Начало апреля в империи MARVEL совершенно феерическое. Один за одним отмечают дни рождения: 2 апреля Кларк Грэгг — агент ЩИТа Фил Колсон, 3 апреля Коби Смолдерс — агент ЩИТа Мария Хилл, 4 апреля Роберт Дауни — Железный человек Тони Страк, 5 апреля — Хейли Этвелл, агент ЩИТа Пегги Картер. А тут еще и триумфальный старт на родине второго фильма о Капитане Америка!
В 1991 году Тони Скотт убедил нас, что Джо Халленбек в исполнении Брюса Уиллиса — последний американски бойскаут. Тогда еще не нашли замерзшего в арктических льдах Стива Роджерса, а теперь, когда его нашли и разморозили, стало абсолютно ясно, кто на самом деле последний и что на самом деле значит это слово ``бойскаут``.
Итак, после разминки в командном мероприятии Мстителей, то бишь отражении инопланетного нашествия, Кэп развивается самостоятельно, работая на ЩИТ и параллельно ликвидируя 70-летний ``тайм-аут`` из истории человечества. Он довольно быстро понял как порочен современный мир, как опутан интригами и ложью, но продолжает оставаться все тем же бесхитростным Стивом Роджерсом, обычным парнем из Бруклина. Героем нашего времени стал порок, но капитан Роджерс не прогибается под изменчивый мир, он прогибает его под себя, как поется у Макаревича, не ищет врагов и друзей, но действует в согласии с законами здравого смысла и внутреннего благородства. Крис ни минуты не ``замороженный`` и играет сложную эмоциональную историю человека, коротый пытается быть собой — честным малым и филантропом по убеждениям — в перманентно навязываемых ему критических обстоятельствах.
Эта бесхитростность и определила простоту второй истории о Кэпе. Намекну на всякий случай, что простота не означает примитивность, и что фильм курировал по долгу службы Джосс Уидон, человек крайне изобретательный и конструктивный. Так что пусть вас не смущают несколько ``детских`` реплик ``Хайль гидра`` - это все-таки комикс. Хотя классическим комиксом, и одновременно носальгичексим ретро, была первая часть, этот фильм куда более продвинутый и актуальный. Кстати, в жизни иногда все бывает гораздо смешнее и нелепее. При всей простоте сценария авторы (Кристофер Маркус, Стивен МакФили) педантично продумали массу мелочей и деталей, не забыли ни одной сюжетной линии, ни одного упоминавшегося в первом фильме персонажа, и обеспечили свою ``сольную реплику`` абсолютно каждому участнику событий, как знакомым, так и новобранцам.
Фильм более мощный и зрелищный, чем ``Мстители``, империя MARVEL неуклонно движется на экране по восходящей. Второй фильм о Кэпе получился отличным политизированным экшеном, происходящим ``на земле``, а не в фантастической реальности комикса. Слово политика неизбежно всплывает в голове не в последнюю очередь благодаря участию Роберта Редфорда, чей режиссерский и особенно актерский послужной список включает лучшие голливудские политические триллеры: ``Три дня Кондора``, ``Вся президентская рать``, которыми вдохновлялись братья Руссо в работе над своим фильмом. Правда здесь не сразу понятно, на какой стороне силы Редфорд, темной или светлой.
Экшен динамичный и картинка впечатляющая как в части перестрелок, трогонь, урбанистических разрушений, так и в части рукопашных поединков. Если кто-то полагает малореалистичным, например, нападение на одного из участников игры — силами небольшой армии, среди бела дня, на улицах живущего своей жизнью города — предлагаю пересмотреть ``Сватку`` Майкла Манна (которая автоматически сама приходит на ум), с документальной точностью воспроизводящую реально имевшую место двадцатиминутную перестрелку грабителей банка и копов в центре оживленного мегаполиса среди белого дня. В целом в фильме много отсылок в классике Голливуда в жанре триллера.
Фильм отдает дань не только современным технологиям, которые ураганом обрушились на Рипа ван Винкля наших дней, но и совершенной физической гармонии и красоте маленькой мошки среди этого искусственного великолепия — человеку. Мастерство боевых искусств в рукопашных поединках, возможно, не дотягивает до дилогии ``Рейд``, но местами очень близко к ней подходит. Помнится, когда при подготовке к комедии ``Недетское кино`` Крис Эванс узнал, что будет полностью обнажен в одной сцене, он поселился в спортзале, который с тех пор стал для него родным домом. К нынешнему фильму он освоил паркур, каратэ, джиу-джитсу, бокс и мы имеем возможность полюбоваться всеми его спортивными достижениями. Напомню, что один из противников Кэпа Батрок в жизни чемпион абсолютного бойцовского чемпионата в полусреднем весе в 2007-2013 Жорж Ст. Пьер.
В картине много персонажей, но нет ни одного плоского и безжизненного, да и вся история изобилует подтекстами. Хороши и зомбированный зимний солдат Себастиан Стэн, и еще один бойскаут ``фалькон`` Энтони Маки, виртуозный политикан Роберт Редфорд, директор Фьюри-Сэм Джексон, который не доверяет, по-моему, даже себе, гёрлскаут Коби Смолдерс, скрытная рыжая бестия Черная вдова Скарлетт Йоханссен, которая несколько излишне пристально следит за личной жизнью Кэпа и замучила его советами. Может быть, это любовь?
Фильм совершенно эксклюзивный, сделанный умными и талантливыми людьми, в первую очередь братьями Руссо, влюбленными в свою профессию и с уважением отталкивающимися в своей работе от достижений своих предшественников. Пожалуй, можно назвать его лучшим на сегодня фильмом марвеловской империи.