Желание увидеть в «Совокупности лжи» высококачественную картину оправдано на 99% (сколько больших Имен с ним связано). Однако фактор случая сыграл свое: фильм, список главных создателей которого чуть ли не на половину состоит из оскаровских номинантов, оказался динамичным и мастерски снятым, но лишенным той составляющей, благодаря которой можно сказать «особенный».
Главные герои фильма, агенты Роджер Феррис (Леонадро Ди Каприо) и Эд Хоффман (Рассел Кроу), занимаются проблемами терроризма. Пока первый, находясь практически постоянно на территории стран азиатского конфликта, ведет «полевые» работы, второй командует происходящим, будучи постоянно на связи и наблюдая за происходящим через спутниковые системы. От Иордании до Вашингтона, постоянно меняющиеся координаты – лишнее доказательство того, что цифры в частности, и информация в общем, куда важнее человека. Пока мозг спешит за осознанием динамики перемещения персонажа, сам герой как-то теряет смысл.
Перед Феррисом стоит задача - войти в доверие к людям, как-то связанным с миром бандитских группировок и способным доставить интересующие разведку данные. Хоффман же играет роль координатора и всеведущего судьи с весами – ему решать, кого из появившихся в поле зрения его камеры нужно убить сразу, а кого сделать своим «жучком». Для обоих важна беспристрастность. Они не пытаюсь анализировать происходящее вокруг на чувственном уровне. Их работа – сухая логика. Однако герой Ферриса находит путь для выхода эмоций в заботе о медсестре Аише. Он не может к ней даже прикоснуться, потому что находится на территории мусульманского мира и следует его правилам. Но их отношения – это одна из самых ясных сюжетных линий во всей картине.
Будущий «Робин Гуд», Рассел Кроу играет своего классического героя: немного от детектива из «Гангстера», чуток от фанатичного гения из «Игр разума». Хотя в «Совокупности» главную партию ведет скорее Ди Каприо (герой Кроу выше по рангу, но у его молодого коллеги больше экранного времени). Заросший бородой, густота которой эволюционирует в зависимости от местонахождения Ферриса, Ди Каприо наблюдает, проникает, убивает. Когда – то он боялся шаблонности своего персонажа из «Титаника», теперь ему стоит остерегать героя из «Отступников».
«Совокупность лжи» очень «сплюсованное» кино: много плохих и хороших, много взрывов и выстрелов, ничуть не меньше надежд и поисков. Тонкая шпионская игра, чтобы ее прочувствовать нужно столь же тонко настроенное внимание. Иначе после развязки не удастся выйти с уверенностью в том, кто победил, и против кого шла, собственно, война.
Автор: Алина Епишкина