Любопытная эволюция происходит в современном кино. Мартин Скорсезе, признанный мастер жесткого мужского кино, делает блестящий гламурный блокбастер ``Волк с Уолл стрит``. Дэвид О.Рассел, известный скорее камерными психологическими историями, снимает довольно дерзкий и безбашенный водевиль ``Афера по-американски``. Бразилец Жозе Падилья, мастер крутого экшена, делает в качесте голливудского дебюта перезагрузку вневременной фантастики ``Робокоп`` от ироничного Пола Верховена почти социальным памфлетом с гуманистическим подтекстом. А знаменитый датчанин Ларс фон Триер, аутист со склонностью к эпатажу, впускает, наконец, зрителей в свой мир и предлагает нам трогательно-теплую философски-комедийную притчу ``Нимфоманка. Часть 1``. Не стоит обманываться на его счет — во второй части он жестко компенсирует эту расслабленность, но, пока она есть, воспользуйтесь случаем и познакомьтесь с этим неожиданным Триером.
Профессор Селигман (любимый Триером Стеллан Скарсгард) подбирает в подворотне избитую Джо (возлюбленная Триером Шарлотта Генсбур), окружает ее заботой — чистой пижамой, чаем с молоком, легким разговором на первый взгляд ни о чем. И своим заинтересованным сочувственным вниманием побуждает ее на откровения, почти исповедь, о греховной порочности натуры и богатом опыте общения с мужчинами, которую можно озаглавить ``Нимфоманка: история восхождения``. Правда, по ходу дела мы многократно имеем возможность убедиться, что ``грех`` и ``порок`` как и все в этой жизни, понятия относительные и имеют две стороны.
Фильм первый не столько о нимфоманке и женской сексуальной ненасытности, сколько о жизни в ее многобразии, сложных хитросплетениях нашего мироздания и сознания. В нем понемногу философии, психологии, медицины, эзотерики, религии, законов музыкальной полифонии от Баха до Rammstein, магии чисел от Фибоначчи, мистики, флоры и фауны, сексуальных опытов, искусства флирта, искусства рыбалки... и любви во всех ее проявлениях. Любви к гармонии, красоте, противоположному полу, со всеми ее неожиданностями, сложностями и недоразумениями, взлетами и падениями. Не ждите от фильма жестких порнографических ``откровений`` и блуда, они присутствуют вскользь без самоцели как часть нормальной жизни взрослого человека. И как следует из финальной реплики первой части фильма ``Я ничего не чувствую``, сказанной нашей нимфоманкой, задуманная Триером история куда сложнее и на порядок глубже, чем можно было предположить в начале.
Никогда не была поклонницей Триера, воспринимая его картины как талантлиый, но рассудочный и холодный вызов. Тем неожиданнее впечатление от волнующей эмоциональности и теплой интимности ``Нимфоманки``. Триер вовлекает зрителя в тонкую интеллектуальную игру, обставленную как театрализованный сеанс у дорогого психотерапевта. Очаровывает и подкупает игрой музыки, цвета, света, необычных деталей, визуальных метафор и аллегорий, неожиданно выстроенных кадров — каждый раз неожиданно разных, все в лучших традициях классического авторского кино. Спасибо команде Триера оератору (Мануэль Альберто Кларо) и монтажерам (Мортен Хейбьерг, Молли Марлен Стенсгаард).
Хотя Триера упрекают в беззастенчивом подражании Тарковскому, язык не повернется назвать это плагиатом или имитацией, настолько все визуальные решения выглядят безальтернативными. При этом привычный зрителю саркастичный и язвительный Триер никуда не уходит, наблюдая за развитием событий и время от времени подавая колкие реплики.
Шарлотте Генсбур в первой части отведены реплики без действия. Ее героиню в юности удачно играет дебютантка-француженка Стэйси Мартин — невозмутимая и довольно бесстрастная исследовательница своей сексуальности, почти в духе корифеев сексологии Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон или Альфреда Кинси, но вообще по жизни человек впечатлительный и добрый.
Великолепные яркие запоминающиеся персонажи в исполнении профессиональных звезд. Стеллан Скарсгард — гуру актерского мастерства в роли ироничного и доброжелательного интеллигента-энциклопедиста. Ума Турман — обманутая и психически неуравновешенная жена одного из любовников Джо взрывает экран двадцатиминутным монологом. Кристиан Слейтер — любимый и любящий отец Джо будет одной из самых запоминающихся ролей в его фильмографии, во избежание спойлеров опускаю детали. Шайя ЛаБаф в роли бойфренда юной Джо своей игрой заставляет забыть о собственных прегрешениях за кадром. Хороша даже ``многопытная`` несмотря на возраст подружка Джо — Софи Кеннеди Кларк, которая уже успела засветиться на экране в хитах последних двух лет. Все прочее сладкое, чтобы слишком не перегружать наш желудок, Триер подаст во второй части.
``Нимфоманка: Часть 1`` гармоничное и самодостаточное творение от узнаваемого и одновременно не слишком знакомого Триера. Восхитительно-талантливое, проникающее до глубин, оно еще и томительное предчувствие новых измерений творческой фантазии Ларса фон Триера. Жду уже сейчас!
Роман Волохов написал отличную рецензию, но я не могла остаться в стороне от темы ``Ларс фон Триер как чудо``.