px

Чужие деньги

29.06.2012
Чужие деньги
На страницах нашего ресурса довольно часто разгораются дискуссии на тему важности размера кассовых сборов того или иного фильма, плавно переходящие в рассуждения о "настоящем кино", критериях успешности проектов и незамутненном деньгами киноискусстве. Сам факт возникновения таких дискуссий говорит о прочно укоренившемся в сознании зрителей несколько наивном представлении о сути современного кинематографа и смешении понятий. Увы, кино является искусством ровно в той же степени, что производство автомобилей.

Конечно, никому не придет в голову отрицать наличие мощного творческого потенциала в автомобильной индустрии. В конце концов, ведь над созданием очередного серийного образца работают не только "физики", но и люди далекие от всех этих стартеров, гидроусилителей и ремней ГРМ. Например, дизайнеры, прозревающие внешний облик будущего транспортного средства и придумывающие его интерьер. Еще больше творчества в разработке всевозможных прототипов и концептов, которые затем красуются на престижных автовыставках. А ведь есть еще и болиды "Формулы 1", автомобили специального назначения, эксклюзивные модели, создаваемые по заказу и так далее.

Все они в той или иной степени - продукт творчества настоящих гуру своего дела, и все они не могут существовать без высокоприбыльного серийного производства. Именно оно позволяет автомобильным гигантам вкладывать средства в новые разработки, многие из которых никогда не попадут на конвейер, но позволят украсить головной офис очередной порцией призов и, возможно, определят тенденции развития всей отрасли.

Эта схема в равной степени справедлива для всех современных сфер деятельности человека, содержащих хотя бы следы чистого творчества. В том числе и кино.

А теперь, внимание.

Вероятнее всего, само понятие "кинематограф", означающее в переводе с греческого просто запись движущихся изображений, уже не является достаточно емким, чтобы описать сложнейшие процессы, возникающие в момент написания первой буквы сценария и завершающиеся, когда в зрительном зале вкючается свет после сеанса. Неизменным остался лишь базовый принцип кино, но нынешнее его производство имеет примерно столько же общего с первыми экспериментами братьев Люмьер, сколько создание высокотемпературной плазмы с получением огня трением двух деревяшек.

Наиболее подходящим термином является "киноиндустрия", по аналогии с "автопромом". А коль уж это так, то любые "концепты" (авторское кино), "выставочные модели" (фестивальные фильмы) и прочее могут рождаться в ней только при условии бесперебойной работы конвейера, производящего... да, блокбастеры.

И именно поэтому если проект стоимостью пару сотен миллионов долларов не возвращает вложенных в него средств с удовлетворяющим инвесторов уровнем прибыли, то это означает не только провал отдельно взятого проекта, но и распад целой цепочки производства. А вот это в условиях современной тесной интеграции уже может сказаться не только на следующих проектах конкретной студии и даже судьбе целого жанра.

За примерами далеко ходить не надо. Так, в свое время крах студии MGM, владеющей одной из самых роскошных библиотек фильмов и франшиз, едва не поставил крест на "Хоббите" и развитии "бондианы". Провал пары дорогостоящих фильмов студии Universal привел к закрытию сразу нескольких перспективных проектов, вроде тех же "Хребтов безумия". Из последнего стоит вспомнить весьма слабый прокат "Морского боя", в результате которого были отменены премьеры двух потенциальных блокбастеров - "Броска кобры 2" и "Мировой войны Z". Фильмы отправлены на пересъемки, а последнему даже грозят изменения в сценарии.

Наиболее восприимчив к таким финансовым катастрофам жанр научной фантастики, опирающийся не на популярные произведения, линии игрушек или видеоигры, а на оригинальные идеи создателей. И в этом случае успех "Аватара" позволил студии 20th Century Fox оплатить в том числе следующий свой эксперимент - "Прометей", увы, не оправдавший возложенные на него надежды.

И это только вершина айсберга. Количество куда менее громких проектов, которые оказались отложены или вовсе закрыты из-за сбоев в "конвейерном производстве" вряд ли поддается учету.

Кто-то может спросить: "А как же независимое кино? Оно то уж точно снимается не на деньги голливудских мейджоров и не в расчете на прибыль". Увы, и это лишь еще одно из распространенных заблуждений. Нет, такие фильмы действительно финансируются из независимых источников. Но их создатели, как минимум, рассчитывают на награды престижных кинофестивалей или профессиональных сообществ, вроде Американской Киноакадемии, которые сами давным-давно являются не собранием абстрактных ценителей чистого искусства, а элементами все той же индустрии. И "Оскар" или "Золотая Пальмовая ветвь" - это не просто трофеи, а пропуск в мир больших кассовых сборов. И именно они - истинная конечная цель любого, даже самого независимого кинопроизводства.

Да здравствуют кассовые сборы! Именно они позволяют существовать тому, что все еще гордо именуется киноискусством.

Автор: andrew


Всего комментариев: 49
ficir_baj (Новичок), постов: 37
30 июня 2012, 1:01
Аватарка пользователя ficir_baj
Так, продолжая аналогию кинобиза с автопромом, не понятно на кого бывают расчитаны некоторые дорогущие машинки (фильмы). Ролс-ройсы с мотором от приоры и наклейкой "Хулиган" на заднем лобовом, этакие гибриды в попытке угодить всем и сразу.

ficir_baj (Новичок), постов: 37
30 июня 2012, 0:54
Аватарка пользователя ficir_baj
Процесс создания блокбастеров взаимосвязан с качеством исходного продукта. Меня интересует следующее - неужели киноделы не учатся на своих и чужих ошибках,благо их немерено. Создание синтетических поделок со штапованными сюжетами за огромные деньги в последнее время экономически не выгодно.

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25905
29 июня 2012, 23:18
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Зэпп писал(а) 29 июня 2012, 23:10
по-моему наоборот... когда деньги есть - можно сидеть и говорить что это не главное и прочую банальщину нести.
Зачем же нам, умным людЯм, о банальном?))

Зэпп (Критик), постов: 38896
29 июня 2012, 23:10
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 29 июня 2012, 23:08
Потому что так говорят одни бедняки)))
по-моему наоборот... когда деньги есть - можно сидеть и говорить что это не главное и прочую банальщину нести.

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25905
29 июня 2012, 23:08
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Зэпп писал(а) 29 июня 2012, 23:03
а почему в тексте открыто не критикуется известное выражение "не в деньгах счастье"?)))
Потому что так говорят одни бедняки)))

Зэпп (Критик), постов: 38896
29 июня 2012, 23:03
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
а почему в тексте открыто не критикуется известное выражение "не в деньгах счастье"?)))

Mr Ma (Киноман), постов: 8197
29 июня 2012, 23:03
Аватарка пользователя Mr Ma
Больше 12 лет на сайте
12
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Согласен, да здравствуют кассовые сборы!!!

Andrew (Главный редактор), постов: 74293
29 июня 2012, 22:49
Аватарка пользователя Andrew
Авгур писал(а) 29 июня 2012, 22:40
ну как бы описано то, что и так понятно.
Если бы было понятно, то споров бы не возникало на тему важности кассовых сборов:)

Авгур (Критик), постов: 2919
29 июня 2012, 22:40
Аватарка пользователя Авгур
Больше 14 лет на сайте
14
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
ну как бы описано то, что и так понятно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Джокер 2: Безумие на двоих
Дата выхода: 4 октября 2024
Страна: США
Жанр:драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер
Режиссер:Тодд Филлипс
В главных ролях:Зази Битц, Брендан Глисон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Новый эпизод популярной игровой франшизы не выйдет в 2024 году
Режиссер провалившейся "женской версии" уверен, что его фильм критиковали "трамписты"
Представлен трейлер боевика "Балерина", который расширяет вселенную Джона Уика
Награждения
Наши рекорды