Рецензия к фильму "Белый тигр". Дети войны
Вот и Карен Шахназаров добрался до тематики Великой Отечественной войны, да еще и в канун 9 мая. Что, в общем-то, довольно странно, учитывая его, режиссера, стиль и манеру постановки, бесспорно своеобразные. А если вспомнить его последнюю картину – неудачную экранизацию Чехова "Палата №6" – то странно вдвойне от столь резкого, на первый взгляд, перехода. Тем не менее, все оказалось куда более просто, чем поначалу казалось: потенциально масштабная и традиционно богатая на события тема в руках Шахназарова превратилась в…собственно, сразу даже и не скажешь, во что именно она превратилась. Вопрос лишь в том, хорошо это или плохо.
Поначалу это необычно. Нет обыкновенного для фильмов про войну прославления героизма и ветеранов, нет ярко выраженного патриотизма, нет развернутых боевых действий, да и с персонажами тоже непросто: их истории, и даже отчасти характеры выкручены до минимума, что рано или поздно наводит на мысли об образах, символизме и прочих отдающих философией материях.
Чему, в свою очередь, успешно и с энтузиазмом поддакивают Шахназаров с прочими сценаристами, как, судя по всему, и задумывал автор первоисточника (Илья Бояшов в своем "Танкисте"). Особенно это становится заметно ближе к концу фильма, начиная с эпизода – не думаю, что это спойлер – подписания представителями Германии акта о капитуляции, являющегося, пожалуй, самым странным и тяжелым для понимания (если не бессмысленным – а именно к этому все и ведет) моментом фильма. Право, зачем было растягивать разрываемую редкими голосами и бумажной волокитой щемящую тишину на не один десяток минут? Причем делать это в самом конце, незнамо зачем и с какой целью, ибо на идею фильма это ну никак не влияет.
Что же касается концепции порождений войны и ее неизбежности, то это,в свою очередь, тянет на многотомные/-серийные/-вековые рассуждения и споры, но уж никак не на два часа высказанной в ультимативной форме теории, которая, чего греха таить, больше похожа на тезис. В связи с этим "Белый тигр" утрачивает свою смысловую нагрузку – слишком велика она оказывается для этого фильма, так что картине не остается ничего другого, кроме как подкупать своей формой. Что она с успехом и делает.
Очевидно, желая преподнести и книжные, и собственные далеко не поверхностные думы в как можно более солидной оболочке, Шахназаров завернул историю о противостоянии благополучно "пережившего" 90-процентный ожог кожи (!) танкиста и загадочного немецкого убер-танка в откровенно медитативную, если так можно сказать, оболочку. И это не считая мистики, пронизывающей фильм насквозь, вдоль, поперек и всеми прочими мыслимыми и немыслимыми способами, составляя, таким образом, его каркас.
При всей массовке, бронетехнике, пейзажах и количестве мест действия фильм стремится к камерности. Все прочие – не то, что массовка, даже второстепенные герои – так и норовят отойти чуть ли не на третий план, освобождая лишнее место для Верткова (уже, кстати, работавшего с Шахназаровым в вышеупомянутой "Палате…", притом также исполняя роль главного героя), Кищенко и непобедимого многотонного воплощения немецких духа и военной машины. Результатом этого становится предельная концентрация всей ленты на дуэлянтах и их секунданте. И, надо сказать, это противостояние – с визуальной точки зрения – несомненно, удалось, причем благодаря как отличной актерской игре, так и неожиданно захватывающим танковым поединкам.
Касается все это, прежде всего, Алексея Верткова, поднявшего своей мимикой, своими жестами, манерой речи – иными словами, своим благостным лицедейством – образ потерявшего память танкиста-экстрасенса на должный уровень. Пожалуй, даже на Слишком должный, если оценивать фильм в целом. Благодаря ему (и оттеняющим его персонажа Вахову и Дорджиеву) диалоги и даже периодическое затяжное молчание органично сочетаются с напряженными сражениями. А Виталий Кищенко прекраснейшим образом воплотил на экране вроде бы обычного, но в его "руках", даже не смотря на сценаристов, приобретающего определенную индивидуальность майора, которому то ли повезло, то ли нет, столкнуться с необъяснимыми загадками лицом к лицу.
Можно лишь гадать, зачем Шахназарову понадобилось в откровенно созерцательный, на грани артхауса фильм вдалбливать спорные, но четко определенные мысли поглубже – надеемся, это были сделано лишь ради сохранения канона первоисточника. Но даже в таком случае никак нельзя оправдать провалившийся под конец сценарий, обрушивший вместе с собой выстроенную самим же режиссером эстетическую конструкцию. А кроме всего этого, странно еще и то, что этот фильм пустили в широкий прокат, позиционируя его при этом как очередную если не эпопею, то такую немаленькую зарисовку на столь значительную и, как я надеюсь, близкую людям тему. В то время как ни потрясающая работа оператора, ни тем более Вагнер в качестве музыкального сопровождения не предоставляют – да и не ставят себе такой цели вовсе – предполагаемый масштаб, а лишь обеспечивают должное техническое исполнение немногочисленным бурным изыскам.
Словом, "Белый тигр" – фильм на редкого любителя. Если вы любите не просто смотреть на безмолвные и – с поправкой на мистику – выполненные довольно реалистично бои, а еще и ощущать себя одним из их участников, переживая вместе с героями не только секунды яростных схваток, но и долгие минуты, а то и часы тягостного ожидания – идите на здоровье. В противном случае… в общем, оставляю это на ваше усмотрение. И не забудьте, что после "их последней встречи" можно смело покидать зал, ибо далее на экране ничего путного уже не будет происходить.
Автор: Роман Волохов
- 2
- 1
Steve Austin (Критик), постов: 5854
6 мая 2012, 11:59
| |
12 |
Классная рецензия, которая до последних абзацев побуждает посмотреть фильм. Потом же, потом она яростно разрушает эту прихоть. Спасибо за рецензию))) |
Кассия (Зритель), постов: 1201
5 мая 2012, 15:35
| |
14 |
довольно туманные высказывания, из которых я все-таки сделала вывод, что фильм, кажется, интересный;
мне не хватило формулировки тезиса/теории войны, о котором упомянул автор рецензии; и правильно ли я поняла, что за словосочетанием "непобедимое многотонное воплощение немецких духа и военной машины" прячется танк? |
Mr Ma (Киноман), постов: 8285
4 мая 2012, 17:53
| |
12 |
A L I E N писал(а) 4 мая 2012, 14:54 Опять я разочаровался, а ведь надеялся на лучшее. Очень обидно за очередное творение Российского кинопроизводства. После просмотра трейлера, я уже ни на что не надеялся |
F.i.n. (Зритель), постов: 511
4 мая 2012, 14:59
| |
12 |
Как всегда на высоте,правда сильно много умных слов не сразу понимаешь смысл )))))) |
A L I E N (Киноман), постов: 808
4 мая 2012, 14:54
| |
14 |
Опять я разочаровался, а ведь надеялся на лучшее. Очень обидно за очередное творение Российского кинопроизводства. |
- 2
- 1
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Пингвин | 9.00 |