Миллионы лет назад на Земле существовал только один материк, Пангея, который из-за движения тектонических плит раскололся на ныне известные вам материки. В настоящее время, посмотрев на карту, отчетливо видно как континенты делятся на конкретные государства с соответствующими границами. Фантазией писательницы Сьюзен Коллинз, чьим пером был написан одноименный роман, представлен совсем иной мир, где присутствуют тоже классовое разделение общества, что и в настоящее время, но с совсем другими устоями, законами и потребностями. Ее работа тут же обрела непомерный успех, к которой пригляделся Голливуд. И по воле случая, в год окончания вампирской саги выходит свежеиспеченная работа многократного лауреата премии «Оскар» Гэри Росса «Голодные игры».
Для меня фильм был темной лошадкой, но к радости становится хитом, подарив новых любимых актеров и удивительный мир будущего. А будущее не является светлым для большей части человечества. Существует Капитолий, верховная столица новоиспеченной страны, под властью которой находятся 13 дистриктов. Последний дистрикт не устраивало такое положение, в результате чего поднялось восстание, которое было беспощадным образом подавлено высокотехнологичной столицей. В память этих событий, а также в назидание оставшимся 12 районам принято решение о проведении ежегодного развлекательного турнира- Голодные игры. Участниками игр становились девочки и мальчики от 12 до 18 лет с каждого дистрикта, по истечению которых должен остаться единственный победитель.
Повествование картины происходит планомерно и органично. С каждым последующим кадром увеличивается динамика событий, пропорционально которой уменьшается число участников. Многие участники безумно напуганы. Но для жителей небесного города начинается торжество, где гламур, роскошь и зрелищность выходят на первый план. Отчетливо разграничиваются оба мира по цветовой гамме. Дистрикты, несмотря на отсутствие необходимых благ для нормального сосуществования, выглядят естественно и живо. Их окружает зеленый мир, который кишит дикими животными и птицами. А Капитолий, напротив, словно выточен из камня и металла, где обитают разукрашенные индивиды, больше похожие на клоунов. И при относительно среднем бюджете детализация объектов выглядит четко, но в большей мере напоминает недоработанную компьютерную графику. Это не столь важно, ведь экранизация может похвастаться открытием новых и присутствием уважаемых актеров.
Жемчужиной фильма является молодая, ныне оскароносная актриса Дженнифер Лоуренс. На моей памяти мало случаев, когда после одной яркой роли актера появляется желание просмотреть предыдущие работы и быть в курсе новых. Лоуренс смогла легко вжиться в свою героиню по имени Китнисс и показать естественность и неподдельность эмоций. В своем огненном платье она приковала внимание не только жителей Капитолия, но и зрителей у экрана. Часть внимания заслуживает и дубляж в лице Натальи Грачевой, сумевшей уловить атмосферу фильма, характер своей героини, которой пришлось нелегко. Немного большей смелости ждал от этой героини, которая скромным образом выставила свои таланты в стрельбе по луку. Она как загнанный зайчик выжидала в кустах, так толком и не продемонстрировав ничего. Возможно, главной причиной этому послужил не совсем корректный зрительский рейтинг, который следовало поднять. Не хватало именно необходимой меры жестокости и насилия, а также откровенных смертей. Взамен этого был предложен вариант «за кадром», куда вход предоставлен не всем. Также не очень понятен любовный треугольник, успевший набрать ход за столь незначительный отрезок времени. Еще вчера Пит повел себя неуважительным образом с Китнисс, но ради спонсорских подачек эта обида была забыта и превращена в неподдельную заботу. С чего бы это? Можно смело констатировать тот факт, что героиня забыла ради чего и для кого должна выжить.
Весьма средние впечатления от игры юных актеров. Молодые «дарования» не смогли раскрыть своих персонажей. Причинами послужили и не достаточное экранное время, а также игра «Кто круче!». Хатчерсона будто заклинило на одном выражении лица, его герой скучен и однообразен. Александр Людвиг, у которого на счету не совсем удачные фильмы и роли, больше смотрел на камеру , нежели играл предоставленную роль. Тут еще зеркала не хватало, чтобы посмотреть на себя. Также успел засветиться брат Тора, Лиам Хемсворт, который, возможно, заполнит пробелы в продолжении и составит должную конкуренцию.
А вот следующие три роли приковали мое внимание и восхищение. Наверняка многим запомнилась слегка сумасшедшая Эффи Тринкет, женщина, которая вытаскивала «счастливчиков» для игры. По ее виду и стилю можно без проблем представить и остальных жителей Капитолия. Мною вспоминаются бертоновская Алиса и советский мультфильм «12 месяцев», где все как на маскараде или цирке, с увеличенными различными частями тела кружат вокруг «Ее Величества». Так и здесь: трудно различить половую принадлежность жителей, мода вернулась в их обиход из средних веков. Тут и ведущий, Стэнли Туччи, невероятно колоритная звезда Голливуда. Его мертвый и пронзающий взгляд из фильма «Милые кости» был просто уничтожен и заменен на безумную улыбку и чистое восхищение от участников игры. Попробуйте послушать в оригинале, как он восторженно произносит «Голодные игры», где чувствуется полная самоотдача. Наверное, самой сдержанной и величественной ролью обладает Дональд Сазерланд, Президент Сноп, который чем-то напоминает мне Энтони Хопкинса. Такие же выражение и манера общения. И мне нравится его герой тем, что он сделает все, чтобы люди из низших слоев не зазнались и не предъявляли чуждых прав.
Борьба за собственную жизнь участников происходит все время, но с недолжным уровнем понимания всей серьезности проблемы. Вроде бы всех предупредили о возможных опасностях их собственные наставники, и они видели сами предыдущие игры, но этого урока было мало.
Техническая работа фильма, за исключением большинства спецэффектов выглядит небрежно, главной причиной пробела является дергающаяся операторская работа Тома Стерна. Но музыкальное оформление Ховарда перекрывает этот недостаток. Особенно впечатляюще его музыка воспринимается при просмотре ознакомительных видео к фильму.
В итоге получилась история, где наглядным образом демонстрируется мир, в котором изменились в худшую сторону прежние ценности людей и отношения друг к другу. Жизнь стала частью шоу. А каким будет это будущее, зависит только от нашего и последующего поколений.