Рецензия на фильм "Фабельманы". Исповедь Мэтра
29.12.2022
Хоть я и являюсь большим поклонником творчества Стивена Спилберга, в последние годы меня не покидает ощущение, что различные киноакадемии выдвигают его работы на свои престижные награды в большей степени из уважения к былым заслугам Мэтра и за его громкое имя в киноиндустрии. Понятное дело, что Спилберг уже давно всем всё доказал, оставив за своими плечами богатейшее кинематографическое наследие и колоссальный творческий путь длинною более пятидесяти лет, за которые индустрия кино претерпела множество перестроек и не раз видоизменялась до неузнаваемости. При этом сам Стивен был в ней не просто рядовым обывателем, подстраивающимся под тренды, а одним из тех ярких индивидуумов, который эти тренды задавал, определяя курс развития киноискусства на годы вперёд. Вероятно, сейчас, в силу своего преклонного возраста, Спилберг уже не ищет каких-то новых громких вызовов, а просто работает в своё удовольствие. Безусловно, по совокупности своих заслуг, Мэтр заслужил на это право, но это не отменяет того факта, что в последние годы его творческие кулуары несколько истощились.
К сожалению, Спилберга-фантаста мы в последнее время видим не так часто, а его политические правозащитные драмы, в которых между строк то и дело звучит пафосный гимн патриотизма, уже изрядно набили оскомину. Видимо, Стивен уже и сам почувствовал, что начинает повторяться и от того в прошлом году, сняв ремейк "Вестсайдской истории", решил задать новый виток своему творчеству, в котором отчётливо читается ностальгия по золотым годам его молодости. Его новая лента "Фабельманы" духовно продолжает этот виток. В ней Спилберг, с нежной любовью перелистывая страницы своей памяти, отправляет зрителя в те времена, когда он, будучи желторотым необстрелянным юношей влюблённым в кино, ещё только делал свои первые шаги на режиссёрском поприще.
Действие разворачивается в начале пятидесятых годов прошлого века в Аризоне, где в обычной среднестатистической семье Фабельманов живёт мальчик Сэмми. Но всё же есть одна вещь, делающая их семейство не совсем рядовым. В его родителях встретились две совершенно разных ментальности. Отец Сэма имеет технический склад ума и осваивает находящуюся ещё практически в зачатках область компьютерных технологий, тогда как его мама является творческой личностью, любящей музицировать и смотрящей на жизнь более возвышенным романтизированным взглядом. Удивительным результатом такой противоречивой любви становится универсальность Сэмми, оказавшегося идеальным гибридом двух абсолютно противоположных менталитетов, сочетающим в себе как любовь к искусству, так и способности к инженерным наукам.
По фабуле и манере повествования "Фабельманы" напоминают нечто среднее между прекрасной советской классикой "Человек с бульвара Капуцинов", "Хранителем времени" и биографической драмой о взрослении "Отрочество" Ричарда Линклейтера. Собственно, прототипом юного Спилберга в фильме выступает Сэмми Фабельман, для которого его первый поход в кино становится своего рода выстрелом купидона в самое сердце, ибо после выхода из кинозала он осознаёт, что создание фильмов- это его призвание, в котором можно применить все дарованные его незаурядной генетикой знания и умения. С этого момента каждое место, которое он посещал, становилось его холстом, а камера- волшебной кистью, которой можно нанести на этот холст несколько лёгких мазков, дабы он заиграл не виданными ранее красками.
Однако, центральной темой ленты в большей степени является не становление Сэма, как режиссёра, сколько перипетии в отношениях его семьи. Вопросы нравственности, воспитания и семейных ценностей много раз отзывались в проектах Спилберга звонким эхом. Но в "Фабельманах" Стивен пошёл на откровение, наглядно показав на личном примере, что именно в детстве в человеке закладываются многие страхи и комплексы, преследующие его на протяжении всей жизни. Ведь, зачастую родители не понимают, какое влияние могут оказать их супружеские склоки на ребёнка с тонким душевным устройством. Находясь в эпицентре семейных проблем, видя напряжение в отношениях между мамой и папой, мальчик замыкается в себе, вынашивая в голове груз тяжких мыслей, которые, словно бомба замедленного действия, выплёскиваются, как только на запал попадает случайная искра. И со временем, под влиянием жизненных обстоятельств, Сэм понимает, что в творчестве можно укрыться от проблем, что через объектив камеры можно отфильтровать суровую жестокую реальность, вырезав из неё весь негатив.
Пол Дано, к которому я отношусь очень тепло ещё со времён выхода фильма "Нефть", исполнил роль отца Сэма. Все, кто смотрел ленту Пола-Томаса Андерсона, знают, что Дано умеет устроить яркий перфоманс, но в "Фабельманах" он чересчур уж прагматичен, прямо под стать своему герою. А потому первую скрипку здесь играет Мишель Уильямс, исполнившая роль матери юного режиссёра. Энергичная импульсивная дама, тяжело переживающая каждую личную драму. Мишель Уильямс выдала, пожалуй, свою лучшую роль со времён картины "Семь дней и ночей с Мэрелин", очень вдохновенно изобразив на экране женщину, бесконечно терзаемую сомнениями и непостоянством из-за того, что в своё время она предпочла создание семьи музыкальной карьере. И, если отец Сэма считает увлечение сына кинематографом лишь несерьёзным хобби, то она, напротив, всеми силами подталкивает Сэма заниматься тем, к чему у него лежит сердце, поскольку по собственному опыту знает, что даже семейная жизнь не станет панацеей, когда вся твоя сущность непреодолимо тянется к чему-то возвышенному. Вполне закономерно, что одним из самых эмоциональных моментов ленты стало мудрейшее наставление от одного человека, что, в конце концов, Сэму придётся делать трудный выбор между искусством и семьёй, что кинематограф станет для него даром свыше, ибо вознесёт его до небес, но в то же время и проклятием, ибо оставит в полном одиночестве.
Ещё одна тема, очень хорошо раскрытая в "Фабельманах", заключается в частом непринятии гениев их окружением. Будучи исключительным талантом на съёмочной площадке, за её пределами Сэма воспринимали как человека инакомыслящего, абсолютно не вписывающегося в рамки обыденной жизни, неуместного и даже нелепого, как ярко-красное пятно на белоснежном платье. Чувствуя враждебность окружающих, он ничего не мог с ней сделать, просто превращаясь в сорвавшийся с ветки лист, беспомощно летящий в ту сторону, куда подует ветер. По сути, мы видим на экране формирование Спилберга не столько как режиссёра, сколько как человека.
Однозначно, "Фабельманы" будут интересны поклонникам Стивена Спилберга, поскольку, в отличие от документальных фильмов, в которых жизнь Мэтра показывают сухой и причёсанной, здесь зрители увидят сокровенную исповедь, дополненную добротной игрой актёров и прекрасным музыкальным сопровождением Джона Уильямса. Кто-то может справедливо сказать, что похожих биографических драм о пути известных людей к вершине и так уже снято с избытком, но заслуг создателей картины это нисколько ни умаляет. Лента похожа на цветок, который очень бережно выращивали, но не на продажу, а прежде всего для души.
Автор Игорь Юрьев
К сожалению, Спилберга-фантаста мы в последнее время видим не так часто, а его политические правозащитные драмы, в которых между строк то и дело звучит пафосный гимн патриотизма, уже изрядно набили оскомину. Видимо, Стивен уже и сам почувствовал, что начинает повторяться и от того в прошлом году, сняв ремейк "Вестсайдской истории", решил задать новый виток своему творчеству, в котором отчётливо читается ностальгия по золотым годам его молодости. Его новая лента "Фабельманы" духовно продолжает этот виток. В ней Спилберг, с нежной любовью перелистывая страницы своей памяти, отправляет зрителя в те времена, когда он, будучи желторотым необстрелянным юношей влюблённым в кино, ещё только делал свои первые шаги на режиссёрском поприще.
О чем фильм "Фабельманы"
Действие разворачивается в начале пятидесятых годов прошлого века в Аризоне, где в обычной среднестатистической семье Фабельманов живёт мальчик Сэмми. Но всё же есть одна вещь, делающая их семейство не совсем рядовым. В его родителях встретились две совершенно разных ментальности. Отец Сэма имеет технический склад ума и осваивает находящуюся ещё практически в зачатках область компьютерных технологий, тогда как его мама является творческой личностью, любящей музицировать и смотрящей на жизнь более возвышенным романтизированным взглядом. Удивительным результатом такой противоречивой любви становится универсальность Сэмми, оказавшегося идеальным гибридом двух абсолютно противоположных менталитетов, сочетающим в себе как любовь к искусству, так и способности к инженерным наукам.
По фабуле и манере повествования "Фабельманы" напоминают нечто среднее между прекрасной советской классикой "Человек с бульвара Капуцинов", "Хранителем времени" и биографической драмой о взрослении "Отрочество" Ричарда Линклейтера. Собственно, прототипом юного Спилберга в фильме выступает Сэмми Фабельман, для которого его первый поход в кино становится своего рода выстрелом купидона в самое сердце, ибо после выхода из кинозала он осознаёт, что создание фильмов- это его призвание, в котором можно применить все дарованные его незаурядной генетикой знания и умения. С этого момента каждое место, которое он посещал, становилось его холстом, а камера- волшебной кистью, которой можно нанести на этот холст несколько лёгких мазков, дабы он заиграл не виданными ранее красками.
Однако, центральной темой ленты в большей степени является не становление Сэма, как режиссёра, сколько перипетии в отношениях его семьи. Вопросы нравственности, воспитания и семейных ценностей много раз отзывались в проектах Спилберга звонким эхом. Но в "Фабельманах" Стивен пошёл на откровение, наглядно показав на личном примере, что именно в детстве в человеке закладываются многие страхи и комплексы, преследующие его на протяжении всей жизни. Ведь, зачастую родители не понимают, какое влияние могут оказать их супружеские склоки на ребёнка с тонким душевным устройством. Находясь в эпицентре семейных проблем, видя напряжение в отношениях между мамой и папой, мальчик замыкается в себе, вынашивая в голове груз тяжких мыслей, которые, словно бомба замедленного действия, выплёскиваются, как только на запал попадает случайная искра. И со временем, под влиянием жизненных обстоятельств, Сэм понимает, что в творчестве можно укрыться от проблем, что через объектив камеры можно отфильтровать суровую жестокую реальность, вырезав из неё весь негатив.
Пол Дано, к которому я отношусь очень тепло ещё со времён выхода фильма "Нефть", исполнил роль отца Сэма. Все, кто смотрел ленту Пола-Томаса Андерсона, знают, что Дано умеет устроить яркий перфоманс, но в "Фабельманах" он чересчур уж прагматичен, прямо под стать своему герою. А потому первую скрипку здесь играет Мишель Уильямс, исполнившая роль матери юного режиссёра. Энергичная импульсивная дама, тяжело переживающая каждую личную драму. Мишель Уильямс выдала, пожалуй, свою лучшую роль со времён картины "Семь дней и ночей с Мэрелин", очень вдохновенно изобразив на экране женщину, бесконечно терзаемую сомнениями и непостоянством из-за того, что в своё время она предпочла создание семьи музыкальной карьере. И, если отец Сэма считает увлечение сына кинематографом лишь несерьёзным хобби, то она, напротив, всеми силами подталкивает Сэма заниматься тем, к чему у него лежит сердце, поскольку по собственному опыту знает, что даже семейная жизнь не станет панацеей, когда вся твоя сущность непреодолимо тянется к чему-то возвышенному. Вполне закономерно, что одним из самых эмоциональных моментов ленты стало мудрейшее наставление от одного человека, что, в конце концов, Сэму придётся делать трудный выбор между искусством и семьёй, что кинематограф станет для него даром свыше, ибо вознесёт его до небес, но в то же время и проклятием, ибо оставит в полном одиночестве.
Ещё одна тема, очень хорошо раскрытая в "Фабельманах", заключается в частом непринятии гениев их окружением. Будучи исключительным талантом на съёмочной площадке, за её пределами Сэма воспринимали как человека инакомыслящего, абсолютно не вписывающегося в рамки обыденной жизни, неуместного и даже нелепого, как ярко-красное пятно на белоснежном платье. Чувствуя враждебность окружающих, он ничего не мог с ней сделать, просто превращаясь в сорвавшийся с ветки лист, беспомощно летящий в ту сторону, куда подует ветер. По сути, мы видим на экране формирование Спилберга не столько как режиссёра, сколько как человека.
Однозначно, "Фабельманы" будут интересны поклонникам Стивена Спилберга, поскольку, в отличие от документальных фильмов, в которых жизнь Мэтра показывают сухой и причёсанной, здесь зрители увидят сокровенную исповедь, дополненную добротной игрой актёров и прекрасным музыкальным сопровождением Джона Уильямса. Кто-то может справедливо сказать, что похожих биографических драм о пути известных людей к вершине и так уже снято с избытком, но заслуг создателей картины это нисколько ни умаляет. Лента похожа на цветок, который очень бережно выращивали, но не на продажу, а прежде всего для души.
Автор Игорь Юрьев
Авторы: Игорь Юрьев
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 14
- 2
- 1
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1043
29 декабря 2022, 18:17
| |
9 |
Constance писал(а) 29 декабря 2022, 13:39 Спасибо за бережно выращенный текст - Спилберг был бы польщен, владей он русским языком (может, правда, предки отца ... Знаешь, меня несколько раз смутило во время просмотра, что Спилберг будто самолюбованием занимается. Почти как у Пушкина- памятник себе воздвиг нерукотворный))
А мне как раз понравилось, что его детство/юность показаны без лоска, что Сэма не стали рисовать каким-то золотым мальчиком- незаурядный талант, растущий в серой среде)) |
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24009
29 декабря 2022, 14:56
| |
10 |
Ну хоть лучше Белфаста) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17004
29 декабря 2022, 13:39
| |
11 |
Спасибо за бережно выращенный текст - Спилберг был бы польщен, владей он русским языком (может, правда, предки отца научили)!
Сама довольно прохладно восприняла эту "исповедь", в которых нынче соревнуются желающие оказаться в свете юпитеров кинодеятели. Это, конечно, лучше, чем откровенно конъюнктурный "Белфаст" от Кнннета Браны. Но все равно маловыразительно и бесцветно. Или его детство было категорически бесцветным? |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.21 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Пингвин | 9.06 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Стало известно место нового сериала во временной шкале франшизы "Чужой"
Читатели издания "Новости кино" о фильме братьев Коэнов "Перекресток Миллера"
Фильм Ридли Скотта собирает на старте меньше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды
Что Брана хотел сказать этим фильмом? Просто выдрал кусок своей биографии и показал взгляд на те события и свою жизнь глазами самого же себя школьных лет. К чему было это снимать- не понятно, при всём уважении к Кирану Хайндсу и Джуди Денч, ставших лучшим звеном этой унылой истории…