Рецензия на фильм "Мелочи жизни". Значимые мелочи

В последние десять лет ирландское кино сделало качественный скачок вперёд, а его востребованность как у критиков, так и у рядовых искушённых зрителей заметно возросла. Во многом это, конечно, заслуга братьев МакДона, чей вклад в популяризацию ирландских фильмов невозможно переоценить. Но, если о старшем из них, Джоне-Майкле, снявшем вот уже одиннадцать лет назад шедевральную чёрную комедию "Голгофа", которая стала бездонной кладезем колких и очень метких изречений на тему религии, а также остроумно иронизировала над тем, как напускная богобоязненность большинства прихожан, посещавших провинциальную церковь, в повседневном быту моментально сменялась на полнейшую бездуховность, сейчас уже начали подзабывать, то вот младший, Мартин МакДона, режиссёрской хватки не потерял по сей день.
Две его последних полнометражных ленты, "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" и "Банши Инишерина" в годы своего выхода собрали немало заслуженных комплиментов в прессе и претендовали на премию "Оскар", где в основной номинации уступили не самым очевидным претендентам- в первом случае почётная статуэтка в лапах Человека-амфибии уплыла к Гильермо Дель Торо с его фильмом «Форма воды», а во втором- Мишель Йео и Джейми Ли Кертис со своими пальцами-сосисками отвоевали награду для ленты "Все везде и сразу".
Однако, нынешний год для ирландского кино начался противоречиво.
В начале февраля в зарубежный прокат вышел драматический триллер "Уничтожь их". Критики и простые зрители приняли фильм диаметрально противоположно: первые завалили его хвалебными отзывами и общими усилиями набили ему рейтинг в 90 процентов на известном агрегаторе рецензий, тогда как вторые встретили фильм прохладно, закидав его гнилыми помидорами.
И знаете, этот тот случай, когда я полностью солидарен с обычными зрителями, ибо создатели данной картины выдали типовую, ничем не примечательную историю о мести, которой даже такие актёры как Кристофер Эбботт и Барри Кеоган не смогли придать какого-то лоска. Теперь же, спустя месяц, до мировых экранов добралась ещё одна премьера, снятая на родине лепреконов- лента "Мелочи жизни", где на главной роли солирует недавний лауреат "Оскара" Киллиан Мерфи. И по своей тематике это полотно обещает быть куда более щепетильным и животрепещущим, нежели местечковые разборки в ирландской глубинке.
Главным действующим лицом фильма является торговец углём Билл Фёрлонг- честный и порядочный семьянин, который много и усердно работает, строит планы на будущее. Однако ход его тихих размеренных будней нарушает одна сцена, случайным свидетелем коей он становится. Доставляя однажды уголь в местный монастырь, где по совместительству находилось исправительное заведение для женщин, ведших не богоугодный образ жизни, Билл встречает там сильно измученную девушку, которая умоляет его во что бы то ни стало увезти её подальше от этого места. После этой встречи в голову Билла закрадываются большие сомнения относительно методов "перевоспитания", которые практикуют тамошние монахини.
Вообще, за свою многовековую историю католическая церковь неоднократно вязла в различного рода скандалах. В частности, в 2017-ом году на Netflix был выпущен документальный сериал "Хранители", в котором журналисты и просто неравнодушные люди провели расследование убийства монахини Кэтрин Чесник, совершённое в конце шестидесятых годов, обстоятельства смерти которой были вдвойне подозрительны, поскольку незадолго до своего безвременного ухода сестра Кэтти начала подозревать одного высокопоставленного священника (тоже, кстати, ирландца по происхождению) в систематических сексуальных надругательствах над девочками. Масштабы преступной организации, которую вскрыло это расследование, откровенно говоря, шокируют.
Создателям "Мелочей жизни" тоже было куда разгуляться в этом направлении, ибо, так называемые, приюты Марии Магдалины фактически были аналогом работных домов, где женщин заставляли выполнять тяжёлую работу, предлагая взамен лишь еду да кров над головой (и те весьма сомнительного качества), удерживали их там силой, а за малейшие проступки наказывали, в том числе физически.
Тем не менее, авторы картины решили пойти неочевидным путём, сконцентрировав внимание зрителя не на тех жутких вещах, что творились в стенах монастыря, а на фигуре Билла Фёрлонга. По своему посылу и содержанию "Мелочи жизни" тесно перекликаются с двумя лентами: номинантом на последнюю премию Kinonews "Присяжный №2" от голливудского ветерана Клинта Иствуда, а также с отечественным фильмом "Здоровый человек" Петра Тодоровского.
Здесь тоже фундаментом истории являются злоключения и угрызения совести порядочного сострадающего человека, который знает о совершённом преступлении, но, в силу обстоятельств, не может никому рассказать о нём. В итоге перед Биллом встаёт трудная моральная дилемма: придать увиденному огласку, или же сделать вид, что ничего не произошло и просто жить дальше. Рассказать о происходящем в монастыре окружающим будет означать для него вступление в конфронтацию с церковью, что сулит для Билла большие проблемы, поскольку таким шагом он вскроет болезненную социальную рану, о коей не принято говорить во всеуслышанье, а хлынувший из неё поток гноя утопит не только самого обличителя, но и всех его родных.
Поскольку церковь оказывала большое влияние на жителей городка, решение пойти против неё в открытую превратило бы семейство Фёрлонг в изгоев, а также лишило бы возможности дочерей Билла получить образование, ибо городская школа находилась под управлением монахинь- такова высокая цена правды.
Второй же вариант наверняка был бы предпочтительней для большинства людей, попавших в схожую с Биллом ситуацию- просто забыть об увиденном в монастыре и обустраивать свою собственную жизнь. Именно так ему советуют поступить и его супруга, и все знакомые, подкрепляя это аргументами в духе "живи да радуйся своим маленьким ежедневным свершениям"; "лучше будь заботливым отцом и чутким мужем"; "чтобы прожить жизнь счастливо, нужно уметь закрывать глаза на некоторые досадные мелочи"; "твой жест милосердия всё равно ни на что не повлияет, а тебе выйдет боком". Все эти аргументы звучат вполне убедительно- что уж проще, чем закрыв на всё глаза, как ни в чём не бывало еженедельно ходить с семьёй в церковь на воскресную службу?
Вот только совести веки опустить не получиться, чтоб она не замечала того, что ей видеть не положено.
И договориться с ней, или задвинуть её куда-нибудь поглубже в тёмные глубины самосознания у Билла, как и у многих гуманных отзывчивых людей, не выходит. К тому же, по мере повествования нам показывают воспоминания из его детства, по коим становится ясно, что Билл сам был ребёнком, рождённым вне брака. И, если бы его маме не посчастливилось встретить добрых неравнодушных людей, то она тоже запросто могла бы стать заложницей в приюте Магдалины. И мысль о том, что кто-то из его самых близких и родных женщин мог по стечению обстоятельств, или же в результате обмана попасть в подобное заведение и изо дня в день переживать те же моральные и физические унижения, коим там подвергались сотни других женщин, буквально разъедает его изнутри, словно яд.
Всю эту палитру внутренних переживаний главного героя, его внутреннюю борьбу между неприятной честностью и мнимым благоразумием Киллиан Мерфи передал мастерски. Даже удивительно, насколько человек, менее двух лет назад блиставший в роли эпатажного гениального физика, может органично вписаться в абсолютно противоположный образ скромного замкнутого торговца углём и образцового семьянина, коему на душу легла сложнейшая нравственная дилемма. Каждым своим взглядом и жестом его Билл производит впечатление человека отрешённого, которого постоянно грызут мысли об увиденном в монастыре. Этой работой Киллиан в очередной раз подтвердил свою актёрскую незаурядность.
Решение создателей фильма сконцентрировать историю на Билле Фёрлонге дало Мерфи пространство для манёвра в плане игры, фактически превратив фильм в его персональный бенефис. Однако, это же решение имеет и оборотную сторону- в "Мелочах жизни" практически так ничего и не поведали о самих приютах Магдалины. Эта тема так и осталась на уровне догадок и тихих шёпотов в кулуарах, словно страх и неудобство поднимать её от главного героя передались и сценаристам.
Представление о том, что происходило в стенах приюта можно понять лишь по двум вещам: сцене, в которой Билл встречается с сестрой Мэри, настоятельницей монастыря, чью небольшую роль очень здорово исполнила Эмили Уотсон, наградив за отведённые ей пять минут экранного времени свою героиню манерами и повадками заправского мафиози, облачившегося в монашескую рясу, который прекрасно знает на какие болевые точки нужно надавить, дабы случайный свидетель не раскрывал рта; и по короткой информационной сводке, вставленной перед финальными титрами, где приводится число женщин, пострадавших от деятельности приютов Магдалины. Согласитесь, что для полного и объёмного раскрытия темы этого маловато. Так что, всем заинтересовавшимся конкретно вопросом промысла сих богоугодных заведений, придётся искать более детальную информацию в других источниках.
Но в остальном это кино очень и очень актуальное. Да, оно не носит какой-то разоблачительный характер. Лента в большей степени сфокусирована на разумных сомнениях человека, решающегося поставить своё слово, авторитет и положение в обществе против крупной почтенной организации, чьё влияние на социум в разы больше его собственного.
"Мелочи жизни" несут очень правильный гуманистический посыл о человеколюбии
О том, что любому здравомыслящему индивидууму нужно жить не только своими проблемами и интересами, что нужно проявлять чуткость и заботу к страждущим и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Учитывая, что для режиссёра Тима Милантса, который ранее уже пересекался с Киллианом Мерфи на съёмочной площадке сериала "Острые козырьки", это был первый опыт работы над полнометражным кино, у него получилось вполне достойно. Так что, всем любителям неторопливых камерных драм могу смело посоветовать ознакомиться с фильмом.
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1117
вчера, 17:31
| |
![]() ![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) вчера, 17:12 И посмотрите от скуки Завтрак на Плутоне - почти шедевральный фильм Киллиана. Он тогда буквально "подгонял" ... Про «Завтрак на Плутоне» присоединяюсь к рекомендации- Киллиан там крут. |
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1117
вчера, 17:29
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) вчера, 17:06 Игорь, спасибо!
Меня тронуло, что Мэтт Деймон так был впечатлен знакомством с Киллианом Мерфи на съемках Оппенгеймера ... Тебе спасибо, что как и всегда дополнила мой текст своим содержательным комментарием с интересным бэкграундом фильма! |
Constance (Киноакадемик), постов: 17212
вчера, 17:12
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
И посмотрите от скуки Завтрак на Плутоне - почти шедевральный фильм Киллиана. Он тогда буквально "подгонял" Нила Джордана к съемкам, мотивируя тем, что буквально еще год и он, Киллиан, утратит свою безбрежную пластичность и поднять эту роль не сможет. Но они успели и преуспели. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17212
вчера, 17:06
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Игорь, спасибо!
Меня тронуло, что Мэтт Деймон так был впечатлен знакомством с Киллианом Мерфи на съемках Оппенгеймера (как и бельгиец Милантс на съемках Козырьков), что предложил ему некий проект-бенефис под эгидой своей ( с Аффлеком) продюсерской студии. И Киллиан сам выбрал роман, которым долго "болел", и спел в нем свою лебединую песню. Фильм классный, здесь столько скрытого нерва - можно обжечься, хотя внешний рисунок совершенно минималистичен и скуп. Господа, не пропускайте! |
xen04158603 (Критик), постов: 26983
вчера, 16:41
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Не знаю, будет ли это комплимент автору или наоборот, но эту рецензию прочитал на одном дыхании, в отличие от предыдущих) Хотя может это дело просто в настрое. |
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1117
вчера, 16:37
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Евгений S.h. писал(а) вчера, 16:07 Если Киллиана завезут в местный кинотеатр, то сразу же схожу:) Твои тексты, Игорь, не оставляют другого выбора;) Женя, спасибо за приятные слова:)
Завезут ли самого Киллиана не знаю, а фильм должны- он в нашей стране вышел официально;) |
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12179
вчера, 16:34
| |
![]() 8 ![]() ![]() |
xen04158603 писал(а) вчера, 16:12 А если только фильм завезут, без исполнителя главной роли собственной персоной?)) Значит, не получу автограф;)) И придется довольствоваться одним лишь фильмом;)) |
xen04158603 (Критик), постов: 26983
вчера, 16:12
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Евгений S.h. писал(а) вчера, 16:07 Если Киллиана завезут в местный кинотеатр, то сразу же схожу:) Твои тексты, Игорь, не оставляют другого выбора;) А если только фильм завезут, без исполнителя главной роли собственной персоной?)) |
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12179
вчера, 16:07
| |
![]() 8 ![]() ![]() |
Если Киллиана завезут в местный кинотеатр, то сразу же схожу:) Твои тексты, Игорь, не оставляют другого выбора;) |
Jon Smith (Критик), постов: 4623
вчера, 15:34
| |
![]() 11 |
xen04158603 писал(а) вчера, 12:08 Игорь, не обессудь) Сначала посмотрю, потом почитаю) +++ |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Год выхода: | 1958 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мелодрама, мюзикл |
Режиссер: | Винсенте Миннелли |
В главных ролях: | Лесли Карон, Морис Шевалье |
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.48 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.45 |
5 | Еретик | 7.23 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
3 | Огниво | 7.06 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |