Этой осенью американизированные современные российские комедии были разбавлены фильмом максимально приближенным к нашей действительность. И тема для этого была выбрана самая подходящая - "свадьба". Даже несмотря на ныне модные скептические настроения, совместное сожительство и недолговечность браков данная церемония по сей день остается одной из важных составляющих в жизни многих людей. А подготовка к ней у некоторых персон, особенно у представительниц прекрасной половины человечества, начинается практически с детского сада. Естественно, обряд с многолетней историей давно оброс различными традициями, одни из них продолжают использовать до сих пор, другие приспособили под дань моды, третьи исчезли, но есть и новые, заимствованные у других культур, сказок, голливудских фильмов. Последние особенно привлекательны для молодого поколения, что порой не вызывает энтузиазма у их родителей и родственников.
Именно с этого и начинается сюжет картины "Горько!". Наташа мечтает о свадьбе в стиле "русалочка", а ее отчим, взявший на себя ответственность по оплате мероприятия, видит торжество в классическом стиле. Естественно, протест молодых не воспринимается всерьез, ведь как известно: "кто платит, тот и заказывает музыку". Поэтому ребята решаются на проведение двух свадеб: для родственников и тайной - для себя. Увы, ситуация осложняется тем, что обе церемонии должны пройти в один день.
Итак, зрителю в течение 100 минут предстоит наблюдать за стандартным развитием событий: подготовкой и ведением свадеб. Сценаристу и режиссеру Жоре Крыжовникову даже придумывать ничего не пришлось, благо в интернете полно роликов на данную тематику. Он просто взял их, немного перевел в гипертрофированную форму и соединил в "капустник". Причем, использовал на столько типичные ситуации с безумным количеством выпивки, глупыми конкурсами, дракой и танцами под Верку Сердючку, что каждый русский зритель во время просмотра будет испытывать острое дежа вю. Этот эффект усиливается еще и за счет манеры съемок в ныне модном жанре мокьюментари. Отчего просмотр фильма в кинотеатре превращается в смотрины видеозаписи со свадьбы друга. А действующие лица - это собирательные образы, в которых без труда можно узнать не только соседей по подъезду, но и даже себя. И вот здесь становится совсем не смешно, а очень даже грустно.
Кого здесь только нет. И классическая бабушка охающая от стройной фигуры невесты, и друг детства, незнающий меры в употреблении алкоголя, и дядька со слабым здоровьем, вечно пропадающем в уборной, и десантник, всегда готовый к драке, и гопник со своей лускающей семечки девушкой (Валентина Мазунина), одетой по последней провинциальной моде то в леопардовые лосины, то в сетку, с осветленными волосами и голубыми тенями.
На фоне такого колорита молодожены, впитавшие в себя из телевизора европейские взгляды на жизнь, сначала вызывают сочувствие. Но по мере раскручивания сюжета симпатия и к ним пропадает. Безусловно в этой паре доминирует Юлия Александрова, на долю которой выпала роль Наташи. Ей удалось создать образ избалованной и упрямой натуры, готовой на все ради своей цели. Каких только выражений лица мы у нее не увидим - это и обиженные надутые губки, и слезы, и лицо невинной овечки, и резкие вспышки гнева, и обаятельная улыбка, и смирение. Абсолютно инфантильная девушка, паразитирующая на всех, кто позволяет, а в первую очередь на женихе Романе. В результате персонаж Егора Корешкова оказывается в тени и больше похож на подкаблучника, но в конце он начинает напоминать человека, воспринимающего мир, как есть и не напрягающегося по данному поводу. Его позиция не вмешательства в прения между будущими женой и тестем правильная, да и улыбка очаровательная, собственно больше для такой роли и не надо.
Что касается отчима, то тут Ян Цапник нисколько не уступает Юлии Александровой, он словно и не играл, а прожил жизнь разбогатевшего чиновника, десантника в прошлом. Он раскрывает нам одну из особенностей русского менталитета: важность личностного отношения, так называемых "связей", именно поэтому его сценарий свадьбы строится не только вокруг любимой падчерицы, но и важных гостей. Не понимание этой составляющей общества и вызывает негативную реакцию у Натальи, сопровождающуюся не только открытым неуважением, но и стыдом за своих родных, друзей и даже родителей будущего мужа.
Последние это классические представители простой неблагополучной семьи. Мать Романа сыграла Юлия Стадник, собравшая в себе типичную совковую внешность: осветленные перекисью волосы с химической завивкой, голубые тени и красная помада. Палец в рот будущей свекрови лучше не класть, она всю руку откусит, за словом в карман не полезет, а ее смеху может позавидовать любая лошадь. Так и угадывается заведующая столовой, но нет - парикмахер. Видимо Жора Крыжовников не захотел повторяться с "Реальными пацанами". Для нее свадьба - это трамплин в лучшую жизнь, и она этим горда.
Персонаж отца жениха достался Василию Кортукову, добродушное лицо которого представляет типичный слой аморфных русских мужиков, что кроме выпить, закусить, да что-то придумать больше ни в чем не нуждаются. Они тихонько сидят под крылышками жен, скрывая свою придурь под многозначительным молчанием, но она в нетрезвом виде начинает лезть наружу.
И весь этот близкий и родной русскому зрителю социум разбавляет персонаж Светлакова, который сыграл приглашенную "звезду", т.е. самого себя. С одной стороны, его роль - это очередное повышение статуса отчима в глазах важных гостей и родственников, но с другой стороны, она вызывает сомнения и больше похожа на рекламный ход, рассчитанный на фанатов тех проектов, где засветился "пельмень". Эта мысль еще больше подтверждается при взгляде на постеры, где красуется Сергей, хотя по сюжету герой он далеко не главный. Здесь, конечно, можно и по возражать, что без него участия кульминация могла быть и другой, но с таким же успехом от его замены на другую знаменитость ничего не изменилось. Но на кого еще у нас пойдут смотреть в кино?
В итоге после просмотра данного балагана становится не просто печально, а горько. Конечно, такую горечь будут испытывать не все зрители, некоторые назовут комедию "народной". И это просто ужасно... ужасно чувствовать себя червем из того старого анекдота, тем более, что говорят не место красит человека...
Два червяка сидят в навозной куче. Сын-червяк спрашивает отца-червяка:
- А хорошо жить в яблоке?
- Хорошо, сынок,- вздохнул отец-червяк.
- Папа, а хорошо жить в груше?
- О! Сынок, в груше жить прекрасно,- ответил отец-червяк и еще сильнее вздохнул.
- Тогда скажи мне, отец, а почему мы живем в помёте?
- Это наша Родина, сынок...
(с)