Рецензия к фильму "Орда". Скромная эпопея
Надо признать, татаро-монгольское иго и православие (точнее истинная вера) в последнее время не особенно волнуют умы наших киноделов. К лучшему ли, к худшему – каждому решать для себя, но, видимо, после таких фильмов, как "Монгол" и "Царь" никто не решается всерьез затрагивать эти темы. Точнее, не решался. Андрей Прошкин, не самый известный автор шести картин, отважился скрестить эти два явления, перенеся на экран историю исцеления Тайдулы, матери хана Золотой Орды (7-ого) митрополитом Алексием.
"Орда" Прошкина есть не что иное, как высокобюджетный арт-хаус. Это модное нынче словечко здесь как нельзя кстати: несмотря на отсутствие необычных ракурсов съемки, диалогов или способов постановки, это кино явно не для всех. Для немногих – совсем немногих, так что лишь молитва "Это все из-за идеи, а не денег ради" способна оправдать его немаленький (по российским меркам) бюджет.
В то же время, справедливости ради, нельзя не отметить филигранную и очевидно грандиозную работу декораторов и стилистов. Благодаря этой работе атмосфера той эпохи была воссоздана пугающе достоверно: грязь, пыль, кровь, балахоны, украшения, рясы, оружие, здания и подвалы, бани и печи – все это завораживает и отталкивает одновременно. Словно начинаешь ощущать отголоски всего того, через что пришлось пройти митрополиту. А заодно и неподдельную радость от осознания того, в какую, несмотря на все ее недостатки, цивильную эпоху мы живем. Мы счастливчики.
Но, разумеется, это не основной посыл киноленты (скорее побочный). Распознавание основного напрямую зависит от мировоззрения каждого зрителя. К примеру, ваш покорный безбожный слуга безмолвные размышления о чудесах, испытаниях верой и моральных вопросах если и разглядел, то далеко не так ярко и явно, как ожидал. Вместо этого он увидел, как режиссер, снимая историю о самопожертвовании и самоотречении, внезапно свел все страдания святого человека на нет. Причем сам того не подозревая.
Либо очень даже подозревая, отчего ему хоть сейчас можно назначать епитимью за такое кощунство. А дело все в том, что после всех неудач целителей и лекарей, после разоблачения всех Гудвинов в возможное чудо верить просто перестаешь. Когда же оно все-таки происходит, голос разума моментально становится по стойке смирно и рапортует о том, что существуют такие вещи, как, например, снежная офтальмия. И что незрячий прозрел необязательно по воле Господа, но скорее всего по воле вечно-слепого случая.
Но самое интересное заключается в том, Как все это Прошкин нам преподносит. Атмосфера Средней Азии Темных веков – это одно, другое дело, что режиссер, на пару с оператором, и сами оказались без ума от визуального результата работы их подопечных. Как следствие: действие развивается очень (Caps lock применять бессмысленно – маловато будет) неспешно. Дуэт сей смакует каждую сцену, каждый кадр, каждое движение каждого героя. Пока происходит действие, успеваешь разглядеть буквально каждую мелочь. Что вдвойне обидно, учитывая то, что ни одна из них никоим образом на сюжет не влияет.
Это, разумеется, выливается в общую затянутость ленты. В иных картинах подобная история прекрасно, в полном объеме проходит фоном, здесь же всякая пытка растягивается неимоверно, превращая само время – в еще одно орудие мучителей. Только мучают теперь зрителей, а не только старца. Все это, безусловно, делает картину насыщенной и живой, но обыденность есть обыденность (а то, что нам показывают на экране, в те времена не было из ряда вон выходящим) – хоть в Средневековье, хоть в 41-ом веке. Подобная чрезмерная созерцательность быстро приедается.
При всей своей претензии на масштабность, при всех ландшафтах, городах и количестве действующих лиц, "Орда" всеми силами стремится к камерности. В чем ей уверенно помогает твердая фиксация на главном герое, Митрополите Алексии, славном продолжателе дел Христовых. Здесь же, кстати, можно делить фильм на две неравные части: завязка, в которой основные события крутятся в семейном кругу хана и основное действие, в котором Алексий "совершает чудо". Грубо говоря, "Орда" к середине превращается в фильм одного актера, Максима Суханова.
К его чести, справился он прекрасно. Опуская подробности съемок (через какие грязи, камни и рваные балахоны ему пришлось пройти), грех не отметить его полную самоотдачу, которая ощущается буквально в каждом кадре, способном похвастаться его лицом. Работа была проделана огромная, это видно – что по вхождению в образ, что по самой игре. И результат, как оказалось, того стоил: несмотря на небогатый выбор из смирения и боли, несмотря на внешний вид, персонаж получился удивительно живой и даже притягательный.
Не менее колоритным вышел и хан Джанибек Инокентия Дакаярова. Узурпатор, чьи повадки и внешность полностью соответствуют характеру. Правда, Розе Хайруллиной чисто внешне он в сыновья годится лишь с неслабой натяжкой (спишем это на штукатурку, которую бедной актрисе приходилось носить практически непрерывно), но общее впечатление все это, слава Богу, не портит.
Напоследок грех не отметить еще одного незначительного, но очень интересного героя – сотника Джанибека, в исполнении Даулета Абдыгапарова. Героя, оттеняющего яркие эмоции всех остальных. Спокойный, молчаливый, внешне покорный. Но за любопытным, как бы скучающим взглядом, то и дело проглядывается контур или бунтаря, или мудреца. А может, и того и другого? Словом, персонаж получился исключительно интересный.
Тема истории Средней Азии, Чингизидов и их ига себя, конечно, не исчерпала – как и тема Древней Руси и православия. Но "Орда" не сказала обо всем этом и половины. Чуда не случилось: прилежная и амбициозная режиссура не смогла превратить скромный сценарий в эпос. Да и мистики не получилось. А посему нам остается лишь ждать следующей попытки, чьей бы то ни было.
Автор: Роман Волохов
- 2
- 1
Guest (Критик), постов: 3426
23 сентября 2012, 20:32
| |
14 |
Кстати, чего до сих пор не пойму, так это наличие лица мальчика-наследника на главном постере. Сугубо символические две минуты в начале фильма, и три - в конце, затрагивающие параллельно-побочную сюжетную линию фильма. А тут вдруг - посередине постера. Загадка. |
Guest (Критик), постов: 3426
23 сентября 2012, 20:29
| |
14 |
AleX писал(а) 22 сентября 2012, 11:13 Спасибо за рецензию)) Видится мне что у фильма будет успешная фестивальная судьба и наследующий Оскар повезут ... Всегда пожалуйста :)
Фильм уже две награды получил на Московском Кинофестивале, был очень тепло встречен нашими критиками и получил билет в Канны. Как минимум еще там должны быть номинации :) Про "Оскар" судить не берусь. Насчет "достоин ли?" мне так кажется, что его под "наградной формат" прямо таки подгоняли. Тяжеловесное действие, обстоятельная постановка, вопросы веры, акцентирование внимания на внутреннем мире главного героя. Антураж - лишь фон, эпохальные события за кадром давят на одного человека. И замашки на Глубинную Глубину, которой толком и нет. Как говорят "не для всех", а такое на фестивалях любят. Я же на такое иной раз вешаю ярлык "переоценено" :) Как и в этот раз :) |
Guest (Критик), постов: 3426
23 сентября 2012, 20:02
| |
14 |
Berns писал(а) 22 сентября 2012, 12:45 (точнее истинная вера)
_________ В каком смысле? Прошу прощения, не совсем конкретно выразился. Подразумевается не фарисейское поклонение иконам, попам и прочим рудиментарным атрибутам веры, а истинная в смысле чистого, прямого контакта человека с Богом. Конвертация мук, лишений и испытаний в чудеса и счастливую загробную жизнь, как это принято у христиан вообще, и православных в частности.
Грубо говоря, носить не крестик на теле, а Бога в душе. |
darkwhite (Критик), постов: 31581
23 сентября 2012, 16:34
| |
13 |
Смешная судьба... Казахстан когда-то завоевал Россию, в 1731 году Россия завоевала Казахстан. Все поражаюсь тупостью Золотой орды, если не тупили и не убивали друг друшку Казахстан бы процветал бы на уровне Китая |
Berns (Киноман), постов: 1258
22 сентября 2012, 12:45
| |
14 |
(точнее истинная вера)
_________ В каком смысле? |
AleX (Критик), постов: 9476
22 сентября 2012, 11:13
| |
15 |
Guest писал(а) 22 сентября 2012, 8:00 Реалистично и по-своему красиво, но неоправданно долго и противоречиво. На редкого любителя, в общем. Спасибо за рецензию)) Видится мне что у фильма будет успешная фестивальная судьба и наследующий Оскар повезут Орду.Какое ваше мнение, фильм достоин успеха и наград? |
Guest (Критик), постов: 3426
22 сентября 2012, 8:00
| |
14 |
Steve Austin писал(а) 22 сентября 2012, 0:32 Честно говоря я так до конца и не понял: понравился ли вам фильм или нет. Реалистично и по-своему красиво, но неоправданно долго и противоречиво. На редкого любителя, в общем. |
Steve Austin (Критик), постов: 5854
22 сентября 2012, 0:32
| |
12 |
Честно говоря я так до конца и не понял: понравился ли вам фильм или нет. |
- 2
- 1
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Пингвин | 9.06 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |