Рецензия на сериал "Аутсорс". Торговцы правосудием

Ох, какой же глубокий незаживающий шрам на теле нашей страны оставили девяностые годы. Раскрепощение нравов, подражание западной культуре, стремительно захватившее сознание многих граждан, невероятных масштабов разгул преступности и тотальная эпидемия безденежья и безработицы- все эти последствия падения железного занавеса неоднократно находили отражение и в российском кинематографе в том числе. Для меня, как, уверен, и для многих киноманов, среди фильмов на данную тематику особняком стоит творчество нашего культового режиссера Алексея Балабанова. Его дилогия "Брат" и горячо мною любимая черная криминальная комедия "Жмурки" стали настоящим нерукотворным памятником жестокости и кровопролитию тех лет.
Однако, в конце 2023-его года тренд на съемки проектов о лихих девяностых разгорелся с новой силой, чему, безусловно, поспособствовал выход на малых экранах сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте", вызвавшего не малый ажиотаж у зрителей. А еще чуть более чем за месяц до премьеры на стриминг-сервисах криминальной драмы Жоры Крыжовникова в отечественных кинотеатрах вышла лента Александра Велединского "1993", повествующая в том числе о масштабных столкновениях между приверженцами прозападных ельцинских идей, поддержавших изменения в конституции страны, и сторонниками Верховного совета РСФСР, считавшими политические реформы Ельцина провальными.
Эти противоборства едва не закончились гражданской войной и в последствии вошли в анналы российской истории под названием "Черный октябрь". Конечно, уровень шумихи вокруг этого фильма не сопоставим с той бурей обсуждений, коей было овеяно "Слово пацана", но, тем не менее, картина Велединского была благосклонно принята как в прессе, так и рядовыми зрителями, став в частности лауреатом Премии KinoNews в категории "Лучший российский сериал".
Собственно, на этой волне, которую подхватили такие популярные отечественные шоу как "Дети перемен" и "Лихие" Юрия Быкова, мы с вами приплыли к очередной нашей громкой новинке- сериалу "Аутсорс". Данный проект, в отличии от всего перечисленного выше, в большей степени сфокусирован ни на криминальных разборках или уличной культуре тех лет, а на характерных "прелестях" капитализма, с приходом коего приумножение финансовых благ превратилось для многих людей в самоцель и стало навязчивой идеей.
Думаю, вполне уместно будет пошутить, что бессмертная цитата нашего великого соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова, сказавшего в свое время: "Да не оскудеет талантами земля Русская"; в девяностые годы заиграла новыми красками, ибо на какие только изощрённые и далеко не всегда законные авантюры люди шли в стремлении заработать эти самые деньги, дабы жить красиво. Однако если бы тогда вручали премию за самый оригинальный и креативный стартап, то герои сериала "Аутсорс" могли бы с большим отрывом обойти многих соискателей.
Итак, на дворе 1996-ой год. До принятия президентом указа об отмене заключенным, приговоренным к смертной казни, высшей меры наказания и замены оной на пожизненное содержание в тюрьме остаются считанные месяцы. Но сотрудникам одного из таких исправительных заведений, где заключённые ожидают исполнения приговора, расположенном в провинциальном городе Елизово на Камчатке, грядущие изменения еще невдомек. Жизнь работников тюрьмы резко меняется, когда туда на должность надзирателя переводится Костя Волков (Иван Янковский).
Смекнув, что на смерти приговорённых преступников можно зарабатывать, Костя предлагает нескольким надзирателям, тюремному врачу и прокурору своеобразный бизнес-план: разыскивать родственников жертв этих злоумышленников и в обмен на хорошие деньги продавать им возможность своими собственными руками привести приговор в исполнение. Они как бы передают заинтересованному человеку часть своих служебных обязанностей и полномочий, что, собственно, и называется "аутсорс".
Пожалуй, к неоспоримым достоинствам сериала в первую очередь стоит отнести динамичность происходящего.
Это не тот случай, когда повествование две трети сезона топчется на месте, а герои преимущественно занимаются утомительной болтологией с переливанием из пустого в порожнее, тогда как все козыри вываливаются на зрителя в двух финальных сериях, чем сейчас грешат очень многие шоу. Не могу сказать, что события "Аутсорса" стартуют прям с места в карьер, но в данном случае отчётливо видно, что создатели сериала очень старались прописать сценарий так, чтобы созерцатель ни на минуту не заскучал и тем паче не решил бросить просмотр, так и не добравшись до концовки.
Первые две серии нас знакомят с жизненной ситуацией, в коей находятся сотрудники тюрьмы, дабы объяснить, что каждого из них подтолкнуло к решению ввязаться в такой рисковый негуманный бизнес.
И, хотя обстоятельства у всех разные, но конечная причина общая- острая нехватка денег. У надзирателя Саши Рыбкина на носу свадьба, предвкушение коей оказалось омрачено тем, что его невеста после празднования девичника была изнасилована местным авторитетом; прокурор Андрей Михайлов уже связан узами брака, только вот судно его семейного счастья находится на грани потопления, поскольку его молодая жена грезит о красивой жизни, эфемерные миражи коей массово тиражировали на обложках глянцевых журналов, и мечтает поскорее съехать из родительского дома, что становится поводом для ежедневных склок и шумных скандалов; семейная жизнь тюремного врача Петра Алексеевича выглядит, вроде бы, безоблачной, вот только сам доктор чересчур падок на мимолетные связи с легкодоступными женщинами и, по иронии судьбы, к его супруге, работающей дантистом в городской поликлинике, на приём попала одна из любовниц Петра Алексеича, от коей она при осмотре ротовой полости заразилась ВИЧ-инфекцией (причины, по которым эта участь миновала самого тюремного доктора спишем не на причуды сценаристов, а на пути Господни).
И все эти перипетии и невзгоды отдельно взятых семей очень естественно вплелись в удручающий портрет России девяностых годов, буквально слившись воедино с тем хаосом и разрухой, что творились в стране на самых разных уровнях, начиная с правительственного и заканчивая бытовым.
А вот с наступлением третьей серии по темпу развития событий и возрастанию градуса напряжения сериал превращается в отличный стремительный триллер о преступлении и наказании, основной лейтмотив коего, хоть и прост, как пять копеек, но от того не менее актуален- кровавые деньги никогда не принесут счастья своему обладателю. Первая серьезная прибыль, полученная за "аутсорс", произвела на большую часть партнеров по "бизнесу" по истине наркотический эффект- почти всем захотелось ещё, да побольше. Само собой, идея передачи права на исполнение приговора заинтересованным третьим лицам изначально не имела ничего общего с правосудием. Как очень верно подмечал герой известного фильма Квентина Тарантино «Омерзительная восьмёрка» в одном из своих монологов: "Правосудие должно быть беспристрастным, ибо правосудие совершённое с пристрастием всегда рискует не быть правосудием".
Тем не менее, по изначальной задумке Кости "аутсорс" должен был предлагаться лишь родственникам жертв преступников, дабы они могли утолить жажду мести- не самый достойный способ заработка, даже и не спорю, но он всё же подразумевал хоть какой-то свод ограничений. Тогда как Костины компаньоны, почуяв запах доброй наживы, решают преподать зрителю наглядный урок по основам капитализма и, отказавшись от своих принципов, начинают продавать «аутсорс» всем подряд без разбора, лишь бы у покупателя был кошелек потолще. "Хочешь узнать, каково это, лишить жизни другого человека? Заноси денежку, а мы предоставим возможность истязать того, кто и так обречен на смертную казнь". То есть, из некого идейного проекта "аутсорс" превратился в простой кровавый аттракцион, поощрявший чьи-то тёмные маниакальные наклонности. И то, что кто-то из покупателей, забрав в тюремном блоке чужую жизнь, может в последствии войти во вкус и применить свои, так сказать, "новообретенные навыки" к какому-нибудь случайному законопослушному гражданину, большинство из организаторов всего действа, естественно, нисколько не заботило- лишь бы зелёную валюту заносили исправно.
Такой подход к делу вызывает закономерные противоречия в коллективе.
Подельники, которые в таком опасном бизнесе должны прикрывать друг другу пятые точки, вместо этого оказываются втянуты во внутренние распри. Точкой кипения их грызни становится сцена с новосельем прокурора, когда его новенькая квартира, расположенная в одном из лучших районов города, на несколько часов превращается в натуральное змеиное гнездо, где компаньоны, раздираемые неуверенностью и сомнениями, норовят посильнее плеснуть ядом друг в друга. Да и след из трупов, тянущийся за ними, мало того, что становился всё внушительней, так ещё и выходит уже далеко за пределы тюрьмы. Чем дальше соучастники заходят в своих "бизнес-изысканиях", тем меньше замечают, что в плане духовности и морали они, по большому счёту, уже ничем не отличаются от тех заключённых, чью жизнь они столь самоуверенно, с видом честных неподкупных судей, выставляют на аукцион. Отсюда и абсолютно закономерный, на мой взгляд, финал.
И знаете, возможно, это сейчас прозвучит двусмысленно, но в данном случае я хочу сделать именно комплимент создателям- финал наступил слишком быстро. Сериал смотрится на одном дыхании, хотя длина серий на протяжении всего сезона варьируется от сорока пяти минут до одного часа. Но это тот редкий случай, когда восьми серий мне не хватило и я б охотно растянул удовольствие ещё на пару эпизодов. Да, у сценария есть некоторые шероховатости, но на фоне столь сложной истории, поднимающей весьма тяжёлые и неоднозначные вопросы не только к судебно-правовой системе, но и к отдельно взятым её представителям, искренне считающим, что погоны на плечах дают им священное право вершить самосуд, они выглядят очень незначительно.
И лучше всего остроту и злободневность этих вопросов сценаристу Анне Козловой, по моему мнению, удалось передать через сюжетную ветку заключенного по прозвищу "Доктор", который до того, как попал в тюрьму, работал врачом и практиковал эвтаназию- он вводил тяжело больным людям, коих было уже не поднять с больничной койки, некий коктейль из медикаментов, от которого те быстро и безболезненно умирали. И причем делал он это не самовольно, а по просьбе и с благословения отчаявшихся родственников, которым было тяжело смотреть на мучения их близких. Можно ли однозначно и безоговорочно приравнять такого человека к маньякам, насильникам и садистам, которые соседствовали с "Доктором" в блоке смертников? Вопрос весьма и весьма каверзный.
В плане воссоздания портрета эпохи создатели "Аутсорса" также проделали очень качественную работу, уделив внимание даже незначительным деталям, вроде водки, налитой в стаканчик из под йогурта, которую продавали в ларьках. И, в общем-то, центральные персонажи вобрали в себя все худшие черты, что приобрела страна в лихие девяностые годы. Пожалуй, единственным неоднозначным героем сериала стал, собственно, Костя Волков. Во время просмотра я не раз ловил себя на мысли, что Костя в своих методах достижения целей оказался зеркальным отражением готемского гангстера Пингвина из прошлогоднего теле-хита от DC.
Как и Освальд, Костя тоже является мастером психологических манипуляций и умеет очень ловко сталкивать лбами своих горе-подельников, используя для этого их же собственные жадность, непомерные амбиции и злокозненность. А много ли нужно, дабы посеять смуту в кругу тех, кто не чист на руку? Нашептывай каждому в ухо сплетни про другого, а дальше они сами друг друга загрызут. В общем, среди своих недалеких компаньонов, живущих лишь желанием сиюминутного краткосрочного заработка, Костя выглядит единственным дальновидным стратегом, привыкшим быть на шаг впереди оппонента.
Как я уже сказал, Костя Волков тоже не является безоговорочно положительным персонажем, ибо мотив одного убийства, которое он совершил вне тюрьмы, для меня так и остался неясен, а его отношения с женой очень смахивают на некую форму пассивной домашней тирании, но в контексте ситуации с "аутсорсом" именно он становится олицетворением главного, на мой взгляд, посыла сериала - даже в самые тяжелые времена побеждает не тот, кто готов поступиться своими жизненными принципами ради денег, а тот, кто готов поступиться деньгами, предпочтя им верность принципам. Единственное, в чём, по моему мнению, создатели сериала просчитались, так это в выборе актера на данную роль, поскольку Иван Янковский со своей одинаково невозмутимой физиономией в каждой сцене, откровенно говоря, не производит впечатление того противоречивого своенравного философа, коим Костя должен был стать по задумке создателей. У меня после просмотра осталось ощущение, что приглашение Ивана в "Аутсорс" главным образом состоялось на волне успеха "Слова пацана".
Но, если убрать за скобки спорную кандидатуру исполнителя главной роли, то этот сериал, конечно же, стал откровением и большим успехом для отечественных ТВ-проектов.
"Аутсорс" целиком и полностью оправдывает все авансы, выданные ему в российских СМИ еще до официальной премьеры. Его создатели смогли предложить зрителю жёсткий, напряжённый и стремительный триллер, который очень органично вписывается в свои исторические рамки, откровенно показывая жуткие события, имевшие место быть в молодой стране, которая находилась в переходной фазе своего развития. Все причастные к созданию сериала во главе со сценаристом Анной Козловой и режиссером Душаном Глигоровым проделали отличную работу, выдав, возможно, главный российский ТВ-проект этого года.
Летописец (Критик), постов: 63705
9 апреля 2025, 20:02
| |
![]() ![]() 15 ![]() |
Andrew писал(а) 9 апреля 2025, 19:58 Ну, тогда об этом мало кто задумывался. Да, и сейчас наверное Я вырос в династии врачей, об этом уже знали в 80-х. Мой брат об этой теме мусолил как я об Хищнике с 88-го. А так в нашей стране всегда была слабая тема сексуального воспитания. На нем как раз и надо об этом говорить. |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 4986
9 апреля 2025, 20:01
| |
![]() 11 |
...я бы не растягивал! как будто от курса отклонились...а седьмая серия вообще худшая с этим бабским батальоном. А в целом хороший сериал. Я то что ждал, то и получил, местами можно было и по "жёстче". И больше про героя Янковского. Почему он такой, что у него в семье не так? Вот это я еще глянул. |
Andrew (Главный редактор), постов: 76474
9 апреля 2025, 19:58
| |
|
Летописец писал(а) 9 апреля 2025, 19:47 При подобных заболеваниях люди должны друг друга извещать. Иначе, здоровому человеку наносится значительный ... Ну, тогда об этом мало кто задумывался. Да, и сейчас наверное |
Летописец (Критик), постов: 63705
9 апреля 2025, 19:56
| |
![]() 15 ![]() |
Игорь Юрьев писал(а) 9 апреля 2025, 18:51 Благодарю вас, что оценили и опубликовали:)
По поводу заражения- да, я уже прочёл, как это произошло в сериале. ... в основном распространения идут через кровь(можно в автобусе порезаться,на улице,в драках), слизистые(руками и предметами в глаза, нос, рот, ухо), половой контакт. Контакт с мочой и экскрементами заболевшего |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27321
9 апреля 2025, 19:50
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
AleX писал(а) 9 апреля 2025, 18:53 Как всегда блестящая рецензия! Если бы не досадная ошибка в повествовании о том как жена врача заразилась ВИЧ. ... Да нормально всё, антиспойлеры пошли для не смотревших до сих пор) |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27321
9 апреля 2025, 19:48
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Летописец писал(а) 9 апреля 2025, 19:47 При подобных заболеваниях люди должны друг друга извещать. Иначе, здоровому человеку наносится значительный ... Да, особенно когда вообще об этом никто не в курсе. |
Летописец (Критик), постов: 63705
9 апреля 2025, 19:47
| |
![]() 15 ![]() |
Andrew писал(а) 9 апреля 2025, 19:26 Так там из сюжета же следует:) Жена заразилась от мужа, а он от любовницы:) При подобных заболеваниях люди должны друг друга извещать. Иначе, здоровому человеку наносится значительный ущерб. |
Andrew (Главный редактор), постов: 76474
9 апреля 2025, 19:26
| |
|
Игорь Юрьев писал(а) 9 апреля 2025, 18:51 Благодарю вас, что оценили и опубликовали:)
По поводу заражения- да, я уже прочёл, как это произошло в сериале. ... Так там из сюжета же следует:) Жена заразилась от мужа, а он от любовницы:) |
Stanley (Киноакадемик), постов: 847
9 апреля 2025, 19:11
| |
![]() 10 |
Было интересно почитать) Полностью согласен с сравнением с пингвином, прямо в точку) |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 4986
9 апреля 2025, 19:04
| |
![]() 11 |
...приятно читать, когда уже давно посмотрел и понимаешь о чем идет речь |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Год выхода: | 1959 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, драма, исторический, мелодрама, приключения |
Режиссер: | Уильям Уайлер |
В главных ролях: | Хью Гриффит, Джек Хоукинс |
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.42 |
5 | Еретик | 7.22 |
1 | Кончится лето | 8.6 |
---|---|---|
2 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
3 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
4 | Огниво | 7 |
5 | Финист. Первый богатырь | 7 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |