Рецензия к фильму "Знамение". День, когда Земля остановилась насовсем
В 1959-м в средней школе под Бостоном в честь дня её основания закладывают в бетон «капсулу времени» с рисунками младшеклассников о том, каким они видят мир через пятьдесят лет. В 2009-м на очередной годовщине школы капсулу извлекают и раздают рисунки современным младшеклассникам. Всем достаются ракеты и роботы, и только глуховатый сын профессора астрофизики получает странный листок, сплошь исписанный цифрами.
«Скукота» - заключает его приятель, взглянув на рисунок. Но мальчик, даром что сын астрофизика и постоянный зритель канала «Дискавери», предполагает иначе: «Может, это какая-нибудь математическая загадка, вроде ребуса?».
Позднее отец мальчика – Джон Кестлер, недавно потерявший жену и топящий своё горе и разочарование в устройстве Вселенной в бокале с виски, – случайно обнаружит среди цифр на листке дату атаки на Всемирный Торговый Центр и точное число жертв теракта. Начав искать другие совпадения, он выясняет, что на листке перечислены все наиболее значительные мировые катастрофы за последние 50 лет, три из которых вот-вот произойдут. Про последнюю на листке указана только дата, а вместо числа жертв – загадочные буквы ЕЕ, от которых астрофизик теряет покой и сон.
Ощущение близкой неотвратимой катастрофы – тематика многих фильмов в последнее время, знаменующая, что жить стало хуже и мрачней. Голливуд и раньше почти в каждом блокбастере грозил уничтожением Америки или всей планеты, но до недавнего времени в них не было настолько жуткой и давящей атмосферы необратимости и неизбежности кошмарного финала. «Знамение» к тому же поставлено живым классиком кинематографа образов Алексом Пройасом, который своими картинами «Я, робот» и «Тёмный город» подтвердил, что видит несколько больше, чем остальные.
Фильм сделан на грани шьямалановских тягучих размышлений, и сюжет «Знамения» хула-хупом нанизан на один из вечных споров о мироустройстве – про то, есть ли во Вселенной высший порядок или его нет. Мнение Пройаса о том, есть ли у Вселенной план насчет всех нас или нам уготовано лишь бессмысленное прозябание на куске грязи, несущемся по орбите среди холодной бесконечной темноты, обещало быть не банальным звуком. Но Пройас почему-то спекулирует с ответом на главный вопрос: после всех препитий зрители остаются при своих – кто-то верит в порядок, кто-то ощущает хаос, а кто-то просто предпочитает не задумываться.
«Знамение» временами кажется альтернативой «Дня, когда Земля остановилась» 1951 года. Не удивлюсь, если вдруг выясниться, что Пройас задумывал свой фильм как современный вариант той голливудской классики: с поправкой на кризис и выросшую потребность в антидепрессантах. Во всяком случае, это сразу многое бы объяснило.
Фильм выстроен своего рода философским триллером: экшен-моментов в «Знамении» довольно много, хотя почти все они так или иначе засвечены в рекламных роликах. Моменты с самолётом и поездом метро сделаны так реалистично-жутко, что особо впечатлительным могут потом являться в кошмарах и вообще забудутся не скоро. Ну а моменты с теми, про кого вообще лучше ничего не знать, собираясь на просмотр, заставят оцепенеть и хладнокровных.
Выбор Николаса Кейджа на главную роль в «Знамении» вряд ли был случайным. Известный своей кислой миной Кейдж оказался идеальной фигурой для фильма о невыносимо обидно и глупо упущенных возможностях. Алекс Пройас показал, как убог и жалок современный человек в попытках прозреть и спланировать своё будущее, и как много он из-за этого не успевает и упускает из внимания. Роман с симпатичной брюнеткой, душевное общение с другом, чуткость к сыну: каждый из нас с вами, прохлопавший такое – сам себе унылый Николас Кейдж.
Мы всё время занимаемся срочными делами и не успеваем делать важные. И в итоге остаемся на груде черных камешков, которые, как выполненные срочные дела, из которых состояла жизнь: красивые, но бессмысленные. «Знамение» содержит, в сущности, один, но таранной мощи посыл: оно окунает нас в холодящую душу мысль, что всё может кончиться в любую неподвластную нам минуту – хоть ночью в номере отеля, хоть на автостраде, хоть в метро. Хоть вот прямо сейчас.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов
Temiraev (Критик), постов: 2567
29 января 2011, 3:50
| |
13 |
Kostya86 писал(а) 29 января 2011, 2:07 И не говори!))) он в натуре неприостановленный!)) |
Kostya86 (Критик), постов: 1435
29 января 2011, 2:07
| |
14 |
Галчёнок писал(а) 10 апреля 2010, 1:55 Так интересно наблюдать....когда человек спокойненько разговаривает сам с собой :-) И не говори!))) |
Галчёнок (Киноман), постов: 5512
10 апреля 2010, 1:55
| |
|
Так интересно наблюдать....когда человек спокойненько разговаривает сам с собой :-) |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 22 ноября 2024 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, драма, исторический, приключения |
Режиссер: | Ридли Скотт |
В главных ролях: | Педро Паскаль, Дензел Вашингтон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.07 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |