 лет на сайте
13
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Guest писал(а) 23 декабря 2012, 19:23
Оригинальны не то слово, особенно те, у которых из реплик только голос "третьего справа во втором ряду" во ...
все реплики не запомнить, да и оригинальность их явно не в репликах выражается, а в их непохожести, возрасте, душе, габаритах), поведении и тд, мне лично они показались яркими
справедливости ради стоит сказать что Бифуру действительно мало времени уделено, но я думаю этот момент исчерпает себя в следующих фильмах

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Крылья
Год выхода: 1927
Страна: США
Жанр:боевик, военный, драма, мелодрама
Режиссер:Уильям Уэллмен
В главных ролях:Гэри Купер, Уильям Уэллмен
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер рассказал об эмоциональной реакции своей супруги на фильм "Аватар 3"
Фантастический фильм может стать одним из очередных провалов студии Warner Bros.
Рэйчел Зеглер раскритиковала Дональда Трампа и его сторонников и извинилась за это
Награждения
Наши рекорды