Существует достаточно любопытный эмпирический феномен, который можно сформулировать следующим образом: если индивид позиционирует некую могущественную «систему» своим персональным врагом, то и себя он может считать врагом и угрозой этой системы, даже если она и не знает о его существовании. Как правило, подобное позиционирование слабо обоснованно и служит чисто для поднятия чувства собственной важности и значимости, прямой конфронтации с врагом не требует и единственная форма борьбы, применяемая индивидам- это посты и репосты разной степени фимозности в интернете. Пока до прямых действий не доходит- все это идет в никуда и там остаётся. Однако иногда подобные «борцы с системой» могут во вред себе и окружающим от слов перейти к делу- как правило, беспощадному и насильственному, так как другой конструктив они в данной ситуации не видят. Система не может быть другом- она должна существовать как образ врага, иначе весь смысл теряется. Для закрепления этого нужен миф, которой подтвержден на частностях, а значит- его можно смело экстраполировать на общности. Миф о злых и алчных индустриальных корпорациях- один из таких примеров, ведь куда легче поверить в компромат и демонизацию, чем в обратное. Собственно, именно все вышеописанные образы данный фильм активно эксплуатирует и романтизирует.
Кто такая эта группировка «Восток»? Это банда маргиналов, что любят наносит подлые удары из подтяжка и героически смываться. Они словно воплощенное представление о справедливости юного максималиста, ибо ровно так же верят они в свою правоту. Это мелкие пакостники с «большей» идеей, и отношение к ним ровно такое же. В фильм искусственно пытаются показать, что это не просто какая то нонконформистская молодёжь, а люди с твердой, обоснованной гражданской позицией, которые столкнулись в своей жизни с несправедливостью и теперь активно бороться против нее: один мол паленое лекарство принял, которое одарило его всеми побочными эффектами разом, другой вообще на войне побывал. Это жертвы, которые пошли против своих обидчиков, беспроигрышный и привлекательный концепт. Внушение оно и есть внушение. Подобные образы могут казаться привлекательным, но в жизни все не так: вовсе не обязательно словить побочный эффект от лекарства, что бы стать идейным борцом против корпорации- достаточно иметь незрелые мозги и попасть не в то окружение, что бы стать сторонником радикальных идей. Некоторые люди сами для себя не могут нащупать цели и ориентиры, а тут им их дают в готовом виде- они это и принимают без какого либо скепсиса.
У сюжет был потенциал- но он резко пошел в не туда сразу после начального введения. Все шло нормально до тех самых пор, пока героиня искала след группировки, однако именно в тот момент, когда нас знакомят непосредственно с участниками «Востока»- все становится плохо. Сцена кормежки с ложки- это именно тот момент, когда фильм официально скатывается по наклонной. Зрелище предельно примерзкое и со стороны смотрящиеся странно- вам завязывают руки в смирительной рубашке и садят рядом с деревянной ложкой и миской с каким то компостом- есть можно, но только без рук. Загадка, похожая на издевательство имеет одно, не менее тошнотворное решение- берешь ложку в зубы и суешь ее в рот своему товарищу, тот, в свою очередь, делает так же, и так до полного насыщения. Преподносится это действо со всем пафосом, словно у нас тут своя семейная атмосфера, меркантильным эгоистам не понять. Стоит понимать, что любая структура, которая существует за счет группового взаимодействия имеет внутри себя механизмы скрепления. Подобные практики используются везде, и делается это все ради того, что бы сильнее укрепить групповое сплочение и снизить возможность внутренней дестабилизации. Чистый социальный прагматизм, не более.
Концепция агента под прикрытием, заданная «На гребне волны»- исчерпала себя уже там, любые другие вариации со схожей структурой воспринимаются уже как клише. Дилеммы между служебным долгом и обыкновенной симпатией к бунтарям как таковой нет- все делается чисто по инерции и как правило, по самым иррациональным причинам. Словно неопределившаяся в жизненных приоритетах девочка подросток, главная героиня предпочитает комфорту и стабильности прежней жизни маргинального альфа самца и трехразовое питание из помойки. Серьезно, в конце фильма она демонстративно достает надкусанное яблоко из помойки и с пафосом заявляет, что «люди попусту тратят пищевые ресурсы и выкидывают свежие продукты», и без какого либо сомнение доедает его. Между тем, люди не просто так относиться с отвращением к чужим объедкам- от матерой профилактической диареи никто не застрахован.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что индустриальные корпорации- это действительно легкая мишень для нападок, ведь куда легче поверить в то, что они зло, чем обосновать обратное. Неприглядный пример, как известно, затемняется куда более неприглядным, и сложное всегда сводиться к простому- иначе не поймут. Куда легче показать, как злые и алчные боссы сливают отходы химического производства в реку, чем обосновать неприглядную для экологов истину о невозможности удовлетворения массового спроса путем внедрения экологически- альтернативного производства, особенно на данном технологическом этапе. Пока прогресс до этого не дошел, не стоит принципиально отказываться от «вредного» производства- уж лучше с ним, чем вообще без него.
«Группировка Восток»- это очередной фильм, который вызвал у меня отторжение чисто на идейном уровне. Плох ли фильм сам по себе? Нет. Плохое в фильме только идейное содержание, а если точнее, те выводы, которые преподноситься в итоге. Эко терроризм, как и терроризм вообще- это достаточно сложная тема, которую надо раскрывать в более амбивалентном ключе- нужно делать акцент на самой природе явления, почему так и от чего, а не пропагандировать свою предвзятую мораль и не выставлять этих людей героями. Это даже не претензия авторскому взгляду, это претензия к форме реализации основной идеи. Она слишком черно- белая. Любая относительно благая идея со временем становится лишь предлогом, антагонизм как таковой- непреодолим. Травля системы ее собственным ядом может показаться справедливым, однако где гарантия, что в последствии под раздачу не попадут невинные? Где гарантия, что под видом якобы благих идеалов те же самые ребята не станут творить беспредел куда более циничный и масштабный? Терроризм терроризмом остаётся, каких бы жестких внутренних регламентов он не придерживался, - а значит, он представляет потенциальную опасность для самых широких слоев. Вся беда фильма в том, что для него не существует дилемм- он подобен тем самым экстремистам, что верят в свои ответы. Мне искренне хотелось, что бы в конце фильма всю эту шайку раскатали со всей строгостью, что бы понимали, в какие игры они доигрались. Но нет- этого назидания тут не будет. Взамен нам предложат очередной миф- что с системой можно и нужно бороться. Не удивительно, что финал истории открытый- ибо его логический завершение противоречил бы общему пафосу. Та группа людей, на которых рассчитан этот фильм, с тем же самым успехом проглотили бы фильм обратно противоположный по настроению и все равно бы позиционировали его как нечто срывающие шаблоны. Это не умное зрелище- это нонконформистский мейнсрим, который просто нужно перерасти. От меня- 5 из 10.