Чужие деньги
29.06.2012
На страницах нашего ресурса довольно часто разгораются дискуссии на тему важности размера кассовых сборов того или иного фильма, плавно переходящие в рассуждения о "настоящем кино", критериях успешности проектов и незамутненном деньгами киноискусстве. Сам факт возникновения таких дискуссий говорит о прочно укоренившемся в сознании зрителей несколько наивном представлении о сути современного кинематографа и смешении понятий. Увы, кино является искусством ровно в той же степени, что производство автомобилей.
Конечно, никому не придет в голову отрицать наличие мощного творческого потенциала в автомобильной индустрии. В конце концов, ведь над созданием очередного серийного образца работают не только "физики", но и люди далекие от всех этих стартеров, гидроусилителей и ремней ГРМ. Например, дизайнеры, прозревающие внешний облик будущего транспортного средства и придумывающие его интерьер. Еще больше творчества в разработке всевозможных прототипов и концептов, которые затем красуются на престижных автовыставках. А ведь есть еще и болиды "Формулы 1", автомобили специального назначения, эксклюзивные модели, создаваемые по заказу и так далее.
Все они в той или иной степени - продукт творчества настоящих гуру своего дела, и все они не могут существовать без высокоприбыльного серийного производства. Именно оно позволяет автомобильным гигантам вкладывать средства в новые разработки, многие из которых никогда не попадут на конвейер, но позволят украсить головной офис очередной порцией призов и, возможно, определят тенденции развития всей отрасли.
Эта схема в равной степени справедлива для всех современных сфер деятельности человека, содержащих хотя бы следы чистого творчества. В том числе и кино.
А теперь, внимание.
Вероятнее всего, само понятие "кинематограф", означающее в переводе с греческого просто запись движущихся изображений, уже не является достаточно емким, чтобы описать сложнейшие процессы, возникающие в момент написания первой буквы сценария и завершающиеся, когда в зрительном зале вкючается свет после сеанса. Неизменным остался лишь базовый принцип кино, но нынешнее его производство имеет примерно столько же общего с первыми экспериментами братьев Люмьер, сколько создание высокотемпературной плазмы с получением огня трением двух деревяшек.
Наиболее подходящим термином является "киноиндустрия", по аналогии с "автопромом". А коль уж это так, то любые "концепты" (авторское кино), "выставочные модели" (фестивальные фильмы) и прочее могут рождаться в ней только при условии бесперебойной работы конвейера, производящего... да, блокбастеры.
И именно поэтому если проект стоимостью пару сотен миллионов долларов не возвращает вложенных в него средств с удовлетворяющим инвесторов уровнем прибыли, то это означает не только провал отдельно взятого проекта, но и распад целой цепочки производства. А вот это в условиях современной тесной интеграции уже может сказаться не только на следующих проектах конкретной студии и даже судьбе целого жанра.
За примерами далеко ходить не надо. Так, в свое время крах студии MGM, владеющей одной из самых роскошных библиотек фильмов и франшиз, едва не поставил крест на "Хоббите" и развитии "бондианы". Провал пары дорогостоящих фильмов студии Universal привел к закрытию сразу нескольких перспективных проектов, вроде тех же "Хребтов безумия". Из последнего стоит вспомнить весьма слабый прокат "Морского боя", в результате которого были отменены премьеры двух потенциальных блокбастеров - "Броска кобры 2" и "Мировой войны Z". Фильмы отправлены на пересъемки, а последнему даже грозят изменения в сценарии.
Наиболее восприимчив к таким финансовым катастрофам жанр научной фантастики, опирающийся не на популярные произведения, линии игрушек или видеоигры, а на оригинальные идеи создателей. И в этом случае успех "Аватара" позволил студии 20th Century Fox оплатить в том числе следующий свой эксперимент - "Прометей", увы, не оправдавший возложенные на него надежды.
И это только вершина айсберга. Количество куда менее громких проектов, которые оказались отложены или вовсе закрыты из-за сбоев в "конвейерном производстве" вряд ли поддается учету.
Кто-то может спросить: "А как же независимое кино? Оно то уж точно снимается не на деньги голливудских мейджоров и не в расчете на прибыль". Увы, и это лишь еще одно из распространенных заблуждений. Нет, такие фильмы действительно финансируются из независимых источников. Но их создатели, как минимум, рассчитывают на награды престижных кинофестивалей или профессиональных сообществ, вроде Американской Киноакадемии, которые сами давным-давно являются не собранием абстрактных ценителей чистого искусства, а элементами все той же индустрии. И "Оскар" или "Золотая Пальмовая ветвь" - это не просто трофеи, а пропуск в мир больших кассовых сборов. И именно они - истинная конечная цель любого, даже самого независимого кинопроизводства.
Да здравствуют кассовые сборы! Именно они позволяют существовать тому, что все еще гордо именуется киноискусством.
Автор: andrew
Конечно, никому не придет в голову отрицать наличие мощного творческого потенциала в автомобильной индустрии. В конце концов, ведь над созданием очередного серийного образца работают не только "физики", но и люди далекие от всех этих стартеров, гидроусилителей и ремней ГРМ. Например, дизайнеры, прозревающие внешний облик будущего транспортного средства и придумывающие его интерьер. Еще больше творчества в разработке всевозможных прототипов и концептов, которые затем красуются на престижных автовыставках. А ведь есть еще и болиды "Формулы 1", автомобили специального назначения, эксклюзивные модели, создаваемые по заказу и так далее.
Все они в той или иной степени - продукт творчества настоящих гуру своего дела, и все они не могут существовать без высокоприбыльного серийного производства. Именно оно позволяет автомобильным гигантам вкладывать средства в новые разработки, многие из которых никогда не попадут на конвейер, но позволят украсить головной офис очередной порцией призов и, возможно, определят тенденции развития всей отрасли.
Эта схема в равной степени справедлива для всех современных сфер деятельности человека, содержащих хотя бы следы чистого творчества. В том числе и кино.
А теперь, внимание.
Вероятнее всего, само понятие "кинематограф", означающее в переводе с греческого просто запись движущихся изображений, уже не является достаточно емким, чтобы описать сложнейшие процессы, возникающие в момент написания первой буквы сценария и завершающиеся, когда в зрительном зале вкючается свет после сеанса. Неизменным остался лишь базовый принцип кино, но нынешнее его производство имеет примерно столько же общего с первыми экспериментами братьев Люмьер, сколько создание высокотемпературной плазмы с получением огня трением двух деревяшек.
Наиболее подходящим термином является "киноиндустрия", по аналогии с "автопромом". А коль уж это так, то любые "концепты" (авторское кино), "выставочные модели" (фестивальные фильмы) и прочее могут рождаться в ней только при условии бесперебойной работы конвейера, производящего... да, блокбастеры.
И именно поэтому если проект стоимостью пару сотен миллионов долларов не возвращает вложенных в него средств с удовлетворяющим инвесторов уровнем прибыли, то это означает не только провал отдельно взятого проекта, но и распад целой цепочки производства. А вот это в условиях современной тесной интеграции уже может сказаться не только на следующих проектах конкретной студии и даже судьбе целого жанра.
За примерами далеко ходить не надо. Так, в свое время крах студии MGM, владеющей одной из самых роскошных библиотек фильмов и франшиз, едва не поставил крест на "Хоббите" и развитии "бондианы". Провал пары дорогостоящих фильмов студии Universal привел к закрытию сразу нескольких перспективных проектов, вроде тех же "Хребтов безумия". Из последнего стоит вспомнить весьма слабый прокат "Морского боя", в результате которого были отменены премьеры двух потенциальных блокбастеров - "Броска кобры 2" и "Мировой войны Z". Фильмы отправлены на пересъемки, а последнему даже грозят изменения в сценарии.
Наиболее восприимчив к таким финансовым катастрофам жанр научной фантастики, опирающийся не на популярные произведения, линии игрушек или видеоигры, а на оригинальные идеи создателей. И в этом случае успех "Аватара" позволил студии 20th Century Fox оплатить в том числе следующий свой эксперимент - "Прометей", увы, не оправдавший возложенные на него надежды.
И это только вершина айсберга. Количество куда менее громких проектов, которые оказались отложены или вовсе закрыты из-за сбоев в "конвейерном производстве" вряд ли поддается учету.
Кто-то может спросить: "А как же независимое кино? Оно то уж точно снимается не на деньги голливудских мейджоров и не в расчете на прибыль". Увы, и это лишь еще одно из распространенных заблуждений. Нет, такие фильмы действительно финансируются из независимых источников. Но их создатели, как минимум, рассчитывают на награды престижных кинофестивалей или профессиональных сообществ, вроде Американской Киноакадемии, которые сами давным-давно являются не собранием абстрактных ценителей чистого искусства, а элементами все той же индустрии. И "Оскар" или "Золотая Пальмовая ветвь" - это не просто трофеи, а пропуск в мир больших кассовых сборов. И именно они - истинная конечная цель любого, даже самого независимого кинопроизводства.
Да здравствуют кассовые сборы! Именно они позволяют существовать тому, что все еще гордо именуется киноискусством.
Автор: andrew
Всего комментариев: 49
Mr Ma (Киноман), постов: 8499
30 июня 2012, 13:13
| |
13 |
ficir_baj писал(а) 30 июня 2012, 0:54 Процесс создания блокбастеров взаимосвязан с качеством исходного продукта. Меня интересует следующее - неужели ... Понимаешь в чем суть, по моему скромному мнению, после съемок крутых блокбастеров остается много костюмов, утвари, техники, производственных мощностей и чтобы добро не пропадало, на нем начинают съемки всякого барахла, причем делают это люди уже готовые работать чуть ли не за еду. А это уже повторные прибыли, и даже если фильм не окупился в прокате, можно зарабатывать и вторичном "отжиме". Телевидению же надо что-то показывать, вот они и закупают все что угодно лишь бы забить эфир, для получения бабла от рекламодателей. Всего лишь бизнес) |
Дарий (Критик), постов: 2893
30 июня 2012, 12:51
| |
14 |
А то, что члены Американской киноакадемии не являются более настоящими ценителями искусства - это действительно печально... |
CheChen (Критик), постов: 17836
30 июня 2012, 12:24
| |
12 |
Пока есть Кэмерон - Фокс будет купаться в молоке) |
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31967
30 июня 2012, 12:11
| |
14 |
Вся беда в "бабках", чем больше вкладываешь в производство и продвижение фильма, тем больше надо заработать (хотя как по мне это плохо сказывается на самом качестве фильме), эксплуатация одних и тех же сюжетных ходов, завышенных как по мне гонорары некоторых актеров, заигранность с новыми технологиями и спецэффектами и т.д. и т.п. |
Captain (Киноман), постов: 1491
30 июня 2012, 11:54
| |
14 |
Отличная статья, спасибо, было очень приятно читать!
Побольше-бы таких! |
Univer$al (Киноман), постов: 1046
30 июня 2012, 11:20
| |
12 |
alexei_27 писал(а) 30 июня 2012, 10:45 А смысл как раз таки не в материальном и духовном. Смысл в удовлетворении человеческих потребностей, какими бы ... Если бы речь шла в том ключе, что искусство сегодня может быть не менее ликвидным и прибыльным товаром, чем не-искусство, я бы тоже согласился. А речь шла о скорее о том, что искусство перестало сегодня быть искусством только потому, что стало продаваться не хуже, чем автомобили. Я так понял соновные посылы статьи. Может быть я чего то не уловил. |
Univer$al (Киноман), постов: 1046
30 июня 2012, 11:07
| |
12 |
alexei_27 писал(а) 30 июня 2012, 10:45 А смысл как раз таки не в материальном и духовном. Смысл в удовлетворении человеческих потребностей, какими бы ... Цитирую : " кино является искусством ровно в той же степени, что и производство автомобилей". Если бы перед словом "кино" стояли слова "современное" или "сегодня", я бы и не вздумал полемизировать. ))) а так получается что речь идет о кинематографе во все времена и во всех его проявлениях. Возможно это просто опечатка автора. Но мне она показалась принципиальной, поэтому я и вставил свой комментарий. )) |
alexei_27 (Киноман), постов: 499
30 июня 2012, 10:45
| |
15 |
Univer$al писал(а) 30 июня 2012, 9:53 Ну, это вы загнули... Никто не спорит, что современный кинематограф в значительной степени опошлен и во многом ориентирован ... А смысл как раз таки не в материальном и духовном. Смысл в удовлетворении человеческих потребностей, какими бы они не были. По этому сравнение с автопромом, опять же на мой взгляд, вполне приемлемо. А любой продавец, будь то услуги или товар, имеет конечной целью извлечение прибыли, как вы правильно отметили. |
Зэпп (Критик), постов: 38896
30 июня 2012, 10:37
| |
14 |
Andrew писал(а) 30 июня 2012, 10:35 Нет, наш кинематограф - это особая история:) у нас такая история не только в кинематографе, а повсеместно. |
Andrew (Главный редактор), постов: 75533
30 июня 2012, 10:35
| |
|
Зэпп писал(а) 30 июня 2012, 10:34 и кончаловскому. Нет, наш кинематограф - это особая история:) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Фильм месяца
Дата выхода: | 31 января 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Пон Джун-хо |
В главных ролях: | Роберт Паттинсон, Марк Руффало |
Реклама
1 | Анора | 8.21 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Артур, ты король | 7.36 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Еретик | 7.24 |
1 | Огниво | 8.17 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
3 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
4 | Лед 3 | 6.71 |
5 | Сто лет тому вперед | 6.04 |
1 | Шрек 5 | 9.13 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.83 |
5 | Балерина | 8.73 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Пингвин | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Представлен список номинантов на главную независимую российскую антипремию "Ржавый бублик"
Комедия "Елки 11" улучшила достижение третьей части
У британского актера и его подружки родился ребенок
Награждения
Наши рекорды